Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Прогрессивные протестанты

Тема русского капитализма не закончилась, но на некоторое время я хочу отвлечься и поговорить о роли религиозных групп в жизни государства.

Старообрядческие общины, появившиеся в XVII веке после раскола Русской православной церкви, сыграли почти такую же роль в формировании российского капитализма, как протестанты на Западе.

Создается впечатление, что наши-то староверы сделали много чего хорошего, почти столько же, сколько сделали протестанты на Западе.
Такое суждение, высказанное однажды, уже повторяется, как всем известная истина.
К тому же те, кто сегодня пиарят староверов, подразумевают, что те оказались прогрессивнее Православной Церкви, оплота самодержавия.

Однако, все не так просто, как и в случае с процентами роста веретен, который мы уже разбирали.
Староверы-капиталисты  строили  фабрики и заводы для себя и жертвовали периодически на строительство школ, больниц, богаделен, жилья для бедных имени себя, а народу говорили: у нас деньги для вас закончились, потерпите. Хотя, стоит отметить, что на предприятиях капиталистов другого вероисповедования могло быть гораздо хуже. Но мы не о таком сравнении сейчас говорим, а о сравнении с Западом.

Сравнивая же с Западом, в частности - с Америкой,  нужно отметить, что деятельность староверов оказала влияние на накопление капитала и укрепление своего класса буржуазии, а влияние на общество в целом, было слишком слабым, не тот масштаб.

А теперь посмотрим на протестантскую Америку конца XIX - начала XX века.
.
Буржуазия во власти. Карикатура
.


Число богатых семейств в то время росло в геометрической прогрессии, от 100 или около того миллионеров в 1870-х годах, до 4000 в 1892 году и 16 000 в 1916 году.

В США уже в конце XIX века сложились монополии, соответственно, появились противоречия, в результате которых мелкий бизнес, фермеры и рабочие стали требовать от федеральной власти защиты от монополий.

То есть, общественность не петиции царю подавала, общественность организовывалась и требовала справедливости, в частности - через прессу, потому что  в то время журналистика в Америке была четвертой властью.

Это были не статьи олигарха Рябушинского в его собственной газете, а публикации в  еще независимой в то время прессе. В 1911 г. таким побразом атаки журналистов на Standard Oil привели к решением Верховного суда о запрещении нефтяной монополии.

Баптист Рокфеллер, задумавшись о реабилитации своей репутации, в 1909 году выделил первые 50 миллионов долларов на создание Фонда Рокфеллера (в 1913 году был утвержден Устав Фонда) , а еще раньше, в 1889 году, он выделил 35 миллионов долларов на создание Чикагского университета.


Помимо Чикагского университета,  Рокфеллер основал Рокфеллеровский институт медицинских исследований, частный исследовательский университет, который  был местом многих важных научных открытий

Rockefeller University seal.svg
А еще была Санитарная Комиссия по борьбе с нематодой, которая стала бедствием для американского Юга. Комиссия смогла вылечить 400 000 человек.

Фонд «Рассел Сейдж» был основан в 1907 году с целью «улучшения социальных и бытовых условий в Соединенных Штатах» на который Маргарет Оливия Слокум Сейдж, вдова железнодорожного магната и финансиста Рассела Сейджа , выделила 10 млн. долларов.

RSF logo.jpg
Кстати, вдова стала творить добрые дела под влиянием евангелиста Муди, о котором я уже рассказывала в серии постов "Великий евангелический поход"




С 1886 года существовала Американская федерация труда, которая отстаивала рабочие права, а в начале XX века она уже стала влиятельной политической силой, где ее лидеры-протестанты твердили народу  послание промышленников и банкиров, что страна еще не готова к решительным переменам ( те же убеждения, что использовал Рябушинский) и нужно затянуть пояса и  потерпеть, доверяя хозяевам, которые переживают очень тяжелый кризис, ну в крайнем случае, пойти на переговоры, не останавливая работы.

AFL-label.jpg

Баптист Форд предложил своим рабочим высокие зарплаты, заявляя, что поточное производство может выжить, только если каждый рабочий будет в состоянии покупать собственную продукцию, в том числе автомобили.

В 1888 году в The North American Review появилась программная статья Эндрю Карнеги, известная как «Евангелие богатства».
Главных постулатов статьи было два: «Богатство означает ответственность» и «Кто умрёт богатым, умрёт позорно».
В более развёрнутом виде Карнеги предлагал богачам жить скромно, без излишеств, обеспечить в разумных пределах своих близких, оставить немного наследникам мужского пола, а остальное ещё при жизни раздать «для улучшения участи бедных собратьев».


В 1901 году Эндрю Карнеги  продал «Карнеги Стил» Дж.П. Моргану за 480 миллионов долларов и занялся благотворительностью, потратив на нее 350 миллионов долларов. Он потратил их на открытие более 2,5 тыс. библиотек, строительство концертных залов, создание научных и учебных центров, в поддержку студентов и преподавателей. Главной амбицией последних лет жизни Карнеги стала идея предотвращения первой мировой войны.

Многие протестанты не могли спокойно наблюдать проявления бедности: оборванных детей, голодных рабочих, нищих, живущих  в трущобах. Движение «Социальное евангелие» (Social Gospel) выступало за принятия срочных мер для решения этих проблем. Активисты движения  надеялись, что меры общественного здравоохранения, а также обязательное школьное обучение бедных могут развить их таланты и дать необходимые для жизни навыки, после чего у них появится шанс на лучшую жизнь.

Важными требованиями движения «Социальное Евангелие» были трудовые реформы, такие как упразднение детского труда и ограничение продолжительности рабочего дня для матерей.


Под влиянием общественных движений, в котором протестанты были движущей силой,  начались открываться частные  школы, колледжи и университеты, общественность требовала  реформу системы образования.
В результате реформы и модернизации системы образования, количество школ в США значительно увеличилось, особенно в крупных городах. После 1910 г. даже в небольших городах стали появляться учреждения высшего и среднего специального образования. ( Тут стоить вспомнить героические усилия купца Мешкова, добившегося разрешения открыть в Перми Университет, Л.А. Шанявской даже при наличии денег, пришлось пробивать Народный Университетю)


Одной из известных протестантских женщин-реформаторов была Джейн Адамс, заложившая фундамент такого понятия, как социальная работа.
.

Jane Addams, 1906, by George de Forest Brush
.
Для решения социальных проблем беднейших слоев населения, организовала в Чикаго  благотворительный общественный центр (англ. settlement house) Халл-хаус,   , где были детские ясли, библиотека, гимнастический зал, переплетная мастерская, коммунальная кухня, художественная студию, музей труда, пансион для молодых работниц и др., служивший нуждам женщин и их семей. Первый же такой американский  Settlement был основан в 1887 году, в России же такое движение началось лишь спустя 20 лет, в 1906 году, благодаря выдающимся педагогам С. Т. Шацкому и А. У. 3еленко, создавшими в Москве культурно-просветительское общество «Сетлмент», в Петербурге таким близким по духу благотворительным учреждением был Лиговский народный дом графини С. В. Паниной.



.
Окончивший Юго-Западный баптистский университет Беджамин Линдси, вместе с Джейн Адамс пробил идею ювенальной юстиции и был одним из  первых назначенных судей

С 1890-х годов начала формироваться коалиция избирателей, ориентированных на реформу среднего класса, а также научных экспертов и реформаторов, которые начали серию научно обоснованных реформ, направленных против коррупции и неэффективности управления,  программ по сокращению отходов, улучшения жизни в сельской местности,  отмены детского труда,  создания детских и молодежных организаций (бой скауты, и организации христианской молодежи - YMCA), развития женского движения  (организации скаутов для девочек,  для девушек и  женщин -YWCA),  распространения  сельско-хозяйственных знаний, санитарной грамотности, просвещения матерей и беременных женщин.

Многое из этого было принято на вооружение уже советским государством  в начале - при участии представителей молодых христиан - YMCA.

В тот же период 1890-х некоторым индустриальным магнатам пришло в голову, что сконструировать можно не только производство, но и человеческую жизнь, и это можно осуществить с помощью системы образования. Рокфеллер и Карнеги начали давать огромные деньги на создание такой системы. ( об этом я писала в главе "Добрые Рокфеллеры")

Таким образом, в начале 20-го века  американская филантропия вышла на новый уровень, благодаря организации частных фондов. Крупнейшие из них способствовали отходу от обычной благотворительности, которая укрепляла высокий статус дарителя,  и переходу к научно-ориентированной системе мер , направленных на улучшение общества. Так как в Европе таких фондов еще было мало, это позволило Рокфеллеру и Карнеги расширить свою деятельность до мирового масштаба.

Развитие русского общества, конечно, сдерживалось царизмом, однако же в его отсталом развитии есть и вина нового класса,  состоявшего из  предприимчивых людей, но не умевших объединяться ради общественных целей, которые не обещали скорую выгоду, а результат - лишь через десятки лет.

Но, как уже известно, за все нужно платить. Обществом, состоящим из протестантов, оказалось легко манипулировать.
.


.
Во-первых, потому что поведение регулярно посещавших свои церкви граждан легко корректировалось проповедниками.   Такое общество можно было ввести в панику,  мобилизовать и так же успокоить.

Во-вторых, общественные организации и их лидеры оказавшиеся на дотации, вскоре осознали, что нельзя кусать руку дающего.

Американская федерация труда, продолжала отстаивать приверженность рабочего движения христианским идеалам и сотрудничеству с управленческим персоналом и владельцами предприятий (business unionism), но те, кто был не согласен, организовали  объединение IWW -Industrial Workers of the World - Индустриальные рабочие мира,
.

J.A. Mitchell, Appeal to Reason , December 29, 1906

 .
Столкнувшись с усилением рабочего движения, окрыленного успехами русской революции, хозяева страны воспользовались советом: если не можешь остановить движение, возглавь. На рабочие собрания стали приходить протестанты, выступать и завлекать в свои церкви, некоторые внедрялись в рабочие организации и вели подпольную работу.

К тому же, отцы церкви решили объединить усилия, то есть финансы, и организовали Движение за Мировую Церковь(IWM), чтобы провести исследование мира, найти уязвимые места и «привлечь на свою сторону большинство тех, кто по каким-либо причинам еще не связан с какой-либо церковью» ( об этом я рассказывала в главе 10. Мировая церковь и рабочий класс )

.
.

Список лидеров -общецерковников демонстрирует связь церкви с капиталом,
потому что во главе эти важных персон -Рокфеллер младший
.
Америка в начале XX века входила в глубокий экономический кризис, к нему прибавились проблемы разрастающегося забастовочного движения. Рабочий класс требовал сокращения продолжительности рабочего времени и повышения оплаты труда.

Либеральные реформаторы пошли в народ. Вот так и дочь пастора, Анна Стронг,  начала писать о забастовочном движении и нуждах народа, убеждая читателей в том, что правительство отказывает рабочим в их конституционных правах - собираться и выдвигать свои требования. Вместо этого правительство предпочло нанять наемников и разрешило им применить силу против собственного народа. , а Анна Стронг в результате оперешла из лагеря либеральных реформаторов в лагерь радикалов.

Политика манипуляций обществом и открытого  террора оказалась действенной, вчера еще либерально направленная пресса резко поменяла свое направление, и вскоре толпа, еще недавно сочувствующая и поддерживающая социальные начинания, восторгавшаяся людьми с либеральным мышлением (совсем не склонными к большевизму), стала обвинять их в попытках поджечь страну и организовать хаос.

Рабочее движение было разгромлено, хозяевам удалось навести порядок и преодолеть кризис, система работала эффективно.
.

.
Тут кто-то может подумать, что нам повезло, православие - не такое, потому что раньше наша Церковь была гонимая, и сегодня отделена от государства. Тем не менее, ни для кого не секрет, что православные служители, получив второй шанс, и установив контакт с хозяевами страны, активно занимаются накоплением капитала, продолжая принимать в дар общенародную собственность и щедрые дары от новых русских предпринимателей, разворачивая строительство церквей и монастырей, обратившись к масс медиа, они уже обкатывают западные технологии.

Что касается католичества, то оно продемонстрировало свою силу в работе польской  "Солидарности"

Тем не менее, самым действенным средством воздействия на общество остается протестанство. Протестантские движения стали мощным политическим рычагом в современном мире.
Как иллюстрация этого - мой рассказ Проект "Украина"
и здесь - о том, как это сработало в Южной Корее
.
https://cbsmiami.files.wordpress.com/2015/10/gettyimages-106941127.jpg?w=640&h=360&crop=1
.

Через неделю я продолжу эту тему.
Tags: IWW - Индустриальные рабочие мира, Standard Oil и другие, Капитализм, Церковь
Subscribe

  • О Российской Империи

    В доме русского почт­мейстера меня ждали гостеприимство и прекрасно накрытый чайный стол. Я редко встречала людей, от которых бы веяло силой и…

  • О корейской армии и русских инструкторах

    Вот как об этом рассказывает в своей статье Роберт Нефф . В конце 19 века Корея была в процессе модернизации, и корейские военные не были…

  • О переселенцах в Приморье

    Главной целью моего визита в русскую Маньчжурию было личное исследование острого вопроса о положении корейцев, нашедших убежище в России, число…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • О Российской Империи

    В доме русского почт­мейстера меня ждали гостеприимство и прекрасно накрытый чайный стол. Я редко встречала людей, от которых бы веяло силой и…

  • О корейской армии и русских инструкторах

    Вот как об этом рассказывает в своей статье Роберт Нефф . В конце 19 века Корея была в процессе модернизации, и корейские военные не были…

  • О переселенцах в Приморье

    Главной целью моего визита в русскую Маньчжурию было личное исследование острого вопроса о положении корейцев, нашедших убежище в России, число…