Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

А он живее всех живых... (окончание)

Ник Дайер-Визефорд
О Марксе, кибертариате и классовой борьбе


предыдущие части  здесь...и здесь

.
Ник Дайер-Визефорд, профессор Университета Западного Онтарио, является представителем течения Автономного марксизма, который нацелен на пересмотр понятия класса и классовой борьбы.

Автономный марксизм называют также «марксизмом классовой борьбы», потому что в нем прослеживается противоречие между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Они изучают историю не как фатальный,  изначально данный и неизбежный, подчиненный объективным законам вектор развития, а как результат двух взаимодействующих векторов - эксплуатации и противостояния ей.

Автономные марксисты указывают, что труд автономен, он по своей природе не зависит от капитала, хотя при капитализме обменивается на заработную плату.

Капитал, напротив, всегда зависит от труда.«Мы не выходим за рамки марксистской мысли, выстраивая свои теории современного мира на фундаменте работ Маркса. Наш лозунг не экс-марксизм и не постмарксизм, а Маркс после Маркса.

Автономные марксисты предлагают оригинальное понимание современного рабочего класса. По их мнению, рабочий класс это все те, кто «организован капиталом», подавляется им и борется против него.

Капиталистическое производство сегодня пользуется социальными взаимосвязями в собственных интересах.
Таким образом, рабочий класс сегодня предстает чрезвычайно пестрым: рабочие предприятий, студенты, домохозяйки, работники медицины, общественного питания и образования — каждая группа со своими специфическими требованиями и интересами, организованные общей целью.
.

Nick Dyer-Witheford is Associate Professor, Associate Dean,
and a member of the Digital Labour Group at the Faculty of Information and Media Studies,
University of Western Ontario

Благодаря информационной революции беспрецедентно возросла зависимость капитала от труда, поскольку использование машин все больше зависит от квалификации и знаний рабочих.

Маркс писал: «Все наши изобретения и прогресс привели к наделению материальных сил интеллектуальной жизнью и оглупляющему превращению человеческой жизни в материальную силу». Но Маркс, как утверждал  Ник Дайер-Визерфорд, также с большой похвалой отзывался о машинах как о средстве «освобождения». «Современная техника, – говорил Маркс, – обладает чудесной способностью облегчать труд и делать жизнь более плодотворной». Освобождая работника от узкой специализации труда, машины способствуют «полному развитию человеческой личности», помогают человеку выступать в «разнообразных социальных ролях». Именно в рабочих руках техника перестанет быть орудием угнетения. Наоборот, она станет залогом возвышения человека и его разностороннего развития.

Дайер-Визефорд указывает, что Маркс вовсе не считал, что весь труд, в котором будут использоваться машины ( автоматика), будет требовать научной квалификации, его можно разделить на научный труд и социальное обслуживание. На первый взгляд эти группы социально разобщены, но как  реальность свидетельствует, они могут действовать единым фронтом, солидарно.

В качестве примере он приводит серию забастовок, прошедших в США и Канаде в 1990-х. Высококвалифицированные технические работники:инженеры, разработчики программного обеспечения (большинство - мужчины, белые, высокообразованные и высокооплачиваемые) встали на защиту требований работников социального, которые начали акцию.

В результате. такие компании как Apple, Intel, Hewlett-Packard, Oracle, IBM не смогли продолдать свою работу, а организаторы заявляли : "Уборщицы-первое звено в цепи нашего коллектива ".


Теоретики автономного марксизма рассматривают развитие классового конфликта как двойную спираль: эксплуатация  труда капиталом и сопротивление рабочего класса этой эксплуатации. Относительно технологии это развитие имеет два аспекта: наука и техника  как инструмент капиталистического господства и возможность перехода контроля над наукой и технологией в руки пролетариата.

Цикл выглядит так:

  1. Рабочие противостоят капиталу, организуясь в коллектив

  2. Капитал старается разъединить общность рабочих с помощью реструктуризации производства

  3. Но капитал, как система зависит от возможности организовать труд с помощью заработной платы, поэтому происходит реорганизация рабочего класса.

Сопротивление  рабочих капиталу принимает две формы: саботаж( обладающие научными знаниями и технологическими навыками рабочие останавливают процесс высокотехнологического производства) и отказ от использования направленных на сокращение рабочих мест инноваций.

Особенность современного периода - капитализм создает интеллектуальную рабочую силу, а образованные рабочие могут использовать свои знания для объединения и борьбы с капиталом.
.



Информатизация всех сфер деятельности современного общества включает и появление биотехнологий, которые являются важным компонентом восстановления рабочей силы.
Успешную когда-то феминистическую борьбу за право самой женщины решать, когда и сколько у нее будет детей, капитал подчинил своим целям.
.


.
Альтернативная репродуктивная система, основанная на новейших  биотехнологиях искусственного оплодотворения, отбора зародышей и суррогатного материнства, превращается в иснструмент капиталистического управления обществом.
Одновременно возрастает и разделение на тех, кто может себе такие технологии, а кто "остается за бортом". Способность женщины к рождению детей сегодня эксплуатируется не меньше, чем рабочая сила. Суррогатные матери эксплуатируются не только физически, но и морально, у них разрушается самоидентификация, ни чувствуют вину в гибели "невосребованных зародышей".
.

ювенальная юстиция, дети-товар|Фото: nnm.me
.
Разработки генетиков интересуют капитал с точки зрения произведения генетических модификаций для изменения человеческого поведения, как и продолжние исследований в области психиатрии и коррекции поведения масс.
Генные же технологии могут работать на избранных для повышения здоровья и срока жизни.

Под контролем находится и образование, которое готовило тех, кто оказывал капиталу стойкое спротивление. Когда-то университеты были центрами полгтовки высококвалифицированных рабочих и организованных забастовок и демонстраций.



Так как слезоточивым газом, стрельбой и репрессиями протесты было трудно подавить, капитал занялся реструктуризацией системы образования, ввел новые образовательные нормы, полностью приспособленные к требованиям капиталистической экономики, экономические дисциплины, которые могли послужить теоретической основой для волнений, были сокращены.

Цена знаний повышается

Был внедрен новый академический порядок, фундаментальные исследования были предельно сокращены  в пользу проектов с максимальной возможной прибылью. при минимальных сроках реализации.

Таким образом, бизнес получил подпитку научными идеями, при этом насаждая необходимое ему мировоззрение.

Дайер-Визефорд обращает внимание на то, что созданное общество потребления является результатом масштабного проекта социальной инженерии.

Открытием Маркса является не только то, что труд нуждается в субъекте, но и то, что рынок нуждается в покупателе, и потому порождает бесконечную цепь потребностей, которые могут быть удовлетворены в товарной форме.

Это задание поручается медиатехнологиям, которые подчиняют человеческие потребности и руководят ими.
С помощью инфрмационных технологий капиталист получает детализированные сведения о положении покупателей в обществе, их покупательной способности, характере потребностей через сканирование кредитных карт, изучение чеков.

Однако,  информационные технологии могут служить не только рынку, все больше людей стремятся к свободному доступу информации, которую автор называет обобществлением информации (пиратство, появление альтернативных или автономных медиасредств).

Именно виртуальная реальность является сферой, которую капитал наиболее усиленно пытается поставить под контроль и использовать сеть для манипуляций социальными отношениями.

Волна медиапиратства, включающего создание фотокопий, перепечатывания текство, перекачку видео, неоплаченный прием спутниковых сигналов, копирование программного обеспечения и хакерство, уничтожает товарную форму информационных ресурсов.
.

.
Знаменитый лозунг хакеров "Информация хочет быть свободной" означает, что большинство людей хочет, чтобы информация находилась в свободном доступе и ищет в виртуальном пространстве средства достижения этого.

Интернет обеспечивает доступ к большому объему информации в нетоварной форме, то есть она предоставляется бесплатно ( базы данных, библиотеки, программное обеспечение)

Сама природа информации - аномальное явление для рыночной экономики, так как информация может быть использована одновременно большим количеством людей, скопирована и передана дешево, она не уменьшается от многократного использования и может увеличивать свое значение при ее широком распространении.

Это ведет к двум возможным противоположным последствиям: оплата информационных услуг под контролем общества или разрушение товарных отношений через всеобщее разрушение авторских прав на информцию.
Дайер-Визефорд сторонник разрушения товарных отношений.


Неавторизированное использование компьютеров и хакерство представляет собой новые формы противоречий, направленных на разрушение частной собственности на информацию. Создание виртуальных сообществ и опыт переноса социальных отношений онлайн  свидетельствует о желании людей выключиться из повседневной логики капиталистических отношений.

Дайер Визерфорд считает, что в процессе глобализации новые коммуникационные технологии играют важную роль, с их помощью возможно объединение протестных движений, которые можно назвать "другая глобализация", эти движения не имеют единого центра, ни четко определенного поля битвы, но возможно, именно это и делает их менее уязвимыми.
***
Этот текст был сделан на основе доклада Н. Дайер-Визефорд.«Кибер-Маркс: циклы и круговороты борьбы в высокотехнологичном капитализме» Виктории Сергеевны Гриценко (Пермский университет)
Книга и другие работы автора на английском языке читать здесь

***
И в качестве заключения

Я все же получила тот самый коммент о том, что эти ученые  - фрики, хотя бы потому, что ничего внятного предложить не могут  :)

Мне кажется, не стоит ждать от ученых, анализирующих процессы, разработки средств и методов борьбы.

Разве что-то  в этом списке Манифеста Маркса устарело?

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней13.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством




«Актуален ли «Манифест» сегодня?
Я сомневаюсь, что эта великая работа когда-нибудь будет забыта,
в будущем она будет изучена вдумчивыми читателями.
Я уверен, что они найдут в этом сочинении все, что по-прежнему актуально»,
– указал британский академик, почетный профессор Университета Кардиффа Тони Лейн.


На самом деле, у Дайера-Визефорда есть свое видение будущего, он верит в то, что кибертариат, в конце концов при нарастании противоречий, захватит власть. Он пишет о необходимости централизованного и децентрализованного общественного планирования, демократического контроля за научно-техническим развитием, введении института гарантированного ежегодного дохода.

А вот методичек по классовой борьбе и захвату власти у него нет.
Впрочем, не было их и у Маркса, для этого случился Ленин:)

В одном из интервью Дайера- Визефорда спросили:

На ваш взгляд, в какой мере имеет смысл использовать диалектический подход Маркса для анализа явлений роботизации, массовой коммуникации, информационной революции, событий, которые Маркс и его последователи не могли даже представить, особенно принимая во внимание механизмы управления, контроля, и насилие сосредоточено в руках правящего класса? Является ли этот подход универсальным, может ли он оосновываться на всеобщей солидарности всех людей, независимо от их класса?

Ответ был таков:


Да, я так думаю. Вот почему я работаю в рамках марксистской традиции.
Я думаю, что марксизм, который мы имеем сегодня, - это не тот марксизм, который мы имели в тот момент, когда Маркс закончил капитал.
Потому что это не только продолжающаяся революционная традиция,
но и продолжающаяся традиция обучения
.
Таким образом, законность марксизма продолжается,
если только у нас есть сохранение капитализма как доминирующего способа производства.
Очевидно, есть аспекты, которые выходят за рамки того, что Маркс мог наблюдать в свое время.
Но многие аспекты его анализа логики системы сохраняются,
поэтому современный марксизм должен быть сочетанием вещей,
которые остаются постоянными и меняются.
.

Пора уже закончить хоронить Маркса
***
Еще источники:

На русском: "В цифровую пустоту".Апчерч Мартин

На английском:
https://socialistworker.co.uk/art/41099/What+is+class+in+the+21st+century
https://monthlyreview.org/2015/01/01/icapitalism-and-the-cybertariat/
https://isreview.org/issue/101/workers-digital-world-unite

http://www.criticatac.ro/lefteast/fuck-off-google-interview-with-nick-dyer-witheford/
https://www.viewpointmag.com/2015/09/08/cyber-proletariat-an-interview-with-nick-dyer-witheford/
Tags: 1 мая, Капитализм, Классовая борьба, Призрак бродит по планете, Рабочие
Subscribe

  • В.Каррик Игра в бабки

    НА СТАТУЮ ИГРАЮЩЕГО В БАБКИ Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился... прочь!…

  • Скетинг-ринк или «Дворец пьяноблудия»

    «Мы еще варвары. Нет у нас чувства гармонии. Петербург обладает едва ли не самой громадной площадью в мире. Это Марсово поле, не…

  • "Они теряли гребенки и шпильки..."

    В эпоху борьбы за женское равноправие дамы заявили свои претензии на многие привилегии сильного пола, особенно ярко это проявилось в спорте. С…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • В.Каррик Игра в бабки

    НА СТАТУЮ ИГРАЮЩЕГО В БАБКИ Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился... прочь!…

  • Скетинг-ринк или «Дворец пьяноблудия»

    «Мы еще варвары. Нет у нас чувства гармонии. Петербург обладает едва ли не самой громадной площадью в мире. Это Марсово поле, не…

  • "Они теряли гребенки и шпильки..."

    В эпоху борьбы за женское равноправие дамы заявили свои претензии на многие привилегии сильного пола, особенно ярко это проявилось в спорте. С…