Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

19. Русские летчики короля Хуссейна

Непросвещенная монархия: Предисловие   1. Начало   2. О мудрости, детях и друзьях
3. Захват Эль Хасы4. Ихван 5. Малолетний дипломат    6. Борьба с хашимитами 7. Победа над рашидидами   8. Расширение границ   9. Захват Таифа и Мекки   10. Захват Медины и Джидды
11. Ихван выходит из подчинения   12. Гражданская война   13. Управление страной   14. Технический прогресс   15. Последняя война   16."Доктор-большевик проникает в нутро арабского общества"
17. О несостоявшейся дружбе 18. Нефть



История создания воздушных сил в Хиджазе началась 29 июля 1921 года, когда бывший капитан Королевских ВВС Брук прибыл в Джидду на борту итальянского судна 'Massaua'. Его сопровождал полковник Т. Э. Лоуренс (Лоуренс Аравийский). Целью посещения было  формирование в Хиджазе авиаполка.


Brooke-Popham as Director of Aircraft Research in 1919

Король Хусейн, планировавший стать во главе арабского халифата, хотел иметь воздушную поддержку для своей армии, и потому заказал много самолетов, которые уже были направлены в Джидду.
Надо сказать, что это были не первые самолеты, которые появились в Хиджазе, в Медине находилось несколько немецких самолетов, которыми пользовались турки во время Первой мировой войны, но они были в нерабочем состоянии.
.

.
A lineup of 29 Squadron Siskins, late 1920s
.

Главная цель создаваемых Военно-воздушных сил Хиджаза состояла в том, чтобы иметь преимущество во время ведения войны с  враждебным королевством Неджд и армией Ибн Сауда, главным соперником Хусейна.

В сентябре один из прибывших самолетов уже совершил несколько полетов в пределах Джидды . Посадочные площадки были подготовлены в Мекке и Таифе, (130 км восточнее Джидды).
Предполагалось создать в Таифе военно-воздушную базу, ближе к границе с саудитами, и оттуда посылать самолеты в разведку или для бомбардировки.

В октябре того же года один из самолетов рухнул на землю в Таифе при неудачной попытке взлететь и вернуться в Джидду. Посланный в помощь самолет, который вел сам Брук, с механиком на борту,  тоже не смог вернуться, потому что повредил шасси при приземлении.
Оба самолета пришлось оставить в Таифе для ремонта. Ремонтировать их поручили русскому механику  Максимову, подписавшему шестимесячный контракт и направленному в Таиф .

Пилоты и механики Хиджаза были разных национальностей, они работали по краткосрочному контракту и уезжали. Дольше всего пробыл в Хиджазе русский белоэмигрант, Николай Найденов (или Nicolas Naydenoff).
Найденов покинул Джидду, разорвав контракт, в котором не было оговорено участие в военных действиях, после того, как его дважды посылали бомбить Турабу в сопровождении арабского офицера.

Три новых российских пилота, Юнгмейстер, Минчанок и Кузнецов (Jungmeister, Minchanok and Kousnietsov), российский механик Агнаев прибыли из Египта 5 января 1922 года.
Интересно, что в то время, Владимир Андреевич Юнгмейстер пытался покорить аравийское небо и помочь Хуссейну в борьбе с саудитами,  другой летчик из его рода, Василий Юльевич Юнгмейстер, в это время уже успешно сражался с басмачами на Туркестанском фронте, а Леонид Александрович испытывал советские самолеты.

Когда 10 января король Хуссейн осматривал аэродром, Минчанок делал попытку поднять самолет в воздух, но потерпел крушение на глазах у Хуссейна.
'Король покинул сцену без комментариев', сообщил британский офицер разведки, который был свидетелем этого события.

Похоже, что никто из русских не хотел воевать.
Юнгмейстер разбил свой самолет в Таифе, а Кузнецов объявил, что он - специалист по гидропланам и поэтому он не может летать над землей. Все четверо русских были уволены.

Греческому пилоту Стэврису и механику Максимову поступил приказ лететь в Медину, чтобы быть в распоряжении старшего сына Хуссейна, эмира Али, который собирался сражаться с саудовской армией .
И пилот, и механик отказались лететь, к их забастовке присоединился еще один иностранный механик. Королю пришлось закрыть аэродром, механик Максимов вернулcя в Каир.

Российский механик Клибенский, который прибыл из Каира 8 апреля 1922 года, внезапно обнаружил, что представляет в единственном числе все Военно-воздушные силы Хиджаза.

Но это был еще не конец.

В августе 1922 Найденов возвратился в Хиджаз, а в январе 1923 года из Египта прибыли летчик Широков и еще четыре механика
23 марта Широков совершил перелет от Джидды до Таифа и обратно с русским механиком и арабским студентом в качестве пассажира.
В начале 1924 начались полеты над Турабой для того, чтобы отпугнуть ихванов Абдул-Азиза.
20 августа 1924 армия Абдул Азиза вошла в Хиджаз и 3 октября, король Хуссейн отрекся в пользу сына Али Ибн Хусейна.
13 октября была захвачена Мекка. Военно-воздушные силы Хиджаза были направлены на поддержку армии, но обнаружилось, что для выполнения поставленной цели не хватает ни самолетов, ни людей.

22 ноября 1924 в Джидде  приземлились три самолета с британскими пилотами, с двумя из них был подписан контракт, однако, лишь один задержался в Джидде. Он совершил пару тестовых вылетов и вернулся домой, как пишут - по настоятельной рекомендации  британского консульства, что означает - британцы были на стороне саудитов.

Летчика Широкова стали посылать в разведку дважды, чтобы иметь оперативные данные о передвижении саудовских войск.
Широков подчинялся главнокомандующему  хуссейновской армии, Тахсин Паше ( Tahsin Pasha al-Kakir- см. Арабский дневник Клейтона), который требовал провести бомбардировку Мекки.

В распоряжении хуссейновской армии не было бомб, но это не останавливало главнокомандующего, приказавшего сбрасывать, "хотя бы ручные гранаты"  или снаряды.

Но бросая гранату можно было взорвать самолет, а брошенные в качестве эксперимента пара снарядов не взорвалась.
Вероятно, после этого и появилась мысль о самодельных бомбах с бикфордовым шнуром, который мог оттянуть момент  взрыва.

На то время месячное жалование Широкова состояло из 60 фунтов золотом  и бутылки виски в день.

Операция по бомбардировке Мекки планировалась на 12 декабря, но была отложена. Вместо этого Широков совершил несколько разведывательных вылетов, во время которых он еще и сбрасывал листовки ( знал ли Широков, что ваххабиты безграмотны и не умеют читать? ).

3 января 1925 года была произведена первая бомбардировка Мекки, самодельные бомбы были сброшены, но как оказалось позже, бомбардировка не произвела сильных разрушений.

18 января, гражданский вариант двухместного легкого биплана бомбардировщика, оборудованный пассажирской кабиной , был замечен пролетающим над лагерем Ихвана, осаждавшего Джидду.
За штурвалом бомбардировщика сидел летчик  Широков, один из пассажиров был  редактором газеты, другой пассажир был наблюдателем-бомбардиром.

Предположительно, самодельные бомбы взорвались до момента их сброса. Самолет перевернулся в воздухе и рухнул на землю, Широков и два его арабских пассажира погибли.

Хусейн, осознав свое положение и лишившись поддержки Великобритании, обратился к Германии. После переговоров там были заказаны бронированные автомобили и боеприпасы, однако,  Германия нуждалась в разрешении на  экспорт оружия, и это разрешение так и не было получено.

Летчик Найденов возвратился в Египет, в Хиджазе остались лишь два механика .
В это время была достигнута договоренность с немецкой фирмой  Steffen & Heyman на поставку самолетов и обслуживающего их персонала.

5 мая прибыли двое немцев, но уже 10-го мая один из них вернулся на родину после того, как разбил самолет, врезавшись в крепостную стену.  В июле вновь прибыли немецкие пилоты, которые тоже не могли избежать крушений.

Скоро у военно-воздушных сил Хиджаза опять остался лишь один пригодный к эксплуатации самолет.

Однако 20 августа ситуация изменилась,  на помощь пришла датская фирма East Asiatic Company , она отправила в Хиджаз  шесть самолетов с двенадцатью пулеметами Льюиса, 120 ящиками боеприпасов и 500 лекговзрывающимися  газовыми бомбами.

Помимо этого, в июне 1925 года готовилась отгрузка еще шести самолетов.
Но тут вмешалось Британское министерство иностранных дел, оно убедило датскую компанию разорвать сделку.

Таким образом, Великобритания опять вмешалась в процесс и создала условия для победы ваххабитов.

21 декабря 1925  сын Хусейна, Али наконец сдался Ибн Сауду.

Далее: Русские летчики на службе у Ибн Сауда


Tags: Аравийские истории, Ближний Восток
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 6.1. О китайцах в Африке

    . Продолжение цикла " Восхождение Герберта Гувера" Помимо участия в Боксерском восстании в 1900 году, британские военные участвовали…

  • 6. Об эффективности

    Продолжение Британское правосудие из цикла "Восхождение Герберта Гувера" Продолжаю цитировать книгу Уолтера Лиггитта "Возвышение…

  • 5. Британское правосудие

    Британский суд Продолжение 4. Просто бизнес Казалось бы, коррумпированное китайское руководство отстранено от власти, у руля поставлен…

  • 4. Просто бизнес

    . Продолжение 3.Настоящий империализм Итак, Чжан подписал соглашение о передаче прав только после того, как ему был предложен меморандум, в…

  • 3.Настоящий империализм

    «Китай оказался вехой в жизни Герберта Гувера. В Китае продолжилось превращение инженера в человека, который думал о средствах к…

  • Восхождение Герберта Гувера. Начало и выбор пути

    Гражданские инженеры с полевым оборудованием. Конец XIX века. Начало здесь Биография Гувера говорит о том, что инженером он стал случайно,…

  • О богатых инженерах

    Как я часто признаюсь, чтение чужих журналов мотивирует меня на проработку новых тем. Как-то увидела в блоге у г-на Макаренко рассуждения об…

  • Гувер о России

    Заключительная часть цикла " Читая Гувера". Обратите внимание, как Гувер перекладывает ответственность за агрессию на французов и…

  • Гувер о Кавказе

    Продолжение, начало здесь ГРУЗИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН Эти две национальности были частью России на протяжении сотен лет. После коммунистической…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments