?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уже закончила писать о книге Элис Витроу, но заглянула в прессу 1930-х, чтобы узнать, как эта книга воспринималась экспертами. Оказалось, что больше всего отмечаются успехи русской педагогики и самодостаточность детей в яслях и садах, то, что ребенок может сам себя обслуживать, казалось невероятным.
Вернулась к книге и перечитала, решила сделать добавление. Сегодня, когда детские сады и ясли стали малодоступными, появились няни и гувернантки, все написанное звучит по-новому, осмыслением результатов - от чего ушли и к чему пришли.


Художник Дж.Лейендекер

Путешествие супругов Филд в Советскую Россию
Элис Витроу Филд о советских женщинах - часть 1 часть 2

Цель образования состоит в том, чтобы превратить ребенка в социальное существо таким способом, при котором он не только получит навыки, но принесет пользу группе, в которой он живет. Такая цель объясняет, почему "сегодня мы тратим деньги и свою энергию на детей, чтобы научить их быть хорошими гражданами в будущем".
Советы верят этому точно, так же, как и мы , это и объясняет, почему они очень обеспокоены образованием и уходом за детьми. Есть, конечно, несколько различий между обучением ребенка в России и обучением его на Западе, и они находятся, главным образом, в различиях идеях, лежащих в основах социализма и капитализма.
Мы все более или менее знакомы с принципами, лежащими в основе обучения граждан в Западном Мире, мне кажется необходимым только отметить общие черты и различия принципов, на которых базируется Коммунистическое образование. То, что русские чувствуют, что образование начинается с рождения, и потому обучение с раннего возраста должно быть делом государственным, показывает, что они лучше используют современные психологические знания, чем это делают педагоги в большинстве стран

Все советские педагоги утверждают, что они ставят две цели в образовании, сначала воспитать активного трудящегося ; и во-вторых, сделать материалистом, активистом и коллективистом. Мне кажется, у эти цели мало отличаются...

Согласно рассуждению коммунистов, материалист - человек, который понимает действительность... Чем лучше он осознает действительность, тем легче ему преодолеть физические барьеры, которые являются частью его повседневного бытия. Маленький ребенок, говорят они, является реалистом по своей природе, потому что он интересуется, главным образом, вещами, которые он видит и чувствует. Поэтому, нужно предоставить такому ребенку практическую связь с реальным миром, дать ему возможность изучения материальных вещей и их влияние на него.

https://i0.wp.com/grapefruitmoongallery.com/gallery/images/thrasher_baby-3-417.jpg?resize=417%2C579

При правильном материалистическом обучении ребенок должен быть в состоянии в полной мере воспользоваться средой для достижения своих целей, вместо того, чтобы подвергать себя опасности при потере такого контроля, из-за непонимания этой среды.
Обучение понимания физической среды повсюду является частью образовательной программы, но лишь немногие педагоги обращают на это внимание, как это делают в СССР...

Из-за низкого уровня жизни, который преобладает сегодня в России, из-за бедности и отсутствия образования, требуется намного больше знаний для того, чтобы справиться с физической средой, чтобы сделать свою жизнь комфортнее.

При социальном строе, который имеет в своей основе принцип, при котором все члены общества должны разделять трудности жизни и иметь равный шанс на получение роскоши, важно, чтобы дети были обучены пониманию природы физических трудностей и лучшим способам их преодоления. То, что все люди в СССР живут на более или менее одинаковом финансовом уровне, материализм не подразумевает интерес к деньгам, как это существует в капиталистических странах.

Человек ... двигается, говорит и формирует привычки и действия в соответствии с его потребностями в данной окружающей среде, что означает, он использует нервную систему и свои органы, чтобы приспособиться к своей среде и преодолеть трудности на своем пути. Наиболее высоко развитый человек - это тот, кто изменяет среду, вводя новые элементы, таким образом устраивая новый порядок, при котором будет увеличиваться его собственная эффективность.

Согласно этому рассуждению, коммунисты утверждают, что ребенок - по своей природе активист, потому что он постоянно двигается, говорит и приобретает свои навыки. Нормальный ребенок использует свою энергию с хорошей целью, поскольку он пытается все время приспособиться. Однако, он не может еще менять среду, потому что у него нет опыта. Следовательно обязанность тех, кто заботится о детях, состоит в том, чтобы дать им навыки, которые позволят им благополучно существовать в их непосредственной среде и в любой другой среде, в которую они могут оказаться.

В яслях я видела лозунг, определяющий русский подход к воспитанию детей: "Ничего не делайте для ребенка из того, что он может сделать сам".

Для этого ребенка нужно обучить пользоваться материальными предметами, находящимися вокруг него.
Поэтому важно... чтобы вся мебель, раковины и другие удобства соответствовали росту ребенка. Одежда не должна быть сложной для одевания, застежки должны быть спереди, чтобы ребенок мог одеться и раздеть себя...

.
Дети в третьей группе обучаются постепенно ...
Ребенок в возрасте один год в состоянии есть самостоятельно, в возрасте двух лет он должен есть, ничего не проливая. В возрасте двух с половиной лет он уже отлично знает правила поведения за столом.
Как только он переходит во вторую группу, ему выдают миску и ложку и уже никогда не кормят, даже если он не умеет есть...В остальном дети учатся, наблюдая за взрослыми и друг другом...

В два с половиной года, если ребенок хочет в туалет , он должен быть в состоянии сделать это самостоятельно...
Начиная с одного года и четырех месяцев, детям показывают, как мыть руки и лицо. Четыре месяца спустя они должны быть в состоянии вымыться, не замочив одежду. Для этого важно, чтобы в яслях были низкие раковины, полотенца соответствующего размера висели на низких вешалках, и кусок мыла соответствовал размеру рук маленьких детей.

В возрасте одного года и два месяца, дети должны знать, как протянуть руки и ноги, чтобы помочь их няням раздеть их; к тому времени, когда они достигли полутора лет нормальные дети в состоянии снять свои собственные чулки и должны пытаться надеть их снова; в два года с половиной, они должны не только быть в состоянии раздеть себя, но также и обуться, надеть чулки, нижнее белье и верхнюю одежду, застегнуть на себя пуговицы, кроме их собственноно еще не могут зашнуровать обувь.

После двух с половиной лет в помощи нянечек при одевании и раздевании нет необходимости, дети не только в состоянии частично позаботиться о себе, но и застегнуть одежду своих приятелей. Для этого необходимо, конечно, чтобы у них были очень низкие скамьи, на которых можно сидеть, когда они ставят и снимают свою обувь и чулки.
Тогда в возрасте одного года и девяти месяцев, любой нормальный умный ребенок должен быть в состоянии раздеть себя, поместить его одежду аккуратно на скамью и забраться в кровать.

В возрасте два с половиной года ребенок должен быть в состоянии застелить свою кровать после того, как он спал в ней и переодеть себя.






В два с половиной года дети должны быть в состоянии убрать столовую после того, как они поели, что означает, что они должны вытереть столы, отнести чашки и ложки в кладовую, и подмести пол.
В два года и одиннадцать месяцев, они могут помочь мыть посуду и подавать еду.





Российские педологи настаивают, что такую работу, тем более, что она связана с водой, дети рассматривают как игру, если она правильно организовывается.
Наконец, прежде чем они покинут детские ясли, им получат навыки стирки, заботы о цветах, аквариумах, домашних животных, и т.д.
Городские дети обучаются правилам поведения на оживленных улицах, и как играть на цементных детских площадках.


Их также учат заботиться о саде, чтобы они могли наблюдать жизнь растений.
Я вспоминаю гуляющих детей, наблюдающих за мужчинами, колящими дрова, что является практически единственным топливом, используемым сегодня в Москве. Так как раскалывание дров является ежедневным занятием в их собственных домах в течение зимы, им иногда разрешают учиться, делать тоже самое. Это, ни в коем случае, не регулярное занятие в детских яслей. Я говорю об этом только, чтобы показать, что по русским понятиям , ребенок может научиться делать до трех лет.



Продолжение следует

Выдержки из книги:  Protection of Women and Children in Soviet Russia, E.P. Dutton, 1932.by Alice Withrow Field

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
djak_krjakutny
Nov. 12th, 2017 05:00 pm (UTC)
Правильно держать и использовать столовые приборы меня научили в детском саду.)
ljwanderer
Nov. 12th, 2017 05:05 pm (UTC)
Да, а современные мамы не могут преодолеть задачу отучения от памперсов, а уж о накрывании на стол и мытье посуды вообще говорить не приходится
djak_krjakutny
Nov. 12th, 2017 05:43 pm (UTC)
И не могут, и не хотят
ama_tama
Nov. 12th, 2017 06:58 pm (UTC)
Если в саду заинтересованные педагоги, то "дежурство" из программы никто не убирал. Более того, в программе есть и многое другое, что зашуганные "компетентные органы" теперь запрещают делать - например, зимой воспитатели должны строить снежные горки, а главное, заливать ледок для того, чтобы дети учились скользить на ногах. У нас в саду одна воспитательница попробовала это делать, но ей запретили :((
А еще один дошкольный педагог рассказывал мне, что в сталинское время в детсадах были предусмотрены помещения для содержания домашних животных,это не говоря уже об огороде.
ljwanderer
Nov. 12th, 2017 07:25 pm (UTC)
Спасибо за дополнение!
У одних моих знакомых двухлетний ребенок провел на даче в яслях, девочка вернулась живая, потолстевшая ( слишком много кормили), умеющая раздеваться и одеваться, с самостоятельным мышлением. Перемены были разительными, все вокруг были в шоке :)
nikipavl
Nov. 12th, 2017 09:14 pm (UTC)
Мыть посуду - развивает интеллект через баланс и разнообразие форм столовых приборов. Плюс скольжение, тактильные ощущения для контроля чистоты поверхности. Много другого... При подметании самое сложное сбор мусора и скидывание его с совка в контейнер.
ljwanderer
Nov. 13th, 2017 08:05 am (UTC)
Спасибо, скидывать с совка в контейнер до сих пор не всегда получается :)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow