Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Про самоучек

У Фрицморгена тут недавно увидела тезисы по обсуждению  рынка труда:

Теперь смотрят не на профессии, а на набор компетенций ( навыков), и про студентов, которые получают хардскилз (математику, например) и не осваивают софтскилз - умение быть приятным человеком, вписываться в команду.

Очень актуально, сегодня это часто выражается в продвижении преданных и услужливых в ущерб иногда пугающе странным ботаникам-профессионалам, в назначении энергичных (эффективных) менеджеров в отрасли, о функционировании которых они не имеют ни малейшего понятия. Некоторые работодатели и вовсе считают, что можно обойтись и без  образования. потому что со временем можно на практике всему научиться.

Я когда-то писала об американском миллионере Крейне, который "получил самообразование, путешествуя".
Но он ничего и не создавал, а просто заводил перспективные знакомства, вкладывал деньги в нужных людей и в рекомендованные ими нужные предприятия. Для этого у него был штат надежных и знающих  специалистов
В производстве  преданный и услужливый управленец или опытный, но малограмотный работник без фундаментальных знаний, вряд ли сможет обеспечить современными технологиями или провести модернизацию. В масштабах государства это - катастрофа

Вот так и с  Генри Фордом, который тоже не слишком ценил экспертов.
.

Mоdel
.


В статьях про Форда часто пишут Форд изобрел, Форд улучшил..

У многих складывается мнение, что Форд был гениальным изобретателем, гениальным финансистом  и гениальным менеджером. В своей книге он тоже ни с кем не делится своим успехом, не называя имен конструкторов, изобретателей и менеджеров, чьи идеи и проекты привели его к успеху.
Каким образом деревенский мальчик, увлекавшийся механикой и техникой, но изучивший в колледже лишь бухгалтерию стал знаменитым?
В своей книге он много рассказывает о том, как он любил разбирать моторы и собирать часы, о том, чем отличались друг от друга модели его машин, но  ничего - о людях, которые помогали  ему налаживать производство.
Форду приписывают изобретение Модели Т,  сборочной линии и организацию массового производства.

Понятно, что не было бы Форда, если бы не инженер Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler), придумавший самодвижущийся экипаж на четырех колесах, мотор для которого разработал инженер Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach). Вот такой самодвижущийся экипаж и был принят за основу,  с ним начали проводить эксперименты по модернизации, в результате к массовому производству вышла Модель T.

Сборочную линию придумал тоже не Форд, а его конкурент Рэнсом Олдс.
..
.
Рэнсом Олдс придумал использовать запчасти, разбил производство автомобилей на мелкие операции и  разработал стационарную сборочную линию. Это позволило ему в пять раз увеличить производство своей фабрики. Его автомобиль Curved Dash Oldsmobile продавался за 650 долларов США. Если в 1901 году было продано 600 , то в 1902 году - уже 3000, в 1904 - не менее 4000 в 1904 году. Именно этот автомобиль, а не модель Генри Форда T, был первым серийным, недорогим американским автомобилем. В это время Модель С Форда стоила $850, а самым дешевым бв то время был автомобиль Success Model A - $250.

На сборочной линии использовались деревянные столы и металлические стойки, установленные на колесных тележках. Тележки перемещались вручную с одной рабочей станции на другую, где последовательно устанавливались детали и компоненты, пока поцесс сборки не завершался.

Олдса поглотил Дженерал Моторс, на его основе стал производиться Бьюик. Когда в Дженерал Моторс в 1912 году пришел Вальтер Крайслер, он реализовал ряд инноваций, которые вновь сократили время сборки. Крайслер утверждал, что Форд установил свой движущийся конвейер после того, как ее ввели в Дженерал Моторс.

Таким образом, заслуга Форда не в изобретении, а в том, что он внес свою инновацию в идею конвейерной системы. Он сам или его cпециалисты?

Еще одно заблуждение - повышенная заработная плата была придумана не Фордом, а Персивалем Перри.


perry
.
В 1911 году Перри стал директором дочернего предприятия Ford Motor Company (England) Limited, в разговоре с Фордом он был очень озабочен низкой зарплатой в автомобильной промышленности, тяжелыми условиями труда и жизни рабочих. Он считал, что повышенная зарплата рабочим будет отличным стимулом в работе. Эту идею он воплощал в жизнь на своих предприятиях. Это было за три года до введения Фордом его знаменитых 5 долларов..
.
.
Эдсел Брайант Форд (слева)

.
Эдсел был президентом  Ford Motor Company с 1919 по 1943 год ( до своей смерти). С 1919 года Эдсел уговаривал отца отойти от производства Модели Т и сделать что-то новое, он единственный в фирме Форда уделял внимание дизайну. Генри смотрел на деятельность сына скептически, и часто прилюдно унижал, отменял его распоряжения, пользуясь своей неограниченной властью, приближал к себе своих помощников, заставляя  игнорировать Эдселя. Тем не менее, благодаря Эдселю многие идеи были воплощены в жизнь.
.

Kanzler
Эрнест Карлтон Канцлер,
юрист,выпускник Гарварда
американский банкир, исполнительный директор
.
Всем известно, как Генри Форд не любил банкиров, но Канцлер стал родственником Генри, Эдсель Форд и Эрнест Канцлер женились на сестрах. Эдсель привел Канцлера в бизнес, и тот воспринимался Генри, как члена другой, команды. Канцлер, имел множество связей, занимался продажами и денежными операциями.

Эдсель и Канцлер были одного поколения, они были сторонниками всего нового и не боялся об этом говорить, потому он не мог нравится Генри. Канцлер был единственным, кто возмущался третированием Эдселя, он был настолько смел, что подготовил и передал Форду записку, где сформулировал все недостатки Модели Т, что привело к еще большей конфронтации с Генрию При этом, Канцлер сыграл немалую роль для увеличения продаж .

В 1926 году Канцлера вынудили уйти, он занялся банками и финансами, но вскоре он опять был привлечен не раз к деятельности компании Форда, разрабатывая выгодные схемы финансирования компании, доставая деньги в кризисных ситуациях.

Но пора перейти к людям, работавшим на Форда, которых он в своей книге называл "мои помощники"


Walter E. Flanders
1871 - 1923
.
Уолтер Фландерс был изобретателем. Он изобрел различные многорядные сверлильные, расточные  и шлифовальные станки. Когда дело доходило до сокращения расходов на поставку и инвентаря,  не было никого лучше, чем Уолтер Фландерс.

Его подчиненные восхищались им, и Генри Форд немного беспокоился тем, что сила личности Фландерса может стать проблемой, что Фландерс может сокрушить его аворитет и, возможно, станет конкурентом  в его собственной компании.

Уолтер Фландерс знал, что у него нет перспектив для роста у Форда, а он хотел сам выпускать автомобили.
В 1908 году он покинул Форда вместе c еще двумя специалистами, он начал выпускать автомобиль  Flanders, внешне не отличимый от Модели T Форда.
.
Книга "Заместители Генри" (Henry's Lieutenants by Ford R. Bryan) содержит большой список людей, работавших на Генри Форда, разрабатывавших проекты автомобилей, технологические процессы, занимавшихся его финансами.
.
.
Йожеф Галамб -выпускник Будапештского Промышленного технологического инженерного училища,  практиковался в автомобильной компании Адлер  во Франкфурте, генеральный конструктор компании Форда, занимался разработкой систем и деталей для модели Т, участвовал в разработке сборочной линии, проектировал трактор Fordson.
.
Гарольд Уиллс закончил курсы по металлургии, химии и машиностроению.  Был правой рукой Форда, потому что тот не умел читать сложные чертежи.Уиллс занимался изучал сплавы, именно он принес в автомобильную промышленность использование молибденовой стали. Запатентовал множество изобретений, покинул Форда в 1919 году и безбедно жил на патенты

.
Wills 1915
.
.
Помощник Уиллса,  Питер Мартин (Peter E. Martin), имел образование 5 классов,
.
ed martin
.
Чарльз Соренсен (Charles E. Sorensen), специального образования не имел, пришел работать к Форду  модельщиком, как и большинство других менеджеров Форда, он не имел официальной должности и работал, по мере необходимости  и желанию Форда, в качестве модельера, литейного инженера, инженера-механика, промышленного инженера, менеджера по производству, а в конце своей карьеры - руководителя, отвечающего за все производство.
.
.
round the table
.
Когда Форда покинул Фландерс, Генри Форд вызвал Питера Мартина и  Чарльза Соренсена в свой кабинет и поручил им пойти и запустить завод Piquette, а о титулах не беспокоиться. Считается, что Мартин был «Начальником производства» и «правой рукой» Генри.

Однако, из-за того, что Генри Форд не беспокоился о титулах своих помощников, не менее шести его менеджеров претендовали на тот же титул. Говорят, Генри даже нравилось устраивать своим помощникам  конкурентную борьбу за право быть главным заместителем, он говорил им: соперничайте, пусть победит лучший.
Поэтому соперничество часто заканчивалось грубым выживанием тех, кто мог составить конкуренцию. Для укрепления своих позиций Соренсен подбирал верных помощников. В качестве такового он привел к Форду Гарри Беннета, который быстро выдвинулся, как главный и незаменимый из всех заместителей Форда.

Питер Мартин был ответственным за производство и конвейер, нередко он сам стоял у конвейера со спидометром. Питер Мартин считал, что $5  в день - слишком большая зарплата, сам он в 1913 году за увеличение выпуска получил бонус в $18000
.
Во время кризиса 1920-года, когда Форд, как он  рассказывал в своей книге,  избавлялся от ненужного, были уволены многие способные руководители. В это время ушел Уильям С. Кнудсен , что было особенно болезненной потерей для компании.
.
William S Knudsen.jpg
William S. Knudsen
.
Кнудсен имел за плечами девять лет школы, и два года датской государственной технической школы, которую он окончил с отличием.
В Империи Форда Кнудсен спланировал и открыл пятнадцать заводов, еще три были построены в Европе. Кнудсену Форд был обязан и за разработку эффективных технологических процессов. Совместно с архитектором Альбертом Кохом они продумали наиболее эффективную форму помещений и размещения в них оборудования  для обеспечения максимальной скорости сборки.
Его назначили отвественным за производство на заводе Highland Park, где он научился выкрикивать "Поторопись" на пятнадцати языках. Однако,  рабочие его уважали.Зато у него были конфликты с Сомерсеном, доходило почти до кулаков, но Генри Форд всегда принимал сторону Сомерсена, профессионализм для Генри значил меньше, чем преданность.

Кнудсен с отвращением относился к бессердечному отношению Форда к сотрудникам и не понимал непримиримой приверженности Форда модели T.  Кнудсен сам ушел от Форда в 1921 году, его тут же взяли в General Motors, где он сразу же увеличил количество продаж Chevrolet, которые превосходили продажи Форда до 1927 года. . В 1924 году Кнудсен уже заведовал производством Chevrolet , а в 1937 стал президентом General Motors.
.

Clarens Avery
.
Закончивший Промышленный институт Кларенс Авери, отвечающей за разработку конвейерной линии( Clarence W. Avery), в 1927 году тоже покинул Форда из-за разногласий с Соренсеном.

Глава завода Руж Чарльз Соренсен был самым известным менеджером-тираном, и он поощрял (или часто принуждал) своих мастеров следовать его примеру. По словам историков, когда Форд уменьшал цену на автомобиль, неизбежно следовало давление Соренсена с целью увольнения менее расторопных и несговорчивых, чтобы держать огромный завод в максимальном напряжении.

Об Уиллсе или Авери мало кто знает, зато Чарльз Соренсен известен многим, не только потому что он долго  был управляющим, но и потому что, в отличие от других, написал книгу.
В ней он, например, заметил, что несмотря на то, что Канцлер имел гарвардский диплом юриста и отсутствие заводского опыта, он "хорошо работал" и "хотел быть полезным".
У нас была традиция начинать работать с самого низа, Канцлер был исключением, думаю, поэтому мистер Форд его не любил.

Соренсен считал также, что Генри Форду не правилось влияние Канцлера на Эдсела, мистер Форд хотел, чтобы Эдсел был независимым.
..

THF95368
.
Ford Motor Company Executives in Superintendent's Office at Highland Park Plant, 1914
.
Ford 1
Charles Sorensen, Edsel Ford, Henry Ford, P. E. Martin, Charles Hartner,
and Fred Rockelman at the Ford Rouge Plant, circa 1927
.

К 1940 году, как утверждают Nevins и Hill в своей книге Ford Decline и Rebirth, Генри Форд прислушивался только к Соренсену, P.E. Мартину и Гарри Беннетту.

Как видно, от Форда уходили более грамотные люди, управление производством постепенно перешло к малограмотным, но к старательным, преданным и услужливым. Может быть в этом была проблема Модели T, которая не модернизировалась?

И уж точно, проблемы управления людьми заключались в неправильном критерии выбора управляющих, которые вместо того, чтобы использовать знания и мозги для изобретения новых технических  методов ускорения производства, до предела использовали жизненные ресурсы работавших на них людей, а для сокращения затрат - старый способ сокращения рабочей силы.

Лишь в 1926 году Форда, наконец, смогли убедить, что Модель T  уже давно выработала свой срок, модель  А  заменила ее, благодаря сыну, Эдселю Форду.

Форд же до самого  конца своей жизни не отдавал бразды правления ни своему сыну, ни внуку,  настаивая на своем, даже если его решения приводили к  убыткам.

THF129694



Продолжение следует

Источники

Henry's Lieutenants by  Ford R. Bryan
My Forty Years with Ford by Charles E. Sorensen, Samuel T. Williamson
The People's Tycoon: Henry Ford and the American Century by Steven Watts
Ford: Decline and Rebirth, 1933–1962. By Allan Nevins and Frank Ernest Hil
https://en.wikiquote.org/wiki/Charles_E._Sorensen
http://www.eyewitnesstohistory.com/ford.htm
http://emfauto.org/EMF_history.php
Tags: Образование, Форд
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Время пришло

    . Часы французского ювелира Рене Лалика, 1921 год Я не могла пройти мимо такого изящества :) Приiшло самое лучшее питерское время - время…

  • Война и Мир после Победы. Албания 1949-1953.

    Сообщение прессы 1945 года о том, что три государства (Албания, Югославия и Болгария) решили организовать "Малую Россию". Каждое…

  • Война и Мир после Победы. Корея. Часть 2

    Инаугурация,1948 г. Война и мир после Победы. Содержание цикла . Война, действительно жестокая, велась якобы в защиту режима Ли. Если не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments