Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

А он живее всех живых... ( часть 1)

А он живее всех живых... ( часть 2)
А он живее всех живых... (окончание)
Часть 1

В канун Первого мая все сразу стали поминать Маркса: пора забыть, списать в музей, выбросить на свалку истории. Маркс  жил в 19 веке, где не было технического прогресса, а были толпы голодных промышленных рабочих, но потом процесс пошел по-другому, было построено общество потребления,  "благосостояние пролетариата в ХХ веке в приличных странах выросло нереально",  и даже безработным "давно уже платят приличное пособие по безработице".

То, что один продаёт другому сделанный товар дороже, чем расходы на его изготовление, было известно с древних времен без всякого марксизма и выдуманной "добавочной стоимости" и прочей ерунды.

Выходит, раз трудящиеся стали жить богато, вопрос эксплуатации отменяется, нет пролетариата, нет и классовой борьбы.

Но это все в приличных странах. а что делать странам неприличным , в которых царь не тот, народишко плох, да еще и учитывая, что Маркс уже умер, не успев увидеть мир высоких технологий?

В одном журнале, когда я указала на то, что у марксизма есть продолжение, мне посоветовали найти мужа и успокоиться. То что марксизм - это база, на основе которой появляются новые теории в результате исследований нового глобального мира, сторонники "Маркса - на свалку" предпочитают не обсуждать.

Вот я и решила почитать про приличные страны, действительно ли там покончили с эксплуатацией, да и с Марксом заодно.

Мир, действительно сильно изменился, глобализация, цифровые технологии и сети позволили  транснациональным корпорациям и глобальным промышленным сетям размещать свои производства, свободно преодолевая  национальные границы. Интернет обеспечил капитал мгновенной глобальной связью,увеличил скорости обращения финансового капитала. Ученые же пытаются объяснить, почему введение увеличивающих производительность цифровых технологий совпало с низкими уровнями роста экономики, а также с падением доходов трудящихся, как повлияла дигитизация на нашу жизнь?

Так появился краткий обзор взглядов на современный мир с позиций марксизма, который я и выкладываю здесь.


Но прежде, чем обратиться к западным специалистам , сначала, в контексте марксизма и  благосостояния трудящихся, хочется привести мнение соотечественника:

***

О противоречиях между бедными и богатыми много писали с древнейших времен,
но внятных решений предложить не могли просто потому,
что бедность сама по себе не является не то что «производственным отношением»,
но даже и общественным отношением.

Она лишь следствие сложившихся социальных отношений и экономического порядка.
Новаторство марксистской мысли состояло в том,
что она отбросила морализаторство
прежних радикальных идеологов,
то восхищавшихся добродетелями бедняков, то негодовавших по поводу царящей вокруг нищеты.
Марксизм предложил говорить конкретно — о социальной структуре, об организации экономики.
Обнаружилось, что бедность по своему происхождению неоднородна.
Именно поэтому движения, стремившиеся опереться на бедняков, оказывались неустойчивыми и неэффективными.
Когда Маркс писал о революционном потенциале пролетариев,
он меньше всего имел в виду их нищету.

И совершенно закономерно, что наиболее успешные революционные попытки предпринимались далеко не самыми обездоленными группами общества.


KagarlitzkyBY.jpg
Кагарлицкий Борис Юльевич
директор Института проблем глобализации с апреля 2002 г.
Социолог, журналист, публицист. Кандидат политических наук.
.
И еще по поводу глобализации и существования национальных государств ( или необходимого условия существования неприличных стран, наряду с приличными):

Будучи цикличным, капитализм проходит периоды интернационализации,
сменяющиеся периодами «национально-ориентированного развития».
В этом смысле особенность нынешней эпохи не в том, что происходит что-то столь уж необычное,
а в том, что благодаря информационным технологиям мы гораздо лучше видим и осознаем процессы,
которые в ходе предыдущих циклов были известны в основном специалистам.

Государство укрепляется...оно отказывается от своих социальных функций,
становясь все более буржуазным, агрессивно-репрессивным и насквозь реакционным.
Именно постоянное и возрастающее государственное принуждение
(своего рода силовое регулирование общества в интересах рынка)
позволяет глобализации продолжаться,
несмотря на непрерывную череду экономических провалов
и упорное сопротивление большинства людей практически во всех точках планеты.

Транснациональные корпорации... остро нуждаются в государстве,
причем именно государстве национальном.

Ведь «глобальность» транснационалов возможна лишь в условиях,
пока остается неоднородным мировой рынок труда.
Если бы все национальные рынки действительно слились в единый глобальный рынок,
деятельность транснационалов потеряла бы всякий смысл.
Зачем было бы, например, производить кроссовки во Вьетнаме или Мексике для английского рынка,
если бы затраты производства были бы примерно такими же, как в Англии?
Подобный глобальный рынок в силу своей однородности неминуемо бы распался
на множество однотипных, но локальных рынков,
где производство для местного потребителя и из местного сырья было бы несравненно выгоднее,
чем перевозка товаров из дальних стран.

Корпорации заинтересованы как раз в том,
чтобы продолжали существовать локальные рынки
с принципиально разными условиями и правилами игры.

А они, благодаря своей мобильности, могли бы эти различия эксплуатировать.
Потому-то глобализация и остается принципиально незавершенной

— довести дело до конца не в интересах прежде всего тех, кто возглавляет процесс...

Легко понять, что в сложившихся условиях национальное государство
... оказывается идеальным инструментом,
с помощью которого транснациональные элиты решают свои вопросы.


***
Представители западных левых движений говорят:

Маркс писал о тех, кто производит прибыль для капиталистов.
Разве  прибыль перестали извлекать?



Бастующие рабочие
1926 год



1935 г.

Начало двадцатого века, рассказывают западные ученые, было временем «профессионального работника» - высококвалифицированных рабочих, которые были опорой русского большевизма и советского коммунизма .

Столкнувшись с угрозой революционных движений, капитал взялся за перестройку производства, направленную на ослабление рабочего движения. В  организации трудового процесса это был тейлоризм, в структурировании рабочего дня и заработной платы - фордизм; в экономической политике - кейнсианство , в правительстве - появление «Государства Планирования», которое разработало  правительственные программы социального обеспечения и промышленные стратегии, направленных на комплексное социальное управление.
Благодаря этим мерам были созданы условия для «золотого века» накопления.
Однако такая реструктуризация создала новое понятие рабочего класса - «массовый рабочий», который сосредоточился на гигантских заводах и фабриках в центрах промышленного производства (  Fiat в Италии, Ford в Британии, Renault во Франции, General Motors в США).

В конце 60-х - начале 70-х годов отказ этим рабочим, требовавшим увеличение заработной платы и  возмущенным бесчеловечными условиями механизированного массового производства привел к массовым  забастовкам и саботажу, что поставило под вопрос стабильность самого Государства Планирования.

1970 г.
Image


В ответ капитал вновь себя реструктурировал. Во времена Рейганизма и Тэтчеризма «Планирующее государство» уступило место «Кризисному государству», в котором благосостоянием пожертвовали в пользу дисциплины и жесткой экономии; денежно-кредитная политика стала играть главную роль в снижении реальной заработной платы; в отношении профсоюзов были приняты драконовские меры.

К
орпорации реорганизовались для того, чтобы стать более гибкими. Локус производства децентрализовался и рассредоточился; стали усиленно развиваться «сервисные» секторы экономики; капитал устремился максимизировать географическую мобильность и временную текучесть, чтобы преодолеть жесткое сопротивления рабочего класса.
.

Теперь можно было перемещать отдельные циклы производства из страны в страну, закрывать предприятие в одном месте, открывать его в другом. Аутсосинг, оффшоринг и миграция привели к новому глобальному разделению труда.


Ford International Workers Conference (March 15th-18th 1985)
.
Важную роль играет информатика, считает Антонио Негри, развитие компьютеризации и телекоммуникаций в 1970-х годах, связано с корпоративной необходимостью использования инноваций в ​​процессах оборота и воспроизводства  капитала.

Высокие технологии подрывают бастионы массового рабочего, принося массовые сокращения рабочей силы; телекоммуникационные средства позволяют проводить внутреннее и международное рассредоточение операций в зависимости от наличия дешевого и послушного труда; компьютеризация позволяет не только усилить наблюдение в производственных цехах и ввести новые уровни автоматизации и мониторинга, необходимых для интенсивной эксплуатации офисных работников. Под благообразной маской информационного общества  таится жесткий контроль и сокращение трудозатрат.
.
AntonioNegri SeminarioInternacionalMundo.jpg
Антонио Не́гри -
итальянский философ и политический деятель,
профессор Падуанского университета,
теоретик ряда коммунистических политических группировок.
.
Негри вводит понятие "социализированный рабочий". Если «массовый рабочий» обитал только на производстве, то  «социализированный рабочий» включается в создание прибыли в других секторах  экономики: банковский клерк, медицинский работник, преподаватель.

«Массовый рабочий» превращался в опасную для капитала массу за счет концентрации на гигантских промышленных объектах; «социализированный рабочий» «социализируется» благодаря его участию в гораздо более разветвленной и экспансивной системе.
Информационные технологии и развитие телекоммуникаций делают интеллектуальную деятельность продуктивной, и в то же время отнимают традиционно существовавшее привилегированное положение этой деятельности по сравнению с физическим трудом, таким образом создаетя кибернетическая  пролетаризация.

Капитал постепенно внедряется во все  сферы нашей жизни, отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение все более подвержены  четкому контролю и регулированию, направленными на поддержание общих социальных условий прибыли корпораций. Негри подчеркивает, что принцип, регулирующий эту всеобъемлющую организацию внерабочего времени, остается экспроприацией труда.


Во времена Карла Маркса рабочих в мире было не более  20 миллионов человек, они составляли не больше 3% от мирового населения. Сегодня в мире около 1.6 миллиарда наемных работников, по поводу которых не прекращаются споры о том, способны ли они бросить вызов капитализму.

При современной безработице эти работники находятся в состоянии неопределенности и униженности, в таких условиях трудно бороться, ведь работа, то есть - возможность подвергнуться эксплуатации, становится привилегией.

По этой причине Слáвой Жи́жек ( словенский культуролог и социальный философ фрейдомарксистского толка) назвал забастовку  2011 года, в которой приняло участие 2.6 миллиона государственных служащих, недовольных законом о пенсиях,  “восстанием оплачиваемой буржуазии”
.

Феминистки М. Далла Коста и С. Джеймс доказали,что капитал подчинил себе образование, медицину, общественное питание, а также домашнюю работу, начиная от рождения детей и заканчивая созданием эмоциональной атмосферы в семье. Все это, по их мнению, неоплаченный труд, направленный на то, чтобы «рабочая сила каждое утро была готова идти на работу».
***

Предвижу комментарии о том, что все эти люди - фрики общества :)

О коммодификации ( превращении в товар) и дигитализации ( оцифровки нашей жизни), о бесплатном труде, социальности и кибертариате  в следующей главе расскажет Урсула Хьюз
продолжение следует
Tags: 1 мая, Капитализм, Классовая борьба, Призрак бродит по планете, Рабочие
Subscribe

  • Китайцы и их любопытные обычаи

    Еще одна статья из Альманаха путешествий 1902 года, дополненная фотографиями. THE CHINESE AND THEIR CURIOUS CUSTOMS Древнее название Китая…

  • Хлопковая культура в Южных штатах Америки

    Еще одна статья из Альманаха путешествий 1902 года и еще один пример обычного для того времени расизма COTTON CULTURE IN THE SOUTHERN STATES OF…

  • Добыча алмазов

    CULLINAN -крупнейший алмаз в мире, найденный в Южной Африке . Насколько правильно и законно воспринимало общество все, что делается в колониях,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments

  • Китайцы и их любопытные обычаи

    Еще одна статья из Альманаха путешествий 1902 года, дополненная фотографиями. THE CHINESE AND THEIR CURIOUS CUSTOMS Древнее название Китая…

  • Хлопковая культура в Южных штатах Америки

    Еще одна статья из Альманаха путешествий 1902 года и еще один пример обычного для того времени расизма COTTON CULTURE IN THE SOUTHERN STATES OF…

  • Добыча алмазов

    CULLINAN -крупнейший алмаз в мире, найденный в Южной Африке . Насколько правильно и законно воспринимало общество все, что делается в колониях,…