Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

О концентрации и деградации труда

Капиталист – это человек, обладающий здоровьем, силой и уменьем.
Если он может наилучшим образом применить свою силу, здоровье и уменье,
он становится «хозяином».
А если он умеет еще более целесообразно применить все эти качества,
он становится хозяином хозяев, т.е. руководителем промышленности.
Генри Форд, 1926 год

Ностальгируя по Империи, наши граждане любят рассказывать о том, как хорошо жилось русскому рабочему, с высокими заработками и низкими ценами на продукты. Получается, что рабочий был совершенно удовлетворен существующим положением, а революция произошла исключительно из-за козней зарубежных врагов и неких большевиков.

Генри Форд начинал в те времена, когда первые русские капиталисты так же стремительно наживали свои миллионы. Многие из них, как и Форд, вышли из баптистов, уделявших особое внимание труду, бережливости и накоплению. Форд так же, как и русские капиталисты, готовил себе кадры в специальных школах, создавал свои магазины для рабочих, пытался улучшить их быт, как считается, исключительно, из любви к ближнему.

Однако, так же как и в случае с русскими капиталистами, энергичная деятельность Форда, мечтавшего изменить мир, не приносила счастья рабочим, а скорее усугубляла  взрывоопасную обстановку.

Когда говорят о Генри Форде, то представляют завод по сборке автомобилей. Между тем, Империя Форда была куда обширнее. Главной целью Форда было достижение полной самообеспеченности путем владения, не только сборочными цехами, но и ресурсами, необходимых для производства автомобилей.




Ford Motor Company's Rouge Plant, 1931

Ford Motor Company когда-то владела 700 000 акрами леса, железными рудниками и карьерами известняка в северных районах Мичигана, Миннесоты и Висконсина. Форд шахты занимали тысячи акров богатой углем земли в Кентукки, Западной Вирджинии и Пенсильвании. Ford даже купил и управлял резиновой плантацией в Бразилии. А чтобы бесперебойно управлять доставкой необходимых для производства материалов, Форд владел флотом и региональной железнодорожной компанией в Мичигане.



Форд создал то, что сегодня часто называют «производством с вертикальной интеграцией».
Зачем зависеть от поставок стали, резины и стекла,когда я могу сделать это сам? Зачем беспокоиться о стоимости электроэнергии, когда я могу построить свою собственную электростанцию?

Комплекс Ford River Rouge - автомобильный завод Ford Motor Company, расположенный в в нескольких милях к югу от Детройта в месте слияния рек Руж и Детройт, строительство которого было завершено в 1928 году, занимало площадь в полторы мили в ширину и чуть больше мили — в длину. Это был крупнейший в мире интегрированный завод, выполнявший операции от производства стекла до выпуска готового автомобиля. Мощная электростанция производила достаточно электроэнергии для освещения города размером с близлежащий Детройт, а завод по переработке сои превращал соевые бобы в пластмассовые автозапчасти. Рейсовые автобусы по расписанию доставляли на завод рабочую силу.

Это был город без жителей. На пике в 1930-х годов в Руже работало более 100 000 человек. В целях безопасности в нем размещались пожарные службы, полицейские силы, больница с медперсоналом ( если Вы  подумали, что она была бесплатной для рабочих, Вы опять ошиблись) и обслуга в 5 000 человек. Каждые 49 секунд с линии сходил новый автомобиль, каждый день выплавлялось более 1500 тонн железа и производилось 500 тонн стекла, и каждый месяц для поддержания чистоты требовалась заменена 3500 швабр.

Помимо американских рабочих (29%), остальные были иммигрантами; среди них самыми многочисленными были поляки (21%), русские (16%), румыны (6%), итальянцы и сицилийцы (5%).

До введения конвейерной системы на производстве автомобилей были задействованы квалифицированные(70%) и малоквалифицированные рабочие (около 30%).

Квалифицированный рабочий нередко мог читать чертежи, умел работать на нескольких станках, управлялся со многими инструментами. Отношения между хозяином и квалифицированным рабочим строились на доверии и взаимоуважении, труде на совесть и достойной его оплате. Это было то самое партнерство, при котором существует Общее дело, которое проповедовал Форд.

Квалифицированным рабочим не требовался надсмотрщик, они сами определяли себе темп работ и перерывы. «Если им хотелось остановить работу для разговора, они не обращали внимания на мастера или его помощника. Они сами решали, когда уйти на обед и как надолго».



Производство кабин, 1915



Henry Ford's assembly line changed the face of American
Установка кабин на шасси, 1915 г.

Например квалифицированные панельщики компании Fisher из Детройта (c 1919 она контролировалась General Motors), производящей кузова для автомобилей, в 1920 году получали 1,85 доллара за каждую панель, обычно делая в смену восемь панелей и зарабатывая около 14,50 долларов США в день.


Fisher Body Company
.
.

Строгая социальная справедливость проистекает только из честного труда.
Кто много создает, тот много принесет в свой дом.

Генри Форд, 1922 г.
.
Именно такие рабочие могли себе позволить накопить средства на покупку автомобиля, но в первую очередь — жилья. Уже к 1910-м и 1920-м годам в Детройте вблизи заводов строилось жилье, которое охотно покупалось квалифицированными рабочими.

Crowds gather at Ford's Highland Park plant after Ford
Толпа желающих устроиться на завод после объявления о зарплате в пять долларов. 1915 г.

Но вот процесс сборки автомобиля был разбит на ряд примитивных операций, производство кузовов перешло в разряд примитивных работ, где вся задача персонала на линии штамповки сводилась работе на штамповочной прессе и перемещению деталей между прессами. Наступил момент, когда квалифицированный рабочий оказался не нужен в таких количествах. Теперь он перешел в разряд обычной, ничем не примечательной рабочей силы, обязанность которой было выполнять норму по установленной расценке и стараться ее перевыполнить, чтобы заработать на премию.
.
Кто сотрудничает в предприятии,
тот имеет и право на долю прибыли
,
в форме ли приличной платы или жалованья, или особого вознаграждения.

Генри Форд, 1922 г.
.

Highland Park Plant.1915 г.

.
Если человек не в состоянии, без помощи машины, заработать свой хлеб,
то справедливо ли тогда отнимать у него машину лишь потому,
что обслуживание ее монотонно?
(…)
Если же машина, не будучи еще использована до пределов своей работоспособности,
содействует, несмотря на это, благополучию рабочего,
не увеличится ли значительно его благосостояние,
если он станет производить еще больше…?

Генри Форд, 1922 г.
.
Иными словами, Форд стремился к тому, чтобы человек  трудился все больше и больше, повышая производительность труда, пока не  иссякнет производительность машины, и мотивировал это благими намерениями, возможностью увеличить  благосостояние рабочих.
.
Никто из наших людей не переутомляется на работе.
Решение вопроса о заработной плате устраняет девять десятых психических вопросов,
а конструкционная техника разрешает остальные.
Остается еще защититься от неудобной одежды, легкомыслия, невежества и дурацких рук.


Генри Форд, 1922 г.
.
Обратите внимание, какая уверенность сквозит в этом утверждении, какая надменность, несмотря на тщательный отбор рабочей силы, ему ведь постоянно приходится сталкиваться с большим количеством невежд и дураков (или он специально отбирал дешевых дураков, а дураков не жалко? ).

Переход на поточное производство привел к деградации труда, при котором ум и квалификация уже не требовались, нужна была лишь сила и выносливость. Такой труд можно было оценивать в разы меньше, тем самым хозяин экономил огромные средства, а увеличивая производительность, получал бОльшее количество производимой продукции. Рабочая сила дешевела, хозяин богател.
.
Продуктивный рабочий день является самой неисчерпаемой золотой жилой,
которая когда-либо была открыта


Генри Форд, 1922 год
.
В 1919 году количество неквалифицированных труда на предприятиях Форда перевалило за 55%.
.
…многие, умея работать, не умеют думать, особенно думать над чем-нибудь.
Такие люди поднимаются вверх постольку, поскольку этого заслуживают...
в грандиозном процессе отбора на нашей фабрике
каждый в конце концов попадает туда, куда заслуживает.

Генри Форд, 1922 год


.
В большинстве случаев обучение такого неквалифицированного рабочего занимало не более десяти минут. Мастер просто несколько раз демонстрировал операцию, которую должен был выполнять рабочий, после этого обучаемый считался уже пригодным к работе, и от него зависело лишь максимальное увеличение скорости таких операций.

Теперь рабочая сила не нуждалась даже в начальном образовании, лишь в знании английского языка, на котором выдавались команды.
.
Мы не нуждаемся в обученных рабочих, так как все «уменье» заменено машинами

Генри Форд, 1922 год

.

Поскольку выполнять полуквалифицированную работу, работать с дрелью или на штамповочных прессах, могли  женщины, все больше мужчин стали пополнять толпу безработных.
.

.
Женщины получали за работу на 20 - 30 центов в час меньше, чем мужчины. Постепенно Детройт стал городом, в котором женщина работает, а мужчина заботится о детях, поскольку не может найти работу.

Скоростные конвейеры требовали хорошего здоровья, если работник заболевал, он уже не выдерживал темп работы, и его увольняли. В связи с этим появилась тенденция нанимать крепких и здоровых молодых людей и девушек, они тоже не имели оснований требовать высокую зарплату.

А еще были инвалиды, очень перспективное направление. С одной стороны, ты делаешь доброе дело, с другой стороны, они мало жалуются на бесчеловечность и слишком малую зарплату, потому что имеют меньший выбор работ.
.
Глухонемые не требуют от нас особого внимания. Их работоспособность равна 100%.
Чахоточные — в среднем, около тысячи человек — обыкновенно работают в отделе хранения материалов.
Во время последнего статистического подсчета у нас работало 9563 человека,
стоящих в физическом отношении ниже среднего уровня.
Из них 123 были с изувеченной или ампутированной кистью или рукою.
Один потерял обе руки, 4 были совершенно слепых, 207 почти слепых на один глаз,
37 глухонемых, 60 эпилептиков, 4 лишенных ступни или ноги.
Остальные имели менее значительные повреждения.

И это было написано еще только в 1922 году, он был хозяином положения, кризис 1920-х был преодоле, и он не знал, чтоего основные проблемы  - впереди.
.
Производственный цикл  от железной руды до готового автомобиля на River Rouge занимал 28 часов
.
Поскольку рабочие были дешевле станков, производители все чаще полагались на человеческий труд, а не на повышение производительности за счет технических инноваций.

В годы Великой депрессии требования к рабочим серьезно ужесточились, поскольку хозяину было необходимо еще большее «ускорение».
.
Экономия в один цент на одной штуке иногда может оказаться чрезвычайно прибыльной.
При наших теперешних размерах производства,
это составляло бы 12 000 долларов в год…
Мы не хотим тяжелого труда, истощающего людей,
поэтому вряд ли его и можно у нас встретить

.

Генри Форд, 1922 год

Каждый день начальник мастерской контролирует свое отделение
– цифра всегда у него под рукой. Наблюдатель ведет опись всех результатов.
Если в одном отделении что-нибудь не в порядке,
справка о производительности тотчас сообщает об этом,
наблюдатель производит расследование,
и начальник мастерской начинает гонку.


Генри Форд, 1922 год

Люди, мы бы сказали, творчески одаренные, для которых,
благодаря этому, всякая монотонность представляется ужасной,
легко склоняются к мысли, что и их ближние так же беспокойны, как они,
и совершенно напрасно питают сострадание к рабочему,
который изо дня в день выполняет почти одну и ту же работу.

Генри Форд, 1922 год

Я не мог до сих пор установить, чтобы однообразная работа вредила человеку.
Некоторые эксперты, правда, неоднократно уверяли меня, что однообразная работа действует разрушительно на тело и душу, однако наши исследования противоречат этому…
Даже самые тщательные исследования ни разу не обнаружили
деформирующего или изнуряющего действия на тело или дух/

.
Генри Форд, 1922 год
.
В 1930-х комиссия по вопросам труда отмечала, что работающие в таком режиме теряли от 10 до 50 фунтов веса.
.
Теперь мы уже предъявляем определенное требование,
чтобы человеческой стороне в промышленной жизни
придавалось такое же значение, как и материальной.

И мы стоим на верном пути к осуществлению этого требования
.

Генри Форд, 1922 год

наши машины расставлены теснее, чем на любой другой фабрике в мире.
Неопытному человеку может показаться, что они просто громоздятся друг на друга;
они расставлены, однако же, по научным методам не только в чередовании различных операций,
но и согласно системе, которая каждому рабочему дает необходимый ему простор,
но, по возможности, ни одного квадратного дюйма — и уж,
конечно, ни одного квадратного фута — сверх нормы.


Генри Форд, 1922 год

.
Работать в таком нормированном, заданном , все более ускоренном, темпе могли лишь молодые и энергичные люди. Если рабочий выполнял норму, рассчитанную для максимального снижения цены автомобиля, он получал установленный минимум, если он норму на выполнял, его увольняли, а на его место брали новую жертву. Так ежедневно ряды безработных пополнялись новыми бывшими рабочими Форда.

Не только собственная  недостаточная ловкость и выносливость могли стать причиной увольнения, но и конфликт с контролирующим персоналом (эти рабочие - грубияны), личное отношение мастера или его помощника (а эти-лентяи или грубияны), отсутствие арбитража в спорных ситуациях были частой причиной увольнений.
.
Рабочие заносятся, становятся ленивыми и небрежными.
Хорошо поставленное предприятие является единением машин и рабочих.
Для производства предметов потребления
люди, как и машины,
должны быть при случае подновляемы и заменяемы новыми
.


Генри Форд, 1922 год
.

Найм на работу нередко решался при помощи взятки, которая приносила дополнительный заработок , соответственно, в их интересах ответственных за найм рабочей силы было чаще увольнять и чаще нанимать.

По мере того как автомобильная промышленность росла, в течение двадцатого века она становилась все более бюрократической. Сначала она обрастала десятками тысяч менеджеров среднего звена, дизайнеров и инженеров, тысячей руководителей и среднего и высшего звена, адвокатами и специалистами по рекламе, дилерами. Покупательная способность этой группы вырастала куда быстрее, чем группы, обладающей теперь лишь мускульной силой.

Вот для их потребления и собирал автомобили фордовский рабочий.
.

А еще были лавочники, владельцы магазинов, домовладельцы, о которых Форд писал, что повышенная зарплата рабочих все равно, в конечном счете переходит к ним, и потому производитель все рано выигрывает, получая из этой группы своего покупателя.
.
...некоторые из наших операций чрезвычайно монотонны,
но ведь зато монотонностью отличаются и многие умы:
есть немало людей, которые желают зарабатывать себе средства к существованию,
ни о чем не думая, и для этих людей операция,
не требующая работы мысли, является желанным благом.


***
Мы проделывали много опытов на наших заводах, но не нашли,
чтобы однообразная работа вредила рабочему.
Она, по-видимому, даже в большей степени способствует физическому и духовному здоровью,
чем работа, связанная с меняющимися операциями.

***
Хорошо организованная крупная промышленность
не может выполнять свое дело без однообразной работы;
но такого рода работа не только не представляет угрозы для общества,
а, наоборот, дает возможность участвовать в производстве престарелым, слепым и инвалидам.
Она устраняет все те ужасы, которые связаны со старостью и болезнью.

***
Все наши усилия уменьшить число людей, занятых в определенной операции,
приводили, в конечном счете, к тому,
что создавалась потребность в большем количестве работы,
и требовалось больше рабочих.

Генри Форд, 1926 год
.
Как видим, проповеди Форда не увязывались с реальностью.

К 1920-м годам американские автопромышленники быстро скопировали и адаптировали методы и технологии Форда на своих промышленных предприятиях. он больше не обладал непревзойденным технологическим преимуществом перед своими конкурентами в области автомобилестроения, так как другие быстро принимали эти методы и улучшали свое производство. При этом их нисколько не волновало, что  их успех основан на режиме монотонной и деградировавшей работы на производственных и сборочных линиях жестокий, производимой все более деквалифицированной рабочей силой.

Фондовый рынок рухнул в октябре 1929 года. К 1930 году миллионы были без работы, в это время компенсации по безработице не существовало.

Генри Форд проповедовал партнерство между промышленниками и рабочими, уверял, что печется об их интересах, но будучи самым богатым человеком в мире, он собирался и остаться таковым.

В кризисной ситуации оказалось, что быть партнером своим рабочим намного сложнее, чем быть хозяином безликой рабочей массы, а потому он без сожаления сократил две трети рабочей силы, заявляя, что  избавился от ненужного, и что безработные сами виноваты, потому что недостаточно хорошо работали.
.
Буржуазия не может существовать,
не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства,
не революционизируя, следовательно, производственных отношений,
а стало быть, и всей совокупности общественных отношений...
Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов
гонит буржуазию по всему земному шару...
Чем менее искусства и силы требует ручной труд,
т. е. чем более развивается современная промышленность,
тем более мужской труд вытесняется женским и детским.

.
К.Маркс

Продолжение следует
Tags: Капитализм, Рабочие, Форд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments