Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Непросвещенная монархия - 13. Управление страной

Непросвещенная монархия:
5. Малолетний дипломат    6. Борьба с хашимитами    7. Победа над рашидидами   8. Расширение границ     9. Захват Таифа и Мекки   10. Захват Медины и Джидды   11.Ихван выходит из подчинения   12. Гражданская война

Возникает вопрос, как удавалось неграмотному королю управлять страной, распоряжаться финансами, сохранять свою независимость?

Ответ прост, у Ибн Сауда были ученые советники, принимая решения, он опирался на профессионалов.

Управление королевством было свободно от бюрократии, в штате было всего 10-12 служащих, одна машинистка, несколько переводчиков, несколько десятков сборщиков налогов для изымания ежегодного налога – заката.

Ближайшим помощником ибн Сауда был бывший учитель его сыновей, сбежавший из французской Сирии в 1923 год, Юсуф Ясин. Юсуф, казалось, знал мысли и желания своего короля. Король  доверял ему,  часто посылая заграницу для решения дипломатических вопросов, возвращаясь, тот привозил подарок – новую конкубину, традиционно их поставляли с Кавказа или из Сирии.


Юсуф Ясин стоит за спиной сидящего Ибн


Помимо Ясина был еще ливанец Фуад Хамза, который общался с дипломатическими миссиями, были и другие выходцы из стран Ближнего Востока. Среди европейцев основными советниками были личный врач короля Джералд де Гори и, конечно же, Гарри Сан-Джон Филби, который корректировал политику Ибн Сауда со времен захватов Мекки и Джидды.

Судьба свела  Ибн Сауда с Филби, который работал на британскую администрацию на Ближнем Востоке под руководством  Перси Кокса, еще в 1917 году. Филби путешествовал по  Неджду с заданием встретиться с Ибн Саудом и уговорить его выступить против турок.

Именно тогда Филби, как он пишет, “влюбился в Аравию”, в ее людей и их традиции, где даже верблюды жили по определенным правилам.

“Однажды, следуя в караване, он стал раздражаться от того,
что его проводники пять раз в день делали остановки,
укладывали верблюдов на землю и молились.
На одной из остановок он не стал останавливаться, а  решил ехать дальше один,
однако его верблюд взбунтовался,
повернул назад и улегся в линию с другими верблюдами и людьми,
 устремленными в направлении Мекки.
Филби ничего не оставалось , как принять такой уклад."

Молитва в пустыне

Вот таким увидел Филби столицу Неджда, Эр-Рияд в 1918 году



В 1924-25 году Филби, по официальной версии, ушел из секретной службы из-за несогласия с британской политикой.
Как только войска Ибн Сауда подошли к Джидде, не спрашивая разрешения у начальства, Филби изъявил желание участвовать в переговорах между королем Али (после отречения Хуссейна) и Ибн Саудом, но получил жесткий приказ английского консула Баллорда (Sir Reader William Bullard ) не вмешиваться.

Такой запрет явно не согласовывался с официально заявленным нейтралитетом британского правительства, и с очевидными уступками индийскому Комитету по Халифату, делегация которого открыто объявила свое намерение противостоять династии Хашимитов, которую они рассматривали как проявление британского империализма.

“O, но они же - мусульмане!" – ответил Баллард.

“А что, если я тоже стану мусульманином? Это будет лучше, чем быть христианином”

Я был против, британское правительство не имело никакого морального права запрещать какие-либо действия во имя спасения Хиджаза от кровавой бойни, причиной которой была некомпетентная политика, особенно подло было использовать против меня их единственное эффективное оружие,  лишение меня пенсии и угроза довести мою семью до нищеты.
Я не мог рисковать, они знали это слишком хорошо; но я отомстил им по-своему”


Когда силы Ибн Сауда начали обстреливать Джидду, Филби довольно заметил, что первый снаряд упал на постель Балларда, “после того, как он поднялся, чтобы одеться, и этот снаряд  не взорвался”.

Ушел ли Филби сам, или был отослан с специальным заданием, сегодня неизвестно, однако известно, что служба продолжала платить Филби зарплату еще пять последующих лет. Так или иначе, он вел свою игру, поселился в Джидде, стал бизнесменом, исследователем и писателем.
В 1927 году прошел слух, что Филби стал мусульманином, но произошло это только в 1930 году.

Днем от 7-го августа 1930,я сказал  сотрудникам своей фирмы, что я должен  встретиться с Министром финансов в Вади Фатима, чтобы обсудить некоторые деловые вопросы,  надел свою арабскую  одежду и выехал в моем зеленом  Форде – из старой жизни в новую …

(цитируется по “Brave Hearts: Pickthall and Philby - Two English Muslims in a Changing World” By Muhammad Ahmad Šarīf)


Harry St. John Bridger Philby.jpg
Гарри Филби

Гарри Филби, после перехода в ислам взял себе имя Абдулла. Месть, которую он  обещал Баллорду имела коммерческую форму – он посоветовал Ибн Сауду настроиться на американское а не британское сотрудничество

Несмотря на то, что он не был официально назначен советником Ибн Сауда, в реальности он был им, помогая осуществлять контакты с западным миром в интересах короля. Советы  эти оказались настолько правильными, и приводящими к успеху, что король помогал Филби организовывать его экспедиции в пустыню и обеспечивал его безопасность, подарил ему дом в Мекке, а после перехода в ислам - и свою личную рабыню, которая стала второй женой Гарри Филби.


Фотография, сделанная Филби в 1931 году ( ничего не меняется)
.

Еще одним влиятельным лицом был министр финансов Абдулла Сулейман, родившийся в Неджде, но работавший когда-то бухгалтером в Бомбее. Без санкции Сулеймана не начиналось ни одно дело в королевстве. Он устанавливал плату паломникам, таможенные платежи, налоги. Если денег в казне не хватало, он нажимал на торговцев, взамен обещая государственные заказы.

Лишившись  британской финансовой поддержки, Ибн Сауд вынужден был искать новые способы пополнения казны. Захват Хиджаза  такие возможности предоставил,  надежным источником поступлений могли стать сборы от паломничества. Для этого нужно было увеличить ежегодный поток паломников в Мекку и сделать его стабильным.

Ибн Сауд  начал свое управление с реформ, в течение двух лет он оставался в этой части королевства, лично управляя Хиджазом.

Ответственных за организацию паломнических туров, мутаввифов, заставили оформить лицензии,  установили фиксированные цены на жилье и допуск к святыням., заставили обратить внимание на санитарное состояние территории, больниц, водоснабжения, а обнаруженные в городе проститутки были немедленно депортированы.

Но самое важное - был решен вопрос безопасности паломников, Ибн Сауд объявил бедуинам, что не допустит воровства, грабежей  и вымогательства денег за безопасное путешествие паломников.

Чтобы продемонстрировать серьезность намерений, он приказал приковать первого же вора на площади и оставил его умирать под солнцем. Когда на караван паломников произошло нападение, Ибн Сауд послал отряд в деревню, где жили разбойники, отряд убил всех находившихся там мужчин, которых оказалось 200 человек.
На главных площадях провели отрубания рук у тех, кто был пойман на мелком воровстве.

Ибн Сауд был твердо убежден, что лучше совершить несколько пугающих показательных наказаний, которые помогут быстро покончить с преступностью, чем по примеру западных цивилизаций, наказывать мягко, занимаясь этим постоянно.


Паломники едут в Мекку по Хиджазкой железной дороге


В 1925 году только несколько тысяч паломников отважились прийти в Мекку  из Индии, не побоявшись воинов Ихвана, контролирующих пустынные территории. Их путешествие оказалось безопасным, условия проживания были хорошими, паломники вернулись домой с рассказами о том, как ваххабиты сделали паломничество намного безопаснее.


На следующий год в Мекку пришли уже более 126 тысяч мусульман , каждый принес в казну 5 фунтов (260 долларов в пересчете на сегодняшний день), общий доход оказался гораздо выше того, что Ибн Сауд имел когда-либо ранее.

PILGRIMAGE TO MECCA
WAHABIS' REFORMS
ARRANGEMENTS FOR PILGRIMS
1926
К югу от Джидды, в Абу Сэде и Васите король установил две очень эффективных карантинных станции для дезинфекции тех паломников, которые могли заразиться во время путешествия по морю.
Между Джиддой и Меккой организованы услуги предоставления верблюдов и автомобилей. Надо отметить, что большинство паломников, все же предпочитают старый способ передвижения. Сам же король теперь предпочитает использовать автомобиль.
Что касается образования, то на праздновании своего вступления на престол Хиджаза Ибн Сауд открыл бесплатную школу, в которой теперь учится приблизительно 250 мальчиков, в школе изучают английский язык.

.
.
Однако, что касается образования, тут наблюдались большие трудности. И хотя Ибн Сауд установил стипендии, позволившие нескольким сотням мальчиков закончить учебные учреждения Сирии и Египта, а нескольким счастливчикам попасть в университеты Америки и Европы, с массовым школьным образованием в стране было очень плохо.

Школ не хватало, по всей Аравии в 1930 году в начальной школе было менее десяти тысяч учеников, и только пять тысяч, получавших среднее образование.
Проблема была в том, что ваххабистское духовенство не принимало идею необходимости обучения  большому объему знаний и о возможности обучения  населения иностранцами.
.

Школа в 1949 году

В 1930 году Управление образованием предложило программу обучения в начальной школе, и имамы тут же исключили из нее рисование, чтобы дети не смогли научиться рисовать живых существ, т.е. создавать идолов.
Имамы также не разрешили изучать иностранные языки, потому что это могло способствовать чтению текстов других религий и впадению в ересь.
Имамы не разрешили изучать географию, потому что детей бы учили тому, что Земля  круглая, а это не не согласовывалось со взглядом на мир  по Корану.
.
Выслушав имамов, Ибн Сауд принял решение, запретить  рисование, преподавание языков, французского и немецкого, но разрешить изучение английского и географии мусульманского мира.

..
Школа в песках
.

В 1931 году  снижение количества паломников из-за экономического кризиса
сподвигло Ибн Сауда на использование рекламы,
для чего было дано указание снять фильм о святынях, находящихся в  Мекке

.
Паломники у горы Арафат


Мекка

Фотографии сделаны в начале 20 века немецким археологом и востоковедом
Бернхардом Морицем

Мекка. Баб-Али, ворота в восточном углу Священной мечети

Медина

Медина, кладбище аль-Баки


Медина. Ар-Рауда. Южная, древнейшая часть мечети с могилами Пророка
и двух первых халифов, Абу Бакра и Умара.


Далее - Технический прогресс
Tags: Аравийские истории, Ближний Восток
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments