Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Коллаборационисты - 1945 г.


Лени Рифеншталь с мужем Петером  Якубом (Peter Jacob)
- в журнале опечатка, Петер Якуб служил лейтенантом в горных частях
Во время ареста Лени отрицала, что была нацисткой и любимицей Гитлера,
она назвалась кинозвездой и была возмущена, когда американский военнослужащий сказал ей:
"Детка, я много лет смотрю  кино, но я никогда о тебе не слышал"

***

Лени американцы арестовали на дороге, когда она пробиралась домой к матери в Австрию.
Они проверили ее удостоверение личности и отправили в лагерь временного содержания, откуда она тут же сбежала. Ее опять задержали, и она опять убежала. Так продолжалось несколько раз, пока она не добралась домой на велосипеде и не обнаружила, что  дом  конфискован для нужд американской армии. От американского офицера она узнала, что ее семья была перемещена, и что ее муж жив и ждет ее.

Однако побыть с Петером ей  не пришлось, ее опять арестовали и направили в лагерь, где содержались высокопоставленные нацистские чиновники, совершившие преступления против человечества. Лени быстро поняла, что она находится в плохой компании, и ее будущее в опасности.

Тем не менее, после нескольких допросов, во время  которых Лени обнаружила, что ее тесные связи с гитлеровской верхушкой – не секрет для американцев, было объявлено, что она прошла процесс денацификации. Ее подвергли медицинскому осмотру, признали здоровой и сказали, что она может покинуть лагерь по своему усмотрению. Лени Рифеншталь была освобождена американцами 3 июня 1945 года.

.
Рифеншталь вернулась к своей фильмотеке и видеомонтажной в Ки́цбюэль (Kitzbühel) в австрийском Тироле, куда она переехала жить во время войны, чтобы избежать бомбардировки союзников. Там она планировала продолжить  работу над отложенным фильмом, который она начала снимать еще в 1940 году, ей советовали перебраться в американскую зону,  но ей представлялось сложным переехать неизвестно куда с таким большим количеством пленок, необходимых для работы, а был еще и архив. Американцы покинули Тироль, который стал французской оккупационной зоной, и Лени  полагала, что ее американская денацификация будет действительна для всех союзников, но она недооценила французов

Скоро она поняла, что совершила большую ошибку. Французы взяли ее под домашний арест в Инсбруке и уведомили, что через 24 часа она должна покинуть французскую территорию.
Пришлось Лени с мужем срочно паковать вещи, но по дороге ее опять арестовали и отправили в Инсбрук, в тюрьму строго режима.

Лени  поместили в одиночную камеру, куда впускали только врача, Лени страдала от кишечных колик, которые случались у нее каждый раз во время нервных стрессов. Через месяц она была освобождена, но посажена под домашний арест, а затем ее увезли  в Германию, где она стала жить среди руин, в разрушенном бомбежками Брайзахе под Фрайбургом. Отношения Лени и Петера стали напряженными из-за ее болезни и арестов.

В августе 1946 Лени перевезли в Баден-Бадене, где она опять подверглась допросам. Через несколько недель она была отправлена в Кенигсфельд в Шварцевальде вместе с ее мужем и своей секретаршей Анни Изеле. Здесь она обрела свободу и бедность, жить было трудно, работать - невозможно. Она узнала, что французы забрали все ее кинематографическое оборудование, а также конфисковали  все банковские активы, ее и ее семьи. После трех лет брака Лени с Петером расстались.
В конечном счете, Рифеншталь была помещена в психиатрическую больницу во Фрайбурге, она провела там три месяца и вышла в августе 1947 года.

Только в июле 1949 года она официально денацифицировалась французским трибуналом. Но даже это “заключительное” решение было обжаловано французским военным правительством, и вопрос был закрыт лишь шесть месяцев спустя, когда Комиссариат штата Баден признал ее лишь "попутчицей",  невиновной в нацистских преступлениях
Однако, свобода и частичная денацификация не означали, что она могла возобновить свою карьеру, за именем Лени тянулся шлейф воспоминаний о триумфе германской нации,  бывшие коллеги и друзья предпочитали держаться подальше от любимицы фюрера, пусть и обладающей  талантом и трудолюбием.

В 1947 году она получила предложение от независимого французского продюсера г-на Демаре на производство фильмов на паях (50 на 50) , он же помог ей с процессом денацификации.  Однако и в 1960-х  Лени так и не удалось снять что-либо выдающееся, вместо этого ей приходилось судиться с газетчиками, не забывавшими ее прошлое. И, хотя каждый раз она побеждала, доказывая свою невиновность, ее не оставляли в покое.

Слава снова пришла к Лени, когда она занялась фотографией.
Кинокадры из фильмов Рифеншталь, а также ее  африканские и подводные фотографии были представлены на вставке в Гамбурге в конце 1997 года и вызвали новый взрыв протестов с лозунгами “Никакой коммерциализации фашистской эстетики”.
Лени Рифеншталь ушла из жизни так и не убедив мир в своей невиновности.

***
Corinne Luchaire (1921-1950)

Коринн Люшер – французская актриса, сделала стремительную карьеру в 1930-х годах,  после 1940-х годов вынуждена была проводить время в санаториях из-за заболевания туберкулезом.
Тем не менее, ей удалось извлечь для себя немалую выгоду во времена оккупации Франции,  не только потому что она была подругой Отто Абеца, отвечавшего за решение “еврейского вопроса” во Франции, но и благодаря отцу,   который занял пост Министра информации в правительстве  Виши.

В июне 1944 вместе с другими коллаборационистами Коринн попыталась на поезде перебраться в Германию, но движение поездов было остановлено, наступающие союзники разрушили железнодорожные пути, пришлось передвигаться на автомобиле. Говорят, в какой-то момент она от страха и отчаяния попыталась даже совершить самоубийство, но так , или иначе, смерть обошла ее стороной. Когда отец и дочь,  добравшись до Италии, считали себя спасенными, в мае 1945 года их арестовали  и заключили в тюрьму во Фресне. Затем была тюрьма в Ницце, где Коринн пришлось провести несколько месяцев, после чего в июне 1946 года французский трибунал приговорил ее к десяти годам dégradation nationale , лишения всех прав.
Ее отец, приговоренный к смерти, был казнен в феврале 1946 года.


LIFE 24 июня 1946 года


.
В 1939 Коринн, самая яркая из новых звезд французского кино, принесла фильму Александра Корда “Prison Without Bars”, международный успех, критики не находили слов, чтобы описать ее утонченную, пикантную красоту, наивность и невинность.

В многочисленных интервью она с юным очарованием говорила: “я слишком молода для романов”. Однако, это было немного ошибочным заявлением. Даже в 17 лет Коринн была тайной любовницей Отто Абеца, уполномоченного Гитлера по решению проблемы пятой колонны в довоенной Франции. Когда после оккупации Франции Абец стал послом, Коринн стала объектом поклонения, окунулась в жизнь шелков и шампанского, в то время как более щепетильные парижане вынуждены были голодать.
Ее салон был вторым по популярности, в ее будуар неоднократно допускались граф Чиано, Пауль Йозеф Геббельс, Пьер Лаваль и масса немецких и итальянских офицеров – включая одного капитана Люфтваффе, которому она родила дочь.

Ее отец, Жан Люшер, давний коллаборационист, стал редактором самых больших газет Парижа, Le Matin и Nouveaux Temps, он гордился положением дочери, первой куртизанки Парижа.

Для дружелюбных Люшеров жизнь в побежденной Франции была веселее, чем когда-либо прежде. Все испортила победа.

Отец Коринн был выслежен, арестован и казнен. Дочь Коринн попала в Парижский зал суда две недели назад, чтобы ответить за собственные деяния. В то время как в суде перечисляли длинный список ее любовников, она стояла тихо, ее красота и гордость исчезли, на лице остались следы разгульной жизни и туберкулеза.

Когда судья приговорил ее к 10 годам лишения гражданских прав, она могла лишь умолять: "Я была молодой и глупой … я не понимала … "




Коринн Люшер в суде
***

Магазины колаборационистов в Париже были помечены свастиками,
патриотично настроенные парижане обходили их стороной.



Художник журнала LIFE так запечатлел парижский суд  над бывшим редактором французской газеты, обвиненном в коллаборационизме


.


Однако, многим  коллаборационистам,  повезло, наказание было не таким тяжелым, и вскоре они и вовсе забыли об этом, восстановив былую славу.
.

Гитлер с Арно Брекером перед Эйфелевой башней в июне 1940 после того,
как немцы  заняли Париж.

.
Арно Бре́кер (1900-1991) — немецкий скульптор, поставивший свой талант на службу Третьему рейху, член  НСДАП с 1 мая 1937 года. В 1938 году по настоятельному желанию Гитлера Брекер получил крупный государственный заказ в связи с планами генеральной реконструкции Берлина. Выполнил ряд работ для новой рейхсканцелярии, в том числе скульптуры «Партия» и «Вермахт».

23 июня 1940 года — через день после заключения Компьенского перемирия с Францией —   Брекер в качестве гида сопровождал Гитлера во время его краткосрочной поездки в поверженный Париж.

19 июля 1940 года был награжден Гитлером  золотым партийным знаком НСДАП и получил в подарок отремонтированный за счет государства замок Йекельсбрух в Одербрухе.

В мастерских Брекера работали французские военнопленные, а также подневольные рабочие из Польши и с Украины.

В 1948 году Брекер прошел процесс денацификации. Несмотря на привилегированное положение в Третьем рейхе, он был классифицирован всего лишь в качестве «попутчика» и приговорен к штрафу в размере 100 марок. В его пользу свидетельствовали факты помощи многим жертвам режима

В 1949 году Брекер обосновался в Дюссельдорфе, где к тому времени поселились многие бывшие сотрудники Альберта Шпеера. Отсутствие официальных государственных заказов компенсировалось заказами частных лиц. Основными заказчиками любимого скульптора Гитлера стали представители высших деловых кругов Западной Германии.

К началу 1950-х годов Брекер снова стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых скульпторов.

Выставка в честь немецкого скульптора Арно Брекера, любимого скульптора Гитлера,
в Париже, в Musee De L'Orangerie , 1942 год.
В середине -Арно Брекер, Фернан де Бринон - представитель от правительства Виши
Слева от скульптора - во втором ряду - Серж Лифарь


***

Серж Лифа́рь - балетмейстер. За деятельность Лифаря при немецкой власти французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни.
После освобождения Парижа Лифарь, как и другие высокопоставленные коллаборационисты, был вынужден покинуть Францию, только и всего.
В 1944—1947 годах он возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло», где ставил балеты для Иветт Шовире.
После окончания войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер смог вернуться в Париж.
***
Что же произошло с Парижем, почему так легко и просто французы забыли о том, как служили врагу эти быстро перестроившиеся служители искусства?
С Парижем случилось то, что произошло и со всей восстанавливаемой по американским  лекалам Европой.

«Франкфурт или Штуттгарт, Эссен или Гамбург, каковы бы ни были их названия,
— все они превратились в города, живущие лихорадочной жизнью,
города барышей и взяточничества, алчности и разбоя,
каких не знал капитализм с ранних дней своего существования…
Изобилие товаров и безудержная роскошь — но только для тех,
у кого есть деньги, то есть для крошечной группы людей…
У кого есть деньги?..

Деньги — у спекулирующих на «черном рынке»,
у всех, кто нажился на фашистском режиме,
на буме перевооружения, на войне и послевоенной инфляции
.
А кто же те, кто был способен за нищенскую оплату
нещадно эксплоатировать иностранных рабов,
любыми путями накапливать огромные состояния?
Это те, кто пережил войну, Гитлера, оккупацию, инфляцию, денацификацию
и ныне снова господствуют над экономической жизнью страны…


А те десятки тысяч людей, что провели долгие годы в концлагерях,
кого «Третья империя» лишила здоровья и средств существования,
чье добро было расхищено и разграблено нацистами?
Неделю за неделей кричат они до хрипоты на митингах протеста.
Большинство из них терпит нищету и унижения,
тщетно ожидая дня, когда им возместят понесенный ущерб.
В Германии теперь популярна поговорка:
«Если хочешь преуспеть, докажи, что ты был нацистом»


The Nation, February 26, 1949

***
Tags: 1945, Коллаборационизм, Путешествие в мир прессы
Subscribe

  • Умиротворители: Гарет Джонс о Германии

    Рассказывая о войне Клода Коберна против примирителей с фашизмом стоит вспомнить о другом журналисте, который как раз своей работой и создавал…

  • Айви Ли и Россия, Outlook 1930 г.

    Институт политики в Уильямстауне, штат Массачусетс, должен стимулировать разумный интерес к международным отношениям. Так было много лет.…

  • Герберт Уэллс о России. 1914 г.

    Либеральный страх перед Россией Это очевидно, что существует очень большой страх перед мощью и намерениями России. Сейчас следует обсудить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments