Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Коллаборационизм - это вопрос морали - 1946 г.

Время шло и бескомпромиссный тон по отношению к коллаборационистам сменился на более мягкий, покровительственный.
Американцы и англичане, не испытав жестокости нацистов на себе, вполне милостиво относились к тем, кто служил искусству и уверял, что был вне политики.
Война окончилась, Европа оправлялась от шока, кто-то выкарабкивался из руин и нищеты, а кто-то уже опять делал большие деньги и желал восстановить мир развлечений. Вновь открывались рестораны и варьете, концертные залы и театры.

Для покровительства коллаборационизму  тоже можно было найти идейную основу, так что теперь уже говорили : "Коллаборационизм? Это - вопрос довольно спорный... эти люди поддерживали и развивали мировое искусство,  разве можно отказаться от их таланта навсегда?"

В 1946 году автор статьи о коллаборационизме в искусстве в журнале LIFE задается вопросом, что делать, если обвиненные в коллаборационизме слишком талантливы.

Речь идет о тех, кто не покинул страну, когда туда пришел фашизм, не начал с ним борьбу , а попытался приспособиться и даже весьма успешно. Такими оказались немецкий дирижер Вильге́льм Фу́ртве́нглер,  композитор Рихард Штраус, пианист Вальтер Гизекинг, норвежская певица Кирстен Мальфрид Флагстад  и многие другие.
.
.
LIFE 25 февраля 1946 года


Одни американцы считают, что коллаборационистов  культуры нужно отстранить от публики навечно, другие считают, что это навредит мировой культуре. Пока нет общепринятого механизма наказания таких людей за коллаборационизм

Проблема в том, что деятели искусств  не являются военными преступниками. Это - вопрос морали. Философы и поэты уже давно доказали, что музыка и мораль не обязательно совпадают. И проблема состоит в том, что Германия и Италия, две наиболее музыкальные нации, оказались сегодня поверженными.
.

Кирстен Флагстад
.
В каждом персональном случае вина различна. Например, Кирстен Флагстад , отказывалась петь в Германии и в Норвегии при режиме Квислинга. Ее вина в основном в том, что она была верной супругой Генри Йохансену, нажившему целое состояние во время режима Квислинга за счет поставок пиломатериалов в нацистскую Германию. Сегодня он сидит в тюрьме в ожидании приговора. Ее лишили  права петь в Норвегии, и она лишена права получить паспорт и визу, чтобы уехать из страны.
.
.
Рихард Штраус теперь живет в Швейцарии, наслаждаясь неуменьшающейся популярностью своих произведений в американских концертных залах и на оперных сценах. Ему 81 год, и он однажды публично осудил войну. Но в то же время, он принимал нацистские подарки и награды, и даже однажды написал музыку в честь императора Хирохито.
.

Вальтер Гизекинг
.
В отличие от них  Ва́льтер Ги́зекинг упорно считает, что искусство ничего общего не имеет с политикой. Он сознательно остался в германии во время войны, давая концерты для раненых немецких солдат. Недавно он встречался с корреспондентом журнала, и опять стоял на своем. Он ненавидит войну, но считает, что он в ней не виноват. Он абсолютно не чувствует за собой никакой вины и удивляется, что другие его считают виновным.
.

Протесты против выступления Гизекинга в Карнеги-холле в январе 1949 года,
концерт был отменен, Гизекинг вынужден был уехать


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/Alfred_Cortot_01.jpg/504px-Alfred_Cortot_01.jpg
Альфред Корто

.
Шестидесятивосьмилетний Альфред Корто, один из величайших пианистов своего поколения, у него слабое здоровье, и он живет сейчас  в Нёйи́, пригороде Парижа, в ожидании окончания годового срока, на который ему запретили появляться на французской концертной сцене. Во время войны и в правительстве  Виши он был Национальным  Советником, фактически - диктатором французской музыки, открыто симпатизировал нацистам и сокрушался о том, что он слишком стар, чтобы воевать вместе с ними.

У Сергея Лифаря уже закончился срок запрета работы на сцене, и он собирается восстановить свою карьеру во Франции. Экспансивно радушный коллаборационист Лифарь поздравил нацистов, когда те захватили его родной Киев, и выразил горячее желание выступать под их покровительством. Немцы сделали его директором Парижской Оперы. Он с радостью принял такую честь, позже заметив “Это будет великой  честью в моей жизни, руководить Парижской Оперой в 35 лет”
.
http://www.mymilitaria.it/liste_04/images/gigli_goebbels_1g.jpg
Джильи и Геббельс
.

Беньямино Джильи в Италии пел для итальянских фашистов, немецких нацистов, был обвинен в коллаборационизме, опубликовал книгу, в которой описал себя человеком искусства “строго вне политики”, обвинил своих обвинителей в шантаже, и официально был оправдан итальянским судом. Сейчас он поет еще более страстно.
.

.
Виллем Менгельберг
приветствовал нацистов в своей родной Голландии, как вновь обретенных братьев, во время оккупации ликующе дирижировал голландским оркестром и совершал с ним концертные туры по Германии. Лояльные голландцы нашли способ ему отомстить, они скупили билеты на все его концерты в Амстердаме, но никто на эти концерты не пришел, пришлось Менгельбергу выступать в пустом концертном зале. Сейчас он живет в Швейцарии и ближайшем будущем возвращаться на родину не планирует.
.
Mengelberg , Reichskommissar Seyss-Inquart und Prof. Jäger (1942)
.
Самым противоречивым для американских любителей музыки кажется Вильге́льм Фу́ртве́нглер. Он начал свою карьеру при нацистах, выступая против расистской политики нацистов, защищая еврейских музыкантов в Берлинском филармоническом оркестре. Будучи патриотом, он не хотел уезжать из Германии, надеясь сохранить традиции немецкой музыки, несмотря на нацизм. Нацистам удалось уговорить его занять место советника Пруссии. В 1936 году ему предложили место дирижера в Нью-Йоркской филармонии, вместо Артуро Тосканини .

Однако, настроение общественности в Нью-Йорке заставило его отклонить данное предложение. Во время войны Фуртвенглер отказывался выступать в оккупированных странах, кроме Австрии, где он был очень любим.
Сейчас Фуртвенглер живет с женой и сыном в роскошном пансионате в Швейцарии. В Германии и Австрии его всерьез считаю сопротивленцем.
.
This 1938 picture show Governor of Austria Arthur Seyss-Inquart (left) with German conductor Wilhelm Furtwaengler and musicians in Vienna
.
.
С помощью американского покровительства ему удалось выступить в Вене и недавно он получил приглашение дирижировать в Лондоне.

В интервью корреспонденту LIFE он отрицал какую-либо симпатию к нацизму, напомнив, как он защищал евреев- музыкантов, сетовал на то, что ему не дали возможности предстать перед трибуналом, где бы он смог  оправдать себя в глазах американской общественности.
Похоже, что в данном случае нет расхождений между  степенью виновности и мерой наказания.

Влюбленные в музыку латиняне оказались более склонными к оправданию коллаборационизма, чем представители Севера.

Наказание и оправдание в этом случае больше зависело не от универсальных принципов справедливости, а от эмоционального общественного мнения.

Судебное преследование также частично справедливо утверждает, что эти деятели искусств (за исключением Flagstad) поднимали боевой дух нацистов.

Защита же утверждает, что безотносительно их прошлых грехов обвиняемые деятели искусств  сегодня не представляют никакой угрозы для цивилизации.

Они также утверждает, что их вклад равнозначен вкладу врачей, которые лечили немцев, или ученых разрабатывающих атомные бомбы. Теперь эти ученые были импортированы сотнями в американские лаборатории, где их знания могут пойти нам на пользу для будущей безопасности американцев.

Из опыта прошлых войн можно сказать, что возмущение по поводу коллаборационистов, в конечном счете утихнет.

Когда это произойдет, американские любители музыки лишаться самого горячего музыкально-политического спора, который длится со времен первой Мировой войны, когда оперы Вагнера запрещались в метрополитен Опера, легионеры бунтовал на концерте Фрица Крейслера в Итаке, штата Нью-Йорк и дирижер Карл Мак был выдворен из Бостонской Симфонического оркестра  и заключены в тюрьму как вражеский агент.

.
http://media.gettyimages.com/photos/top-conductor-herbert-von-karajan-thanks-for-the-applause-in-the-picture-id542346259

Протесты против концертов Герберта фон Караяна в Карнеги Холле
.
***
Однако, были и другие деятели исскусств

Еще в  1943 году журнал LIFE рассказал читателям о маэстро Тосканини, который отказался играть гимн итальянских фашистов Giovinezza. За независимое поведение фашистские молодчики решили его проучить, избив 64-летнего музыканта. Тогда Тосканини уехал в Австрию, а оттуда - в Америку.
.


Гениальный итальянский дирижер Артуро Тосканини вернулся на родину, взял в руки палочку и заставил Миланский оркестр играть так, как он не играл никогда за 16 лет его отсутствия.
 Миланский Оперный театр был срочно отремонтирован с помощью союзников,
это обошлось в $350.000 , 10 тысяч из них внес сам маэстро, скромно заметив:
"Мне бы хотелось, чтобы людям казалось, что я покинул их буквально вчера,
а сегодня уже вернулся"


.
"Попутчики" нацистов все как один цеплялись за отговорку "они занимались искусством, а не политикой", у каждого была припасена красивая история  спасения еврея -родственника, знакомого, коллеги. Заметьте, еврея! Не славянина, и не француза, за этих не давали индульгенций.

Все они были амбициозны и хотели жить, жить хорошо и ярко, кто-то другой вместо них  должен был сражаться за свободу. Кто-то другой должен идти на смерть ( ведь они же - не солдаты, а деятели  искусства)
Они же прикрывались нейтральностью, аполитичностью (искусство должно быть свободно от политики), цеплялись за жизнь, за шанс самореализации любым путем и успех любой ценой.

Когда-то в школьном возрасте я никак не могла уяснить , что значит  термин "буржуазная мораль". Теперь у меня есть ответ: это система правил поведения человека, при которых  проблемы чести, совести и долга подменяются проблемой спроса и предложения ( если мы накажем всех коллаборационистов, кто же нас будет развлекать?).

В буржуазной морали возможна мысль о том, что безнравственный талант -  может быть ценным, но он может принести пользу лишь  буржуазной культуре, то есть выгоду.
А что это даст человечеству?

***
Tags: Духовность нравственность мораль, Коллаборационизм, Путешествие в мир прессы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments