Существует мнение, что в начале века, развивая капиталистическое хозяйство, Россия неуклонно превращалась в процветающую страну, если бы не "заговор врагов и переворот", то все было бы прекрасно.
Другой вариант, когда не случись революция, Россия все равно пришла бы к глобализации, к диктату мирового капитала, к олигархам без национальных интересов, оставаясь, по существу страной обнищавшего народа, национальными патриотами, похоже, не рассматривается.
Современная пропаганда активно распространяет это мнение, в поддержку написано множество книг, созданы интернет сайты, восхваляющие безусловно реальные, но порой наоборот, вымышленные заслуги русских промышленников, купцов, собственников, от которых зависело само существование России.
Но как обычно, есть факты, а есть их интерпретации, одно и то же можно рассматривать под разным углом зрения.
В данном случае, поводом для написания явился факт, используемый в качестве аргумента в пользу упомянутого выше мнения.

.
Журнал Форбс называет дореволюционную Россию мировой масленкой.
В 1913 году у России доход от продажи сливочного масла за границей был такой же, как от добычи золота...
- бодро рассказывают на портале "Наша Московия"
И кому же принадлежали доходы от таких успешных экспортных операций? - задаюсь я резонным вопросом и заглядываю на другой ресурс..
...в руках иностранных фирм оказались в первую очередь скупка и вывоз сливочного масла, дичи, яиц. Только в одном Кургане в 1909 году скупкой и отправкой за границу сливочного масла занималось двенадцать, дичи – две, яиц – пять, семян – две фирмы. - отвечает на мой вопрос потрал "Николай II"
Его везли в Петербург, там перегружали на пароходы и отправляли в Европу.
Источник: al-dedov.
Сбытом сибирского масла и поставками оборудования для маслодельных заводов занималось более 20 фирм, преимущественно датских, английских и немецких.

.
При этом сами русские это масло производили в больших количествах, а вот ели совсем мало.
В самой России в то время торговля сливочным маслом была не особенно развита, и потребности внутреннего рынка в этом продукте оставались невелики. - рассказывают на другом ресурсе.

.
Если сегодня об ограничении потребления заботятся массмедиа, рассказывая о том, что сливочное масло является причиной накопления в крови холестерина и ведет к атеросклерозам и сердечно-сосудистым заболеваниям, то раньше ограничения на потребление сливочного масла вводила религия. Согласно религиозным правилам, посты приходились на 200 дней в году. Во время поста не разрешалось есть продукты животного происхождения, в этот разряд попадало и сливочное масло.
Во многих европейских странах правила были другими, и спрос на сливочное масло был так велик, что его не покрывало собственное производство.
Вот поэтому почти вся продукция сибирской маслодельной промышленности могла экспортироваться в Западную Европу.
Таким образом, благодаря постным дням, с 1902-1903 гг. и до начала Первой мировой войны Россия, занимала второе место в экспорте масла, уступая лишь Дании.
Так как торговля маслом была прибыльным делом, иностранный капитал, взял эту торговлю в свои руки, а так как русское масло на мировом рынке становилось сильным конкурентом, то первым в Сибирь пришел лидер этого рынка, датский капитал.
Доение коров при маслодельных заводах в Сибири. Фото А.И. Кочешева. Нач. XX в.
.
Завод сливочного масла купца Валькова в Утятской волости Курганского округа Тобольской губернии. Фото А.И. Кочешева. Кон. XIX в.
.
А затем в Сибири началась так называемая «масляная горячка». В 1904 году в Кургане действовало 25 маслоторговых фирм, занимавшихся экспортной торговлей маслом только в Тобольской губернии. Среди них преобладали фирмы иностранных предпринимателей, таких, как Брюль и Тегерсен, датская «Сибирская компания», Фиент Г.Г. и другие.
Иностранный капитал вошел в Сибирь,ожидая немалую прибыль от сельского хозяйства.
Для увеличения объема сельскохозяйственной продукции следовало развивать технический уровень сельского хозяйства, для ускорение вывоза закупаемых грузов, необходима было наладить транспортный процесс, этими проблемами и озаботились зарубежные предприниматели.
Вот как рассказывают о развитии иностранного предпринимательства в Новониколаевске.
Первое представительство иностранной фирмы, занимавшейся в Новониколаевске сбытом сельскохозяйственной продукции и техники из Германии, Австро-Венгрии, Великобритании и Бельгии, была фирма «Адрианс Плат и Компания», открывшаяся в 1905 году.
Одновременно открывается Главная сибирская контора «Международной компании жатвенных машин», созданная Морганом (США). Через три года в Новониколаевске действовали уже сразу несколько филиалов и представительств зарубежных фирм по сбыту сельскохозяйственной техники: «Гельферих-Саде», «Лунд и Петерсон», «Осборн», «Плано», «Эрландер и Ко» и др.
В этот же период в городе работало двенадцать транспортных контор, занятых международными перевозками грузов: «Гартонг и Станг», «Российское транспортное общество», «Саламандра» и др. Успешную торговлю с зарубежными партнерами осуществляло Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли.
Свои отделения, конторы и склады в Новониколаевске имели известные фирмы «О.Г. Нольте», АО «Аллен и Гамбурис», торговый дом «Штоль и Шмидт», «Зингер». Большинство их держало свои текущие счета в Сибирском торговом банке.
Фирмы осуществляли закупку продуктов сельского хозяйства и полуфабрикатов, налаживали сбыт сельскохозяйственных машин, оборудования для водного и железнодорожного транспорта, промышленности, дефицитного для Сибири химического сырья и товаров народного потребления. В свою очередь, новониколаевские предприниматели – торговые дома «Братья Каменские», «Любимов и Ко», «Плотников и сыновья» – тоже вели успешную торговлю с зарубежными партнерами.
Из них следует, что с 1901 по 1917 годы иностранными предпринимателями с берегов Оби было отправлено более девяти с половиной тысяч телеграмм в 23 государства и принято свыше семи тысяч из почти двух десятков стран, в числе которых были практически все самые крупные и развитые страны мира.
В 1909 году, согласно справочным данным из десяти продавцов сельскохозяйственных машин, семь являлись иностранцами, из двенадцати продавцов инвентаря для молочного хозяйства - девять были иностранцами, из двенадцати контор, занимающихся экспортом сливочного масла, семь были датскими, две - английскими и лишь три- российскими (Адрес-календарь, 1909; Емельянов, 1992:35-36; Васильева, 1997)
Внутренний вид парового маслодельного завода А.Ф. Памфилова в с. Шороховском Ялуторовского уезда Тобольской губернии. Фото А.Ф. Памфилова. 1900 г.
.
Экспортные конторы принимали масло по заранее установленной цене. Определялась она в начале года на весь год вперед или на 9 месяцев и не менялась в течение этого периода вне зависимости от рыночных цен на масло, деньги за сданный продукт перечислялись производителям еженедельно.
Курган. Дегустация масла.
Средняя цена, по которой принималось масло, составляла 8 рублей за пуд. Экспортная цена пуда масла достигала в среднем 15 – 16 рублей. Вот таким образом, за счет разницы между закупочной ценой и ценой реализации давала иностранным фирмам высокий процент прибыли, делая торговлю маслом весьма рентабельным делом.
По неофициальным данным, со станции Курган было отправлено сливочного масла в 1910 году 915 тыс. пудов, в 1911-м – 781 тыс. пудов, в 1912 году – 811 тыс. пудов.
Вывоз масла за пределы Сибири приносил 64% дохода от всего сибирского вывоза. Основная масса экспорта шла на рынки Англии, Германии, Дании.
Строительство железных дорог открывало еще большие возможности для сибирского экспорта.
В начале XX века пошли из Сибири специальные скоростные «масляные поезда», их предписывалось пропускать на станциях незамедлительно. Такие поезда состояли из вагонов-ледников, окрашенных в белый цвет, в них сливочное масло доходило до европейского потребителя в наилучшем виде.
Помимо скупки готовой продукции экспортные конторы открывали кредит маслоделам на приобретение необходимых для производства машин и оборудования, закупку упаковочных материалов.
Непременным условием получения беспроцентного кредита была сдача всего выработанного масла данной конторе. Долг погашался постепенно из расчета 1 рубль с каждого пуда масла.
Город Курган.
Ему суждено играть роль насоса,
присасывающего к себе по радиусу на
чтобы, в виде масла, выбрасывать его в миллионах пудов за границу,
а до того, что дети лишены теперь капли молока, нет дела:
ради баланса государственного казначейства
должны нести лишения и подрастающие граждане.
Но этого мало.
Предприимчивый ум иностранца не мог успокоиться на одном масле,
тем более что из этой отрасли выжато все что можно,
и на расширение дела нет надежды.
И вот, вблизи полотна железной дороги вырастает сначала экспортная свинобойня
немецкой компании «Брюль и Тегерсен»,
а потом тут же английская компания Union возводит грандиозное сооружение
— холодильник и экспортную бойню.
И. Сурин. Среди сибирских дельцов
спасибо rus_turk
Источник: https://transsib-ru.livejournal.com/87441.html
Курган. Дом с конторами компаний «МакКормик» и «Брюль и Тегерсен», владельцев мясоперерабатывающих предприятий (беконных фабрик). Дом принадлежал купцу Смолину и сдавался иностранным компаниям в аренду. Источник: cobakapavlova.
В начале века открытие для иностранного капитала сибирского рынка было настолько важно,и обещало такой грандиозный успех тем, кто успеет туда прорваться, что к делу были подключены государственные ресурсы, в июне 1914 года для ознакомления с деятельностью маслодельческой кооперации в Сибири английское правительство направило в Новониколаевск сотрудника Министерства иностранных дел Генри Кука.
Активная торговля не могла осуществляться без банковской деятельности, поэтому к 1910 году Сибирь покрылась довольно густой сетью финансовых учреждений, основу которой составляли отделения коммерческих банков.
Деньги сдатчикам масла иностранные скупщики выплачивали либо наличными, либо переводили на счет в отделение Сибирского торгового банка.
Более чем 44% (102 млн рублей из 230) основного капитала акционерных банков, действующих в Сибири, принадлежало иностранному капиталу.
Среди них Сибирский торговый, Русско-Азиатский, Русский для внешней торговли, Торгово-Промышленный и Петербургский международный банки.
Доля иностранного капитала в капиталах Русско-Азиатского банка оценивалась в 72 %, из них 57 % составлял французский. Две трети капиталов Сибирского банка также были иностранного происхождения, из них 40 % — французского.
Немецкий капитал занимал первое место по сумме акционерного капитала – 48 млн рублей, второе место французский – 44 млн рублей, третье место английский – 10 млн рублей.
Однако, современная пропаганда предлагает видеть светлые стороны в данном процессе, Россия становилась частью мирового рынка и важным звеном в экономической глобализации.
И хотя Россия была наиболее отсталой страной с точки зрения доходов на душу населения, показатели экономического роста в России были на таком же высоком уровне, как в передовых странах, а в некоторых секторах и выше.
Цель пропаганды ясна, научившись гордиться ролью насоса в экономической системе глобализации, мы уже не будем сомневаться в ценности современных достижений.
Россия впервые займет второе место среди мировых экспортеров зерна.Лидером останется США - сообщают нам современные медиа.
Они же могут поведать о том, кому принадлежали доходы от успешных экспортных операций
Лидеры - экспортеры зерна известны, в 2017 году ими были Торговый дом "РИФ", занимающий первое место, а также компании "МЗК" -«дочка» международного трейдера Glencore," «Аутспан интернешнл», российская «дочка» сингапурского трейдера Olam International, Российское подразделение международной компании Cargill, LDC -транснациональный агропромышленный конгломерат Луи-Дрейфус.
Справка:
«РИФ» на 99,99% принадлежит «Лапаркан Инвестмент ЛТД», еще 0,01% — у «ХАМАЙКО ЛТД», обе компании — кипрские. Бенефициар бизнеса — ростовский предприниматель Петр Ходыкин, герой статьи "Как торговец с рынка стал крупнейшим экспортером российского зерна"
Ну что ж, ничего не меняется, раньше - мировая масленка, сегодня - зерновой насос, неважно, что доходы населения стабильно низкие, зато есть темпы роста, и Россия - часть глобального мира.