Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Снова о пяти долларах Форда

.
После публикации о добром Форде оказалось, что миф о повышении зарплаты с целью покупки автомобиля  плотно закрепился в умах граждан, замученных социализмом.
Более того, они считают, что сегодняшние публикации - ложь, потому что противоречат тому, что написанов книгах  Форда, которые, конечно же, правдивы.
Потому я решила продолжить тему о заботливом Генри Форде, его проповедях и  неблагодарных рабочих
.


Мы ввели реформу не потому, что хотели платить высшие ставки и были убеждены,
что можем платить их, — мы хотели платить высокие ставки,
чтобы поставить наше предприятие на прочный фундамент.
Все это вовсе не было раздачей
— мы строили лишь с мыслью о будущем
Генри Форд, 1922 г.


О Генри Форде существует легенда о том, что он заботился о своих рабочих, а потому решил платить им такую зарплату, при которой они смогли бы покупать производимую ими продукцию, для этого - даже снизил цену на автомобиль. Таким образом, он превратил своего рабочего в потребителя и от этого только выиграл, потому что стал больше продавать.

Однако, это - заблуждение, комментирует статья в журнале Форбс. Боинг, несомненно, оказался бы в беде, если бы решил оплачивать своим рабочим стоимость современного лайнера.

Конечно, каждый производитель мечтает о том, чтобы его продукцию смогли покупать простые граждане, ведь их — большинство. Но при этом, каждый производитель считает, что забота о покупательной способности потребителей - не его забота, только не за его счет.

На самом деле, главной причиной, по которой Форд удвоил жалование своим работникам было не желание превратить своих рабочих в средний класс, а всего лишь остановить утечку рабочей силы.

В то время средняя оплата в отрасли была $2,25 в день при 9-часовой смене на конвейере. Работа была напряженной, монотонной, без остановок на отдых и перекур, многие такую смену не выдерживали и уходили. Форду требовалось всего 14 тысяч человек, но текучесть была такова, что в 1913 году каждый день конвейер покидали 1300-1400 рабочих - 10%. За этот год Форду пришлось нанять 52 тысячи, и тем не менее, иногда рабочих рук не хватало, и он не мог предотвратить остановку контейнера.

Все это повышало затраты на производство ( простои, необходимость обучения, поиск новой рабочей силы) уменьшало количество продукции и не давало возможности сбавить продажную цену, а значит — уменьшало конкурентоспособность.
.
Если производитель, действительно, хочет выполнить свою задачу,
он должен понижать цены, пока публика не сможет и не захочет платить...
Единственно, что важно, — это повышение работоспособности, увеличение выработки.
Генри Форд, 1922 г.
.
А конкуренция в автомобильной промышленности была очень сильна, из 254 автопроизводителей в 1908 году к 1929 году осталось только 44, при этом 80% продукции приходилось на трех гигантов - Ford, General Motors, Chrysler.

Чтобы остаться в лидерах нужно было избавиться от текучки, привязать рабочего к своему месту, поэтому Форд и решил назначить стоимость рабочей силы чуть больше, чем у конкурентов,.

Вот так появилась цифра - $5 в день.
И она абсолютно не связана с покупательной способностью рабочего.

Второе неверное утверждение: сумма в 5 долларов была зарплатой.
Ничего подобного!

Эта сумма делилась  на две части : заработную плату (около 2,40 долл.) и бонус(около 2,60 долл. США в день).

Заработную плату получали все работники Форда, но бонус получали только избранные, проверенные Социологическим отделом, о котором я рассказывала ранее.

Наша идея была разделить прибыль.
Но вместо того, чтобы ждать, пока эта прибыль поступит,
мы заранее вычислили ее, насколько это было возможно,
чтобы при известных условиях присчитать ее к заработной плате тех,
которые находились на службе у общества не менее полугода
.
(...)
...если бы мы вначале просто передали бы им в конверте прибавку к заработку,
уровень выработки, по всей вероятности, упал бы.
Генри Форд, 1922 г.

Помимо этого на бонус не могли претендовать женщины, если только они не одиноки и не поддерживают семью, и мужчины, у которых жены работали вне дома.
.



Последним аргументом, который разбивает созданный миф, служит расчет, который показал, что увеличение зарплаты для 14 тысяч работников привело к затратам примерно в 9 миллионов долларов, а автомобили, проданные всем этим работникам, принесли бы Форду лишь только 7 миллионов.
Такой пятидолларовый подарок ради продажи 14 тысяч автомобилей, мог легко разорить доброго Генри.

А вот, временное увеличение расходов на рабочую силу с целью ее удержания на рабочем месте при высокой степени интенсификации труда, привело к увеличение выпуска продукции и количества продаж, и в конечном счете - увеличению прибыли.

.

Конвейерная линия не требовала особого опыта работы и ума, вскоре Форд стал увольнять работников, требующих хорошей оплаты за свой квалифицированный труд, принимая все более покладистых (из-за отсутствия рабочих навыков и социальной незащищенности), в том числе - чернокожих, которые страдали по вине расовых предрассудков работодателей, а потому представляли собой дешевую рабочую силу.

Большой штат мастеров и их помощников, инспекторов и клерков, наблюдали за рабочими и контролировали их работу. Мастера и их помощники побуждали работать быстрее, инспекторы и клерки следили за качеством и объемом работ.

Предписанные нормы труда не были мелочны,
хотя порой они, может быть, применялись мелочным образом.
В отделении социального обеспечения было занято около 50 инспекторов,
в среднем, одаренных необыкновенно сильным, здоровым рассудком.
Правда, и они делали подчас промахи — всегда ведь о промахах только и слышишь
Генри Форд, 1922 г.

При этом темп работы сборщика задавала устанавливаемая скорость конвейера, а не наоборот.

Всякий рабочий получает минимальное вознаграждение,
как только достиг минимума в своей выработке,
а это зависит исключительно от его желания работать.
Генри Форд, 1922 г.

Многие промышленные инженеры и журналисты отметили преимущества такой формы организации и контроля рабочей силы: " у Форда было «предпочтительным» «приводить человеческий элемент в соответствие с номинальной мощностью техники"

В это время все больше фермеров покидало землю и перемещалось в города в поисках работы. Таким образом, предложение рабочей силы все больше увеличивалось. И вскоре бонус был аннулирован в связи с избытком предложения на рынке труда.

На фотографии рабочие выходят с завода, отработав смену. Думаете, они идут к своим автомобилям?


Нет, они идут к автобусу, который доставит их в Детройт, а также прилежащую сельскую местность, Диборн и Спрингуэлс, которые объединились, назвали себя городом и стали впоследствии частью Детройта.

Если опять кто-то подумал, что Форд расщедрился и позаботился о бесплатной доставке на автобусах, чтобы рабочая сила не опаздывала и всегда прибывала к месту по расписанию, то опять ошибся.

Если Форд и имел отношение к Синдикату Everett-Moore, организовашему в Детройте и пригородах рельсовое и автобусное сообщение, то только как акционер, получивший еще один способ извлечь из своих рабочих несколько дополнительных центов.
,
Может быть, когда-нибудь, вместо того,
чтобы отправлять рабочих партиями в больших авто
по разбросанным участкам работы,
будет дешевле посылать их на место в их собственных авто.
Генри Форд, 1922 г.
.

Да, было бы дешевле, но к сожалению, у них еще нет собственных автомобилей, цены снижаются быстро, но не так быстро, как растет их собственная зарплата. От снижения цен выигрывает средний класс, и этот выигрыш оплачивает фордовский рабочий.

И на фотографии ниже автомобилей тоже не слишком много
.

А вот фотография 1956 года, и опять - кто-то поедет на авто, а кто-то - пешком до автобуса, хотя в 1956 году возможностей у рабочих  было уже намного больше, потому что их условия работы и оплата регулировались профсоюзами.



Но прежде, чем покупать автомобиль, рабочий должен был позаботиться о своем жилье.

В то время как рабочие Chrysler в большинстве случаев жили на восточной стороне Детройта, где находились их заводы, рабочие Ford и General Motors селились на западной стороне, где проходили автобусные маршруты, направляющиеся на их заводы.

Производители автомобилей, по большей части, не занимались строительством поселений для своих рабочих.

Только Форд поставил эксперимент в Нортвилле, маленьком городке к северо-западу от Детройта, где  попытался создать небольшое сообщество квалифицированных кадров, но этот эксперимент был недолговечным.

Более успешным оказалось субсидированное строительство пригородного поселения для чернокожих в Инкстере, что было тогда сельским районом к западу от города. По этой причине афроамериканцы, которых не брали на многие работы, были особенно преданы своему благодетелю.

Экономическая ситуация до Второй мировой войны уже не давала возможности для расширения города. Количество домовладений резко возросло лишь после Второй мировой войны, но не потому что Форд и др. по доброте душевной подняли уровень своих рабочих.

Это была заслуга профсоюзов, которые помогали регулировать уровень заработной платы, вводить льгот, создали возможности для рабочих пользоваться ипотечными кредитами.

После «Нового курса» белые рабочие получили доступ к ипотечным кредитам и кредитным гарантиям федерального уровня. При этом, за некоторыми исключениями, федеральные программы кредитования исключали цветных, районы их проживания считались «рискованными». По этой причине гораздо меньше цветного населения, даже относительно хорошо оплачиваемых цветных рабочих, могли владеть собственными домами.

Как оказалось, редкий рабочий мог позволить себе в это время купить автомобиль, к тому же, набожный Форд был против оплата своей продукции в рассрочку.
.
Что касается нашего сбыта, то после понижения цен он очень скоро ослабел вновь.
Мы все еще не вполне соответствовали покупательной способности страны для того,
чтобы сбывать наш товар без затруднений...
Мы приняли план осуществить дальнейшее понижение цен
и поэтому остановились на производстве примерно 100 000 автомобилей в месяц.
Подобное количество изделий, правда, никоим образом не оправдывалось нашим сбытом,
но мы хотели, прежде чем закроемся,
превратить как можно больше сырого материала в готовые изделия.

Генри Форд, 1922 г.
.
Заметьте, что на первом месте стоит понижение цен.
Никогда мы не рассматривали наших издержек, как твердую величину.
Поэтому мы прежде всего сбавляем цены настолько,
что можем надеяться приобрести возможно больший сбыт.
Затем мы принимаемся за дело и стараемся изготовить товар за эту цену.
О расходах при этом не спрашиваем.
Генри Форд, 1922 г.


Высокая заработная плата, к счастью, помогает уменьшать расходы,
так как люди, не имея никаких денежных забот,
становятся все исправнее в своей работе.

Генри Форд, 1922 г.


Несмотря на такое заявление, в кризисный период , по заявлению того же Форда, даже такое вознаграждение не мотивировало рабочих.ю они работали все хуже и хуже, с связи с ухудшением условий их жихзни. Поэтому в реальности секрет сокращения расходов оказался не столько в экономии материалов, сколько - в  удешевлении рабочей силы. (Более подробно об удешевлении рабочей силы  будет рассказано в продолжении)

Модель Т была задумана как «фермерский автомобиль», она должна была отвечать потребностям фермеров, живущих в сельской местности. Ее популярность должна была ослабевать по мере урбанизации страны, и с принятием Федерального закона о дорожной политике 1916 года и Закона о федеральных дорогах 1921 года, дороги избавились от грязи, по ним стали разъезжать более современные модели.

Более того, Модель Т оставалась в основном без модернизации, даже после того как она была общепризнана технологически устаревшей. Владельцы T-моделей начали заменять ее более крупными, более быстрыми, более плавными, более стильными автомобилями.
Model T все больше накапливалась на складах дилеров, поскольку рынок уже насытился, и новых потребителей не предвиделось.

С 1916 года для конкуренции с Фордом другие производители ввели систему покупки автомобилей в рассрочку, и к 1925 году около трех четвертей всех новых автомобилей были куплены в кредит, что означает, лишь одна четвертая продаж за 1925 год принадлежала Форду. Вскоре покупка дорогих товаров в кредит стала привычкой среднего класса.

Автомобили никогда не были так дешевы, как в 1927 году, но, тем не менее, мало кто мог себе их позволить, сообщает нам другой источник, рассказывающий о том, как Форд стал причиной кризиса.

Техника продолжала заменять рабочих, все больше становилось безработных, которые не могли быть потребителями выпускаемой продукции.

Цена на автомобили падала, потому что падала платежеспособность населения, страна входила в кризис перепроизводства.

 А вскоре началась Великая депрессия.

Несмотря на то, что система оплаты в пять долларов продлилась недолго, она была уникальным экспериментом в области социальной инженерии, где наряду со стандартизацией технологического процесса происходила стандартизация рабочей силы, превращение человека в машину.

И все это - для того, чтобы с помощью массового производства Модели T стать миллиардером.
.
Теперь о насыщении рынка. Мы постоянно слышим вопрос:
— Когда вы достигнете момента перепроизводства?
...
Перепроизводства нам нечего бояться еще в течение многих лет,
предполагая, что цены назначаются правильно.

Генри Форд, 1922 г.

Как видим, Форд сам оказался виновником кризиса.

Конкуренция автопромышленников и стремление к максимизации прибыли  заставляли их увеличивать производство. Поскольку действия капиталистов были не согласованны между собой, этот процесс происходил хаотично. В результате, товаров было производено гораздо больше, чем была покупательная способность населения.

Ничего не напоминает? Конечно, об этом писал Маркс

Но все знают, что Маркс не прав, потому  все написанное - неправда

Продолжение следует

Источники:

https://www.forbes.com/sites/timworstall/2012/03/04/the-story-of-henry-fords-5-a-day-wages-its-not-what-you-think/#19fb7422766d
http://www.georgistjournal.org/2012/09/21/henry-ford-caused-the-great-depression/
http://www.autolife.umd.umich.edu
https://www.history.com/topics/inventions/automobiles
https://www.fordac.com/
Tags: Капитализм, Рабочие, Форд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments