Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Южная Корея, разоблачение чуда (часть 5)


Президент Ро Дэ У.встречает советского президента Михаила С. Горбачёва, 1990 г.


Решающие 1990-е

С 1980-х до середины 1990-х экономическая мощь Кореи росла: от производства бульдозеров и оборудования IT к судостроению (в 1980-х судостроение занимало второе место в мире после Японии). Корея развивалась таким образом, что становилась серьезным конкурентом для американских и европейских транснациональных компаний.

В тот же самый период Китай сблизился с Вашингтоном, в течение некоторого времени сократив свою поддержку движений в различных странах, которые угрожали стабильности американских союзников. Китай присоединился к Всемирному банку в 1980 году. Между тем в России, Горбачев подписал геостратегические соглашения с Вашингтоном в конце 1980-х, Берлинская стена была разрушена в 1989 и СССР распался, холодная война заканчивалась.

Международная военно-политическая ситуация, сложившаяся после Второй мировой войны, после победы китайской революции 1949 и Корейской войны 1950-1953 гг. существенно изменилась. Вашингтон полагал, что будет лучше в будущем избегать поддержки  диктатур, которые борются с сильной оппозицией. Перед лицом оппозиционных сил, готовых бороться до конца, было бы мудро ослабить давление (как в июне 1987) и сохранить то, что было важно - другими словами, поддерживать благоприятные отношения с режимом, который бы заменил диктатуру. Кроме того, считалось, что демократическое правительство могло быть более эффективным в проведении неолиберальной политики, так как это уменьшало возможность конфликта с демократическим протестом и общественным движением, настроенным против неолиберализма.

В 1992, после слияния правящей партии и двух оппозиционных партий, Ким Ён Сам, бывший лидер умеренной оппозиции, был избран с поддержкой Ро Дэ У.
Ким Юнгсэм был первым гражданским президентом за 32 года, но тем не менее зависел от поддержки вооруженных сил и открыто  принял сторону Вашингтона.
Его повестка дня была явно неолиберальной.

Корея продолжала занимать стратегическое военное положение, но правительство Соединенных Штатов, у которого было 37,000  размещенных в стране солдат, решило, что пришло время обуздать экономический аппетит Кореи.
Вашингтон оказывал давление, используя различные меры, например такие, как защита тарифовами от корейских продуктов.

Вашингтон потребовал, чтобы Корея выполнила рекомендации Всемирного банка и МВФ, и это требование было частично удовлетворено, как видно из сообщения о миссии, посланной в Корею МВФ в ноябре 1996 и из отчета, изданного после дебатов между директорами МВФ. Вот некоторые извлечения:

1) Об удалении торговых барьеров или других формах ограничений импорта: “С 1994 власти постепенно удаляли препятствия импорту и уменьшали таможенные пошлины в соответствии с Уругвайским раундом . Предоставление лицензий на импорт является теперь автоматическим за исключением небольшого количества продукции, которая представляет угрозу здоровью или  безопасности.

2) О приватизации: “За прошлые десять лет власти частично применили две программы приватизации. Программа декабря 1993 года, была разработана, чтобы в период 1994 - 1998 гг. провести приватизацию  58 из 133 государственных компаний. В середине 1996 ода в соответствии с этим 16 компаний были приватизированы.”

3) О либерализации движений капитала: “Руководители МВФ также рады видеть недавнюю либерализацию движений капитала. Хотя некоторые руководители стоят за постепенный процесс в этом вопросе, другие полагают, что быстрая, полная либерализация в этой области на данной стадии  экономического развития Кореи предлагает многочисленные преимущества”.



https://rg.ru/pril/article/119/24/71/RIAN_004318686.jpg
Президент России Борис Ельцин (справа) и президент Кореи Ким Ен Сам, 1994 год

Вывод № 17: С 1985 года и далее, Вашингтон постепенно изменил свою политику относительно диктаторов в качестве союзников, учитывая новую обстановку, создавшуюся после окончание холодной войны.

Этот поворотный момент был замечен в американских отношениях с Бразилией во второй половине 1980-х, с Филиппинами в 1986  г., Южной  Кореей в 1987 г., и в следующее десятилетие - с Южной Африкой в 1994 г, далее - с Чили и с Индонезией в 1998 г.

С американской точки зрения итог был положительным: жизненноважные интересы были защищены. Тут каждый задается вопросом, что произошло бы, если бы Вашингтон сохранил поддержку его союзников- диктаторов перед лицом массового несогласия и протеста?

Как бы то не было, поворотный момент не был глобальным. Вашингтон продолжал поддерживать диктатуры в арабских странах, начиная с Саудовской Аравии.


Азиатский кризис 1997 года и его последствия


Между 1990 и 1996 гг., южнокорейские рабочие получили 67%-е увеличение реальной заработной платы - впечатляющий успех.
Неолиберальная повестка дня встретилась с сопротивлением рабочих в Корее как в других местах.

26 декабря 1996 была объявлена первая с 1948 года всеобщая забастовка.
Рабочие выходили в знак протеста против реформы Кодекса законов о труде, который должен был облегчить увольнения работников. После 24 дней забастовки реформа кодекса законов о труде была отложена. KCTU осле забастовки стал еще сильнее.

Однако одержав победу, рабочие, оказались перед новой проблемой, азиатским кризисом 1997 года, и работодатели очень скоро нашли возможность им отомстить.

Кроме того, то, что Соединенные Штаты и другие промышленные гиганты до 1996 года получили путем переговоров, было усилено кризисом 1997 года, который вызвала спекулятивная вола нападений на юго-восточные азиатские и корейские валюты. Этому способствовали упомянутые выше меры по либерализации движения капитала.

После Юго-восточных азиатских стран (Таиланд был первым, кого затронула эта волна в июле 1997), кризис поразил Южную Корею в ноябре 1997. Между ноябрем 1997 и 8 января 1998, корейская валюта, выигрывавшая ранее, теперь обесценилась на 96% по отношению к доллару США.

В декабре 1997 правительство в Сеуле подчинилось условиям, предъявленным МВФ (в то время как Малайзия делать это отказалась )
.

Помощь антикризисного фонда МВФ - в распоряжении Южной Кореи , 1997 год
.
Были приняты меры по реструктуризации: множество финансовых учреждений были закрыты, последовали серьезные увольнения, Центральный Банк стал независимым от правительства, процентные ставки поднялись (что погрузило местную промышленность и рабочих в рецессию), главные инвестиционные проекты были оставлены, некоторые чеболи были демонтированы, некоторые компании были проданы транснациональным корпорациям в высокоразвитые индустриальные страны.

Изменение кодекса законов о труде - отложенное после всеобщей забастовки января 1996  года - было принято, позволив работодателям сделать крупные сокращения рабочей силы.

У неолиберального лечения, наложенного на Корею, были радикальные результаты.
Страна погрузилась в глубокую рецессию: ВВП упал на 7% в 1998.

Кредиты, предоставленные МВФ, Всемирным банком и частными банками, все имели надбавку за риск. Когда наступили выплаты, поэтому все эти учреждения  смогли получить огромные доходы. Десятки миллиардов долларов, предоставленных Корее взаймы, были немедленно направлены на выплату банкам.

Все убытки сторон, подключенных к “спасательной схеме” были возмещены благодаря доходам от экспорта и решительным сокращениям расходов на общественные нужды. Увеличивающаяся часть налоговых поступлений использовалась для сокращения внешней задолженности.

Государственный долг Кореи значительно вырос  после того, как государство приняло на себя задолженность частных компаний. Он составлял 12% ВВП перед кризисом, и почти удвоился до 22.2% к концу 1999 года.

Увеличенный государственный долг служил предлогом для дополнительного решительного сокращения социальных расходов и дальнейшего продвижения схемы приватизации и раскрытия страны для вхождения иностранного капитала.

Осуществление этих мер также целилось в лишение сил корейских рабочих и ослабление профсоюзов, которые окрепли за предыдущие годы. Реальная заработная плата корейского рабочего упала на 4.9% в 1998 в результате кризиса.

Меры по открытию торговли имели жестокий эффект на положение южнокорейских мелких фермеров , которые влились в движение Сопротивления по всей стране, регулярно посылая делегации за границу, чтобы присутствовать на саммитах ВТО ( Канкун в сентябре 2003, Гонконг в декабре 2005)
По мнению Всемирного банка Корея является теперь развитой страной.
Но впереди еще много борьбы.

Источник


Южнокорейские фермеры  протестуют перед национальным собранием
8 января 2004 в Сеуле, Южная Корея.
Тысячи фермеров собрались в Сеуле, чтобы убедить парламент не ратифицировать соглашение о свободной торговле (FTA) с Чили, потому что наводнение страны дешевым импортным продовольствием будет угрожать их  существованию .



Столкновение фермеров с полицией 8 января 2004 года




Далее- Послесловие
Tags: Корея, Политика, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments