Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

20. Русские летчики на службе у Ибн Сауда

Непросвещенная монархия: Предисловие   1. Начало   2. О мудрости, детях и друзьях
3. Захват Эль Хасы4. Ихван 5. Малолетний дипломат    6. Борьба с хашимитами 7. Победа над рашидидами   8. Расширение границ   9. Захват Таифа и Мекки   10. Захват Медины и Джидды
11. Ихван выходит из подчинения   12. Гражданская война   13. Управление страной   14. Технический прогресс   15. Последняя война   16."Доктор-большевик проникает в нутро арабского общества"
17. О несостоявшейся дружбе 18. Нефть 19. Русские летчики короля Хуссейна


Ибн Сауд объявил о своем решении переправить всю военную технику, включая самолет, захваченный в Джидде, в Таиф. Он пожелал нанять одного британского пилота и одного механика с намерением использовать самолет для почтовой службы и других гражданских целей. Британцы тут же направили к нему консультанта, который оценил необходимость в запчастях и персонале. Советами все и ограничилось, у Ибн Сауда не было денег, а британцы больше не хотели давать в долг.

При бездействии британцев оживились немцы.

Осенью 1927 года два представителя Deutsche Luft Hansa предложили королю на рассмотрение план воздушных перевозок. В июне 1928 в связи с этим прибыла специальная комиссия из четырех человек, а немецкий летчик был назначен руководить аэродромом в Джидде, с которого он же совершал пробные полеты по пустыне на все более дальние расстояния.



Это-не русские пилоты,  как пишут в одном блоге,
разместившем эту фотографию
это- британские специалисты,
которые направлены для основания авиабазы на Дарине
.
Наконец, в 1929 году, британцы послали в Джидду четыре самолета  со специалистом, который смог починить два из четырех ржавевших на аэродроме самолета, и даже совершить на них пробные полеты.
В августе 1929 года британцы сделали Ибн-Сауду предложение о поставке четырех новых самолетов, которые могли бы в дальнейшем снабжаться боеприпасами, поставляемыми из Ирака.

В октябре 1929 года между Ибн-Саудом и британцами было заключено соглашение, по которому в Хиджазе создавалась база Военно-воздушных сил на острове Дарин на восточном побережье  Персидского  залива.
.


Первый самолет прибыл на остров  4 января 1930 года, всего на острове находилось четыре пилота и шесть механиков,  островное положение гарантировало безопасность персонала от нападений бедуинов.

Похоже, что помимо тяжелого климата, были и другие причины, по которым профессионалы  не задерживались в стране. Поэтому вскоре все британцы, кроме одного, покинули Аравийский полуостров. В распоряжении Ибн-Сауда остались двое – британец Лоу (C.L.Lowe)и немец, Курт Краковский.




13 Сентября 1930 года был получен приказ вылететь, чтобы поддержать военные действия саудовской армии.
В это время Лоу заболел и не мог лететь. Тогда заменить его приказали только что нанятому сирийцу, но тот не имел опыта вождения такого типа самолетов и отказался.
За неподчинение приказу сирийца выпороли и посадили в тюрьму.

Курт Краковский лежал с дизентерией, когда  был вызван главнокомандующим и направлен выполнять приказ. Вероятно, Круковскому было легче умереть, чем навлечь гнев начальства.
Он взлетел, но после нескольких минут полета выключил двигатель и, находясь в воздухе, потерял сознание! Самолет разбился, но Краковский остался жив...

Британца Лоу  просто уволили, и с его отъездом, 20 сентября 1931, Военно-воздушные силы Хиджаза на время прекратили свое существование.

Тем не менее, в январе 1932 на международной Конференции по Разоружению сообщалось, Военно-воздушные силы Хиджаза  обладают 9 самолетами, 11 офицерами и 150 рядовыми.
На самом деле, только два самолета были теоретически пригодны к эксплуатации.

В том же 1932 году итальянский министр Воздушного флота предложил Ибн Сауду помощь в подготовке пилотов  в летной школе в Италии.

3 июня 1934, российский пилот Николай Найденов и механик Максимов, возвратились в Джидду из Египта с намерением еще раз восстановить бездействующие военно-воздушные силы Хиджаза.

Они обнаружили три вполне пригодных самолета, у которых нужно было просто заменить шины.
Заказ на шины был немедленно сделан.
2 июля первый самолет был уже отремонтирован, и начались испытательные полеты.

Три дня спустя Найденов врезался в крепостную стену при приземлении, перевернув самолет.
31 июля Найденову удалось  поднять в небо второй отремонтированный самоле. И  вскоре пригодные к полету самолеты вместе с персоналом были, наконец, перемещены в Таиф.

В ноябре 1934 представитель компании Misr Airwork в Египте посетил Джидду и предложил поставлять современные самолеты.
Еще двое  русских, пилот Кучлавский и механик Маковецкий, прибыли 18 ноября.

Ибн Сауд понимал, чтобы не зависеть от иностранцев, необходимо подготовить местные кадры. Но одновременно с этим, он стремился максимально оградить своих подданных от влияния западного мира, потому он хотел, чтобы обучение происходило в мусульманской стране.
Так появилась идея послать своих подданных в Турцию, но что-то пошло не так ( возможно, опыт секуляризации и демократизации Турции, тоже показался монарху опасным), и 2 февраля 1935, четырнадцать саудовских кадетов уехали обучаться в Италию . Сначала лишь четверо из них прошли медицинскую комиссию, однако, через  некоторое время  еще шесть саудитов, прошедших медицинский осмотр, были приняты к обучению. Это были лучшие кадры, их называли не иначе, как  “Наши орлы” .

За внимание Ибн Сауда боролись не только немцы  и итальянцы.

Французское правительство подарило королю моноплан, разработанный для оказания скорой помощи, но переоборудованный для перевозки трех VIP пассажиров. 25 марта 1935 самолет был доставлен полковником Пито из Франции через Северную Африку и Египет.

Между тем, итальянцы продолжали наращивать свое влияние в Саудовской Аравии. Перед вторжением в Абиссинию (Эфиопию) в 1935 Муссолини хотел иметь саудитов на своей стороне. Для переговоров по этому вопросу послали подполковника Джованни Таваццани (Giovanni Tavazzani).
Он прибыл в Джидду 8 марта 1936 по официальной причине – заключить договор о поставке итальянских самолетов.
На самом деле Муссолини был настолько щедр, что решил сделать подарок Ибн Сауду, передав самолеты бесплатно.

Уже 26 марта стороны договорились о поставке пяти бомбардировщиков, которые были бы пригодны для гражданского использованию и двух транспортных самолетов. В придачу к самолетам полагались три инструктора для проведения обучения.

Была разработана и маркировка для саудовских самолетов, которая размещалась на хвосте: 'белый поперечный меч на зеленом фоне'.
В 1936 году, помимо прибывших с самолетами итальянцев, трое русских, двое из которых - Найденов, Максимов – все еще продолжали работать у саудитов. Николай Найденов, вместе с итальянским инструктором Джованни Батиста Чикко обучали  аравийских орлов.

Главный штаб Военно-воздушных сил продолжал располагаться в Таифе, но появились аэродромы и посадочные площадки в других городах, в Италии  были приняты на обучение еще шестеро саудитов. В 1937 году итальянцы прислали четырех инженеров, монтажников и радиооператоров, и в королевстве появился еще один русский механик.

Абдул Азиз чутко следил за напряженной предвоенной обстановкой, пытаясь разглядеть расстановку сил и сделать правильный выбор союзников.

К марту 1939 года он принял решение, 3 марта 1939 итальянцы были поставлены в известность, что в дальнейшем правительство намеревается посылать курсантов в авиашколу Египта, к апрелю 1939 года итальянцы покинули страну.

Деятельность Военно-воздушных сил Саудовской Аравии была временно приостановлена, но русские все еще числились в штате.


Что случилось с русскими летчиками в дальнейшем ? Возможно, исследования историков и новые книги дадут ответы на эти вопросы.
Известно, что жизнь Владимира Андреевича Юнгмейстера закончилась в  1943 году.
Летчик Николай Найденов покинул Саудовскую Аравию и вернулся в Египет, где оставался до самой смерти и  был похоронен в Каире

На кладбище греческого монастыря Святого Георгия в Старом Каире среди русских могил есть одна, где значится капитан авиации Николай Филиппович Найденов, умерший в египетской столице в возрасте 56 лет 28 марта 1947 года. Здесь же годом позже похоронена его 52-летняя жена Найденова Лидия Анисимовна.


Об интерпретациях

Я  подготовила этот пост, на основании опубликованной в сети главы из книги,  и отобрала информацию лишь о русских летчиках и опуская технические подробности. Автор книги, пользуясь архивными документами, перечисляет лишь факты, предоставляя читателю самому дать оценку описываемым событиям.

Публикация в газете “Совершенно секретно”, которую я обнаружила после подготовки этого поста,  основывается на той же самой архивной информации, но автор статьи включил воображение и привел свою интерпретацию описываемых событий.

Понятно, что статья заказана на определенную тему дружбы Москвы и ЭрРияда,  заказ есть, а разбираться в истории времени нет.
Поэтому, после развала Османской империи,  Великобритания, почему-то борется за Аравийский полуостров  и пытается подмять  вооруженные силы независимых королевств, и на фотографии с подписью король Ибн Сауд взирает на читателей Али, сын короля Хусейна.

Но дело даже не в этом, а в той браваде,  которой приправлена статья ( и другие похожие публикации, которые я нашла в сети).

Между тем, сквозь разворачивающиеся в королевстве Хиджаз события, можно уловить трагизм ситуации, в которой находились русские летчики, выброшенные на окраину цивилизации и не нашедшие себе приюта даже в Европе.

Русские соглашались на любую грязную работу, от которой отказывались европейцы. Они готовы были сидеть в жаре и антисанитарных условиях, рискуя заболеть дизентерией, подхватить трахому и другие инфекции, быть убитыми даже не в бою, а за непреднамеренное оскорбление мусульманских святынь.

Лишившись родины, они потеряли надежду и цель жизни, в отличие от других иностранцев, за ними не было сильного государства, которое могло бы за них заступиться, каждый новый день был  борьбой за выживание. Они были смертниками, каждый вылет летчика мог быть последним,  его тело – могло быть растерзано, а голова – стать украшением на воротах дикарей. А еще была ненадежная старая техника, неграмотное и некомпетентное командование, за нарушение приказов которого, в лучшем случае, лишали средств существования.

Именно поэтому летчику Широкову для продолжения полетов требовалась ежедневная порция алкоголя, ведь у него не было будущего, лишь зыбкое настоящее, поэтому так трагична его смерть.

Русских летчиков, видимо все же, не пороли, иначе рассказы об этом смаковал бы русофобствующий интернет, как он тиражирует историю о том, как арабы использовали русских алкоголиков.

При этом, арабы ценили русских за отчаянное бесстрашие и золотые руки, которые приводили в действие любой хлам.

Но во фразе:
Без ложного пафоса можно сказать что во многом благодаря именно русским авиаторам, организовавшим ВВС Эр-Рияда, и существует сама Саудовская Аравия в её нынешних границах”  меня удивили  не столько пафос, сколько глупость.

Тот, кто удосужился хоть немного ознакомиться с историей Саудовской Аравии, знает, что своими границами саудовцы обязаны неистовому и безжалостному Ихвану, покровительству Великобритании, а также – лично сэру Перси Коксу.

Русская и советская помощь Саудовской Аравии,  теряется в бесконечной череде полученных подарков от разных стран, потому вряд ли стоит рассчитывать на ответную благодарность, а тем более, напоминать об этом саудовским друзьям.

Продолжение следует
См. источники:
Wings Over the Desert. Aviation on the Arabian Peninsula by Lennart Andersson
а также:
https://russianemirates.com/content/re/detail.php?ID=3458
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5590/
Tags: Аравийские истории, Ближний Восток
Subscribe

  • Музей революции

    Киножурнал Новости дня №41, 1957г 9 октября 1919 г. в чрезвычайных условиях Гражданской войны Петроградским советом было принято решение о…

  • "Не шпион. а аналитик"

    . Конец февраля пройдет под рубрикой "Шпионские страсти" по теме связи секретных служб c журналистикой, и первый рассказ - об агентах в…

  • О визуальных манипуляциях

    Когда-то в начале 20-го века общественность возмущенно обсуждала фейки в документальных фильмах, где актеры неправильно держали ружья, неправильно…

  • О "независимости" Reuters

    .Спустя сто двадцать пять лет после того, как Пол Юлиус Рейтер открыл свой офис в Лондоне, его каменный бюст был установлен в октябре 1976 года…

  • О зависимости СМИ - окончание

    Окончание. Ранее Результаты исследования освещения сирийской войны девятью ведущими европейскими газетами показали: 78% всех статей были…

  • О зависимости СМИ - продолжение

    " Британская система цензуры во время Первой мировой войны, заключалась в строгом контроле источника получения новостей со стороны военных в…

  • О зависимости СМИ

    Продолжаю тему Независимые медиа . Ранее я рассказала о том, как возникли новостные агентства Гавас и Рейтер, как эти агентства организовали…

  • Германия в информационной борьбе. Transocean

    Радиовышка, маяк и телеграфная станция на немецком острове Боркум . Обнаружила, что рассказывая об информационной войне, забыла выложить пост о…

  • Следовать заданным курсом

    Князь Оболенский, граф Толстой, граф Келлер, Стэнли Уошберн . Ранее : Независимые медиа .В своих мемуарах американский военный корреспондент…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments