Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Непросвещенная монархия - 11. Ихван выходит из подчинения

Непросвещенная монархия:
5. Малолетний дипломат    6. Борьба с хашимитами    7. Победа над рашидидами   8. Расширение границ     9. Захват Таифа и Мекки   10. Захват Медины и Джидды

Захватив Хиджаз, Ибн Сауд получил не только территории, но и большие проблемы. Теперь эту территорию, которая неплохо жила и при прежнем правителе, нужно было удержать, ею нужно было управлять, а аппарат управления нужно было еще и содержать.



Лидеры Ихвана рассчитывали на то, что Ибн Сауд расплатиться с ними, поделившись властью, главными из них были шейх племени атайб Ибн Биджад, шейх племени аль-мутаири Фейсал ад-Давиш и шейх племени аджман Зайдан ибн Хисляйн.

Они мечтали стать наместниками Мекки и Медины, но Ибн Сауд считал по-другому, непримиримые фанатики мусульманского пуританизма могли лишь навредить, а не создать условия для процветания новоприобретенной территории.

Западная Аравия была намного более утонченной и развитой, чем центральная и восточная, откуда пришли ихваны, в Медине, Мекке, Джидде существовали школы, издавались газеты, осуществлялись регулярные контакты с внешним миром. Резкое вмешательство представителей Востока Аравии в дела Запада могли вызвать возмущения, Ибн Сауду же нужна была поддержка и стабильность.

Поэтому Ибн Сауд решил не включать Хиджаз в Недж, а оставить эти области под раздельным управлением. В январе 1926 года имам главной мечети Мекки во время полуденной молитвы объявил Ибн Сауда королем Хиджаза, что сняло напряжение, в котором находился народ . После этого король Неджа и Хиджаза назначил своих старших сыновей наместниками этих областей, Сауд получил Недж, Фейсал, которому на том момент шел 21 год – Мекку, на деле правление оставалось в руках одного человека – короля король Неджа и Хиджаза, Ибн Сауда

Командиры-ихваны затаили обиду.
.
В том же 1926 году в Мекке, несмотря на то, что Фейсалу было строго наказано следить и превращать любые агрессивные действия ваххабитов, все же произошел случай, который чуть не закончился кровавой резней.
.
Mecca; view of the Kaaba or Kaaba a cuboid building at the centre of Islam's most sacred mosque; Al-. (Mecca; view of the Kaaba or Kaaba a cuboid building at the centre of Islam's most sacred mosque;...)
.
Как обычно египтяне отправляли в Мекку с караваном паломников священный паланкин (махмал) и черный покров (кисва) для Каабы.
.
Mecca circa 1910,:
.Кисва - традиционное покрывало Каабы из чёрного шелка с узором золотыми нитями,
закрывающее стены Каабы.

Сопровождающий процессию египетские солдаты раздавали еду и монеты нищим, и сообщали о прибытии каравана сигнальными рожками.


Египетские солдаты на фестивале арабских скакунов

.
Так как музыку ваххабиты запрещали, Ибн Сауд заранее предупредил египтян о том, что они должны воздержаться от любых звуковых сигналов.
.


Доставка махмала во времена османской империи

.
И все же, кто-то спровоцировал конфликт, ваххабиты услышали звуки сигнального рожка, в египетскую процессию полетели камни, испуганные солдаты начали стрелять, было убито двадцать воинов Ихвана и несколько находящихся там паломников.

Рассказывают, что Фейсал, услышав перестрелку, вскочил на коня и немедленно очутился в центре конфликта.
Он арестовал египетского солдата, который начал стрельбу и спас оставшихся от смерти. Резня была остановлена, но дипломатические отношения с Египтом были разорваны и восстановлены лишь через 10 лет.
.

Если еще год назад человека в центре почти никто не знал,
то сегодня Король Хиджаза - важная фигура в мусульманском мире
и в Британской империи
.








А здесь общественность встревожена - прошли слухи,
что Ибн Сауда перекупила Турция, несмотря на то, что
Великобритания платит ему 60 тыс. фунтов в год за лояльность

В 1927 году Ибн Сауд снова послал Фейсала в Лондон на переговоры, а в мае 1927 года в Эр-Рияде был подписан новый договор с Великобританией на срок 7 лет.
Британцы вынуждены были признать новые приобретения Ибн Сауда и его абсолютную независимость, как правителя, даже в отношении его взаимоотношений с другими странами.
В ответ Ибн Сауд признавал ‘особые связи'  Великобритании со странами Персидского залива и ее интерес в порте Аден в Йемене.




Фейсал аль-Давиш послушался Ибн Сауда,
ведущего переговоры с Сэром Клейтном,
отдал приказ ихванам рассредоточиться
и извинился, 1927 год

Ибн Сауд сознавал, что у него нет больше возможности захвата новых земель, в Аравии не осталось мест, не находящихся под британской защитой. Тем не менее, это было трудно объяснить ихванам, стремившимся установить свои правила и законы на всей территории Аравийского полуострова, везде, где живут мусульмане.

В глазах ихванов Ибн Сауд совершал предательство; договариваясь с неверными, он сам становился вероотступником, это означало, ихваны считали это веской причиной для того, чтобы выйти из подчинения.

Игнорируя приказ о соблюдении границ, отряды ихванов стали совершать набеги на иракскую территорию, где под защитой “неверных” британцев жили презираемые ваххабитами шииты.


Мутаирские шейхи (Al Mutairi)
Фото Бертрана Томаса, 1930-е
Фейсал ад-Давиш был шейхом племени аль-Мутаири
.
Ирак, а также Кувейт, в понимании ваххабитов был территорией греха, где поклонялись идолам, воздвигались памятники, использовались греховные вещи западной цивилизации, за грехи ихваны жестоко мстили, убивая грешников и отнимая их имущество.


Эмир Абдалла, сын Хуссейна, правитель Трансиордании,
обвиняет Великобританию в поддержке Ибн Сауда
и заявляет, что не верит в то, что дикие племена
совершают набеги без ведома Ибн Сауда
.
Совершая набег, ихваны не только угоняли скот, но убивали всех мужчин, даже, если это были новорожденные младенцы. Как рассказывали очевидцы, они отнимали младенцев у матерей и отдавали обратно, если это были девочки, но если это были мальчики, их тут же убивали.

В 1927 году на территории Ирака в 72 милях от границы британцы по приказу Джона Глабба (о котором я рассказывала здесь),  построили полицейский пост. Но для ихванов не было разницы между солдатами и полицейскими, обе группы носили форму. Сооружение полицейского поста они сочли оскорбительной провокацией и ответили на нее, напав на пост и убив 11 рабочих.


Джон Глабб

Британцы стали преследовать ихван и даже ворвались вглубь саудовской территории, затем вернулись и вновь построили укрепление под прикрытием взвода солдат и патрулирующих территорию самолетов
.
Ибн Сауд извинился перед британцами, уверяя их, что нападение было предпринято без его ведома, но тут же и пожурил их : не стоило строить пост так близко к границе и провоцировать дикие племена.


Ибн Сауд уговорил племя Атайба
вернуться из Ирака на свою территорию
1927 год.


Прибывшие из Кувейта в Каир шейхи
уверяют. что Ибн Сауд не объявлял войну
Трансиордании и Ираку, наоборот,
он пытается усмирить племена,
восставшие после британских воздушных атак
1928 год



Сэр Гилберт Клейтон, курирующий Ближний Восток,
после обсуждения в Лондоне вылетел в Джидду,
чтобы продолджить переговоры с Ибн Саудом.
1928 г

В 1928 году Ибн Сауд пригласил в Эр-Рияд всех командиров-ихванов, духовенство (улама) и шейхов, руководящих бедуинскими племенами, а также представителей городского населения. Несмотря на то, что многие командиры Ихвана приехали в Эр-Рияд, трое главных лидеров отказались присутствовать на съезде. Было ясно, что они намерены свергнуть Эр-Риядского правителя, вновь поделив его владения на три части – Хиджаз, Недж и Эль-Хасу, и надеялись на подержку недовольной части населения и некоторых шейхов.

Ибн Сауд открыл Риядский конгресс 5 ноября 1928 года речью, в которой осудил набеги на территории британского протектората, во время которых убивали людей, и отметил важность сохранения дружеских отношений с Великобританией. Ихван в ответ осудил Ибн Сауда за контакты с неверными и отход от Учения, в частности договор с Британией был назван грехом, грехом также было названо использование телефонов, радио и других изобретений цивилизации, не упомянутых в Коране ( нужно отметить, что Ихван не был против винтовок и пулеметов), кроме этого Ихван настаивал на том, что необходимо покончить с шиитами, следовало сделать из них ваххабитов или убить.

Ибн Сауд принял вызов.

Выслушав речь представителя Ихвана, он обратился к собранию, заявив, что готов отречься от престола и предложил: “Выберите кого-либо другого из моей семьи вместо меня и я покорюсь ему”.

Это привело собрание в шок, Ибн Сауд знал, что в его семье нет человека, которого бы могло поддержать большее число людей, чем поддерживало его самого. После минуты тишины кто-то крикнул: “Только ты, мы подчиняемся только тебе!”

На волне всеобщего возбуждения Ибн Сауд стал вызывать каждого из присутствующих, и каждый прилюдно клялся в верности своему господину.

Таким образом Ибн Сауд обеспечил себе легальную поддержку племен, теперь ему нужно было разобраться с теми, кто решил пойти против него.

Месяцем позже один из восставших командиров –ихванов, Султан ибн Баджад, неграмотный и неистовый воин Ислама, мечтающий править в Медине, снова повел своих людей, около трехсот воинов, в Ирак.
.
Султан ибн Баджад
(Sultan bin Bajad bin Hameed Al-Otaibi )
1876-1931
.
Обнаружив, что местность патрулируется британскими самолетами и внезапно напасть не удастся, султан повернул назад. Не желая оставлять своих людей без добычи, он направил их в близлежайшую деревню, в которой случайно, жили ваххабитские торговцы. Люди ибн Баджада, убили безоружных торговцев и угнали их верблюдов с товаром. Это было фатальной ошибкой.

Мусульмане вдруг узнали, что ихваны, на самом деле оказались не борцами за чистую веру, а бандитами, которые убивали и грабили своих. Общественное мнение обернулось против Ихвана, Ибн Сауд получил основание наказать Ихван.

Продолжение следует
Tags: Аравийские истории, Ближний Восток
Subscribe

  • "...игрушки в руках гормонального фона"

    .Уже, кажется, сложилась традиция в том, что я обращаюсь к Коммерсанту, как к желтой прессе :) Недавно случайно попалась статья с кричащим…

  • О трансгуманизме

    . Почему Трансгуманизм вызывает серьезные проблемы, рассказывает профессор бизнес-информатики Венского университета экономики и бизнеса, Сара…

  • 70 лет мрака - музейная пропаганда сегодня

    Ранее: Музей революции Пару месяцев назад, прочитав анонс выставки, посвященной партизанскому движению, я посетила бывший Музей Революции,…

  • О книжках

    У veldandi в посте прочитала размышления о книгах, на которое навело отcутствие книг в домах у современных ведущих популярных…

  • Другие времена

    Joseph Hirsch. Banquet Продожение цикла Генри Форд и его время. Современная тема не часто бывает в моем журнале, но рассказывая о Генри…

  • О Космосе и Мещанстве

    Читаю сегодня во френдленте в критике "прорывов" сегодняшнего дня вот такой упрек в прошлое: " Чем улучшилась жизнь простых людей…

  • Вдогонку- а как у нас?

    отсюда: http://www.rg.ru/2015/10/02/rodina-moryachki.html По данным отдела информации и общественных связей ВМФ, в период с 2009 по 2010 год на…

  • И опять- о женщинах в море

    По поводу лучшего десятилетия для женского феминизма тут мне справедливо заметили: "С этим капитанством много "но". Желающих в…

  • Проект "Украина" - 2. Библейский пояс СССР

    Религиозная свобода, которой пользуются церкви Украины является предметом зависти в России, а религиозное многообразие делает Украину…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments