?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Чтобы закончить рассказ об Элис Витроу Филд, я решила разместить ее отзыв на статью, написанную Татьяной Чернавиной под заголовком " Мы, советские женщины". Татьяна Чернавина была женой Владимира Чернавина, который будучи сосланным на Соловки, совершил побег из Кандалакши. Ему удалось вместе с женой и  сыном пересечь границу с Финляндией и рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях.

Вероятно, Элис Витроу до конца жизни вспоминали эту статью, ее имя Элизабет Диллинг занесла в списки писателей, которых одобрили в СССР, в свою книгу "Красная сеть", а затем, в 1943 году - она попала в списки Комиссии по антиамериканским действиям за подпись под призывом о мирном сотрудничестве с СССР.
Не удивительно, ведь брат ее  мужа, Фредерик Вандербилд Филд, потомок самой богатой в Америке династии Вандербилдов, был лишен наследства за свои левые взгляды, его преследовали за поддержку коммунистов.
И тем не менее, мне не удалось найти сведений, подтверждающих принадлежность Элис Витроу к какой-нибудь партии.

Напомню, Элис была социологом и криминологом, ее интересовали преступления, как явления, причины и условия, которые приводили к преступлениям, мотивы и особенности личностей преступников.
Точно также она описывала и анализировала советскую жизнь, точно так же препарировала автора статьи, обнаруживая скрытые мотивы и оставаясь реалисткой.
В мире Элис Витроу знают не как агента Кремля, а как известного криминолога, эксперта по вопросам сексуальных преступлений, а также эксперта по советской истории решения женского вопроса.

***

Основная идея мадам Чернавиной в том, что советское правительство - корень всех зол, причина голода, источник деградации. Она возлагает на него даже вину за интервенцию и за гражданскую войну.

Таким образом, хотя она неохотно признает, что лишения были неизбежны из-за разрухи, вызванной интервенцией и гражданской войной, советское правительство все равно преступно.
И долгое ужасное испытание в период реконструкции, которая включала не только создание новых городов и новых отраслей промышленности, но и строительство нового человека, представлено таким образом, чтобы вновь обвинить советское правительство в изобретении нового бремени и мучений.

Чтобы подтвердить свою точку зрения, она собрала рассказы разных женщин, которые так или иначе пострадали в результате революции. Она называет их "Мы, советские женщины", таким образом превращая отклонения в норму.
Никто не отрицает, что такие случаи есть. Я сталкивалась  с некоторыми из них во время моей работы в Институте защиты материнства и детства в Москве. Однако, они  отобраны специально, чтобы подтвердить определенную точку зрения, и они не имеют отношения к женщинам из рабочего класса.

Мадам Чернавина,представительницей среднего класса, делится своей собственной историей.

Она загорается, как свеча перед иконой при воспоминаниях о красивой мебели, больших зданиях, хороших аристократических школах, прекрасной еде, преданных и надежных слугах.
Деревенский священник был самым бедным человеком, которого она знала в своем детстве.

Такая жизнь сделала ее чужой среди своих соотечественников, и когда революция низвергла ее в массы, она была потрясена и вся ее суть постоянно протестовала против этого.
Даже стараясь приспособиться к новым условиям, она все равно держалась вызывающе.

Она постоянно все видела в ином свете, как будто смотрела через искривленные линзы.

Не может не быть ошибок и несправедливости в процессе таких грандиозных изменений, каковых никогда прежде не было ни в каком другом обществе в прошедшей истории, где перестраивались законы, этика, обычаи людей.

Она же  воспринимает это не как развивающийся процесс, а как застывшее множество.

Иногда она хвалит: "Мне понравилось, преподавать на рабфаке.... Это было новое и, я должен сказать, хорошее учреждение".
Но хорошее, плохое или нейтральное, все служит основной для обвинений, как выговор сварливой жены, перечисляющей поступки раздражающего ее мужа.
Часто это то, что является лучшим в советской жизни. Иногда это - Сталин, который разрушает всю хорошую работу Ленина и снова это - Ленин , который с помощью НЭП уничтожает основы существования, или это и озлобленность самих людей, которая вызвана самой политической системой.

Она постоянно демонстрирует разочарование, которое, должно быть, появилось в результате неспособности искренне вписаться в новую ситуацию.

Это - персональная книга, и до некоторой степени она требует персональной критики.

Я знаю, что она чувствует — ее мир закончился— как бы из ниоткуда появились социальные барьеры, которые ограничили ответную реакцию ее класса.

В новом, и по-видимому хаотическом обществе, ее идеям, правильным или неправильным, не было места, и она от этого чувствовала себя в опасности.

Ей хотелось многого - удобств и изящной интеллектуальной жизни, но на ее собственных условиях.

Однако, она забывает, что все это не было надежно обеспечено и до революции.

Большинство из нас мечтает о многом хорошем в жизни, но мы можем это испытать лишь сознавая, что мы это разделяем с другими, что это - часть общественного устройства, а не ревниво оберегаемая привилегия малой группы.

Революция, которая приравняла жизнь мадам Чернавиной к более низкому экономическому и социальному положению, обеспечила таким образом, большую устойчивость процесса построения общего счастья.

Для этого мадам должна была стать частью коллективной борьбы за то, что она считала правильным.
Тысячи участников, даже ее собственного класса, добились в этом успеха.

ALICE WITHROW FIELD
Январь 1936 г.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
turan01
Nov. 15th, 2017 06:34 pm (UTC)
Что тут скажешь: каждая судьба должна рассматриваться строго индивидуально.
Были ведь поверившие и вернувшиеся, что стало их последней ошибкой (например, Устрялов, Святополк-Мирский и тутти кванти)

Тяжело их судить даже с вершины послезнания. Имхо, водораздел простой: далее пошел служить Третьему рейху на руководящих административных постах и в военных структурах - однозначно предатель и изменник Родины.
turan01
Nov. 15th, 2017 06:35 pm (UTC)
Добавил бы еще пропагандистскую машину.
ljwanderer
Nov. 15th, 2017 08:01 pm (UTC)
А в статье нет осуждения, есть зорко подмеченное скрытое сопротивление тех, кто считал, что все делается неправильно. Есть указание на существование грандиозного процесса, в котором невозможно плыть против течения.
Кажется Луиза Брайант брала интервью у Паниной и Коллонтай. Панина была первым министром призрения,Коллонтай ее сменила. Обе были за женские права. Но как только рабочие женщины стали идти во власть, Панина пересмотрела свои взгляды, власть не для кухарок. То есть та же самая позиция "Ей хотелось многого - удобств и изящной интеллектуальной жизни, но на ее собственных условиях."
Коллонтай была за привлечение работниц к управлению. Кто победил в этом, показало время. Панина осталась в оппозиции, а Россия пошла своим путем.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow