Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Непросвещенная монархия - 9. Захват Таифа и Мекки

Непросвещенная монархия:
5. Малолетний дипломат    6.Борьба с хашимитами    7. Победа над рашидидами   8.Расширение границ

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание с Мустафой Кемалем во главе признало правительство Султаната в Константинополе незаконным, Султанат (как союзное государство) был упразднен, настал конец Османской империи. В 1923 году к власти  в Турции пришли национально-патриотические силы, 29 октября 1923 года была провозглашена республика, которую возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк. Кемаль пообещал парламентариям «Освободить политику от исламского рабства», а «ислам очистить от политики».
3 марта 1924 Мустафа Кемаль предложил тотальную секуляризацию Турции, и это предложение было принято единогласно, было отменено шариатское судопроизводства и упразднен халифат (как исламское государство в виде конституционной федерации). Турция выпала из мусульманского мира, но этот мир остался, теперь ему не хватало объединяющего лидера.


http://www.rogersstudy.co.uk/hejaz/al_nahda/image1.jpg
Хуссейн, король Хиджаза и шериф Мекки
.


Хуссейн все больше демонстрировал непокорность своим покровителям, претендуя на  статус главы арабского мира и требуя независимости. Это стало британцев раздражать, они прекратили поставки оружия, но Хуссейн стал искать новых партнеров, ведя переговоры с итальянцами, немцами  и русскими. Дошло до того, что в августе 1924 года в Джидде открылось советское консульство.

"...наш консул в Джидде будет в самом центре мусульманского мира", -писал Г.В.Чичерин, "...мы именно потому назначаем генеральным консулом мусульманина, чтобы он мог находиться в Мекке".

Мекка была  лучшим местом для сбора и распространения информации в мусульманской среде, и это не на шутку тревожило Великобританию, опасавшейся новых, не управляемых ею, арабских революций.

Так как титул халифа оказался свободнымХуссейн тут же провозгласил себя халифом.
Однако, как уже показало арабское восстание, у Хуссейна были неограниченные амбиции, но не было реального авторитета для того, чтобы стать настоящим лидером всех арабов. Известие о таком самоназначении в исламском мире вызвало раздражение, возмущение, а в среде Ихвана – гнев, Ихван посчитал это кощунством.

Ихван уже давно хотел отомстить Хуссейну за то, что тот за их агрессивное поведение запретил им посещать Мекку. Хуссейн объяснял это опасением за жизнь не очень благочестивых паломников, которых ихваны могли обвинить в неправедности и убить за любую оплошность.

Однако, на деле Хуссейн не слишком заботился о паломниках, в Хиджазе они повсюду платили завышенную цену : за пищу, жилье, и даже – за воду. Больницы были настолько плохи, что паломники предпочитали даже умирать вне больничных стен. Ко всему прочему, Хуссейн не препятствовал своим бедуинам грабить паломников и их караваны. Даже члены королевской семьи не были в безопасности. В 1923 году в Мекке обворовали мать правителя Афганистана.

В июне 1924 года Ибн Сауд собрал вождей арабских племен, духовенство и Ихван у себя в Эр-Рияде и объявил, что настало время очистить Мекку и Медину от мздоимства и нечисти..
Духовенство подтвердило наличие причин для объявления джихада.
Так как британские субсидии прекратились, Ибн Сауд посчитал, что он ничего британцам не должен и учитывать мнение Великобритании он больше не будет.

Однако, британские субсидии перестал получать и Хуссейн,  казна Хиджаза была пуста, нечем было пополнять запасы оружия и военной техники, теперь, наблюдая за развивающимися событиями, британцы делали ставку на того, кто победит, и  готовы были  лишь исполнять посреднические услуги в контактах враждующих сторон.

Но не только британцы были столь прагматичны, генеральный консул в Джидде К.А. Хакимов получил указания от нарком по иностранным делам Г.В.Чичерина:


"Сохраняя дружественные отношения с Хиджазом...
не упускать случая войти в контакт с новой силой Аравии - Ибн Саудом
.",
"Наши интересы  в арабском вопросе сводятся к объединению арабских земель в одно государственное целое.
Если  Ибн Сауд будет вести политику объединения арабов
- это будет соответствовать нашим интересам".
.


.

По окончании паломнического сезона три тысячи воинов Ихвана пересекли 470 миль пустыни и вышли к городу Таиф 3-го сентября 1924 года, где их ожидал со своей армией старший сын Хуссейна, Али. Али реально смотрел на вещи, война и отсутствие финансовой поддержки со стороны англичан,  ограничивали возможности на сопротивление, он  не хотел умирать и ночью покинул город, укрывшись  в Мекке.


Али, старший сын Хуссейна,
шерифа Мекки и Короля Хиджаза
Король Хиджаза в период
 3 октября 1924 – 19 декабря 1925

В течение трех дней Ихван грабил дома, разбивал портреты, памятники, статуи, убивая мирных жителей. Всего было уничтожено три сотни мужчин, женщин, детей – жителей Таифа.


Вот так выглядел Таиф в 1890-х


А вот так он выглядел в 1916 году после взятия его шерифскими войсками у турков.
Фотографию сделал британский агент Гарри Филби
(THE HEART OF ARABIA, A record of travel & exploration, Harry Philby, Constable, London 1922)





.

После получения новостей из Таифа в Мекке началась паника, Ибн Сауд хорошо понимал расстановку сил,  ему нужно не только завоевать територию, но и получить официальное признание на владение ею.

Если раньше он искал признания законности у турок, то теперь такое признание должна была дать Великобритания, чрезмерное насилие, тем более - убийство иностранцев, которые жили в Джидде, могло лишь навредить его делу.  Нужно было лишь устрашить население, сокрушив сопротивление, а потом дать возможность сдаться на милость победителя, потому Ибн Сауд послал приказ о запрете новой бойни, и обещал казнить каждого солдата, убившего мирного жителя.

Чичерин - Хакимову:

"Если Джидда не будет взята ваххабитами,
придется продолжать играть роль друзей хашимитов
и поддерживать дипломатические сношения
с хиджазким правительством...
Если же события повернутся иначе,
и ваххабиты возьмут Джидду
и изгонят из "святой земли" хашимитов,
тогда нам придется оформить наше пребывание в Хиджазе
на новом титуле"
.
.
В Джидде жители умоляли Хусейна отказаться от власти в пользу старшего сына Али, в надежде, что после отречения Хуссейна Ихван, возможно, начнет переговоры. Так как армия Ибн Сауда быстро приближалась к Мекке, Хусейн при содействии англичан, подписал отречение, после чего он был ими эвакуирован  на Кипр, с Хуссейном из казны уплыли 800 тысяч британских фунтов.

Так Али стал королем Хиджаза, королем без денег и реальной власти, заложником властолюбивого отца, у англичан  он вызывал сочувствие, так как в отличие от Хуссейна,  не был лидером и не мечтал о власти. Вскоре в поисках убежища он переместился в Джидду.
.
Мекка в 1887 году, сделанная фотографом Al Sayyid Abd al Ghaffar

.
Ихван вошел в Мекку, местные жители которой попрятались в свои дома в ожидании погромов.
Ихваны разбивали портреты и водопроводные трубы, музыкальные инструменты и святилища, но в этот раз они никого не убивали, а грабили - только королевский дворец и дома, принадлежавшие королевской семье.

Через три-четыре дня грабить и разрушать было уже нечего, жители начали выходить из своих домов на улицы, и жизнь в Мекке потекла своим чередом.

Теперь Ибн Сауд направился в завоеванную для него Мекку, в то время ему было 48 лет, и это было его первое паломничество. Перед тем, как покинуть Эр-Рияд, он публично объявил о своем намерении ”распространять Законы шариата и вводить их в действие”.

Но  его намерения мир не воспринял всерьез.

Предполагалось, что цивилизованная Европа, обладающая передовыми технологиями, движущая технический прогресс, легко справится с невежественными дикарями, заявлявшими о том, что они будут учить мир.

После трехнедельного путешествия по пустыни Ибн Сауд вошел в Мекку босым и в белой одежде, как простой паломник. В Мекке он отказался от размещения во дворце и предпочел обычную палатку, он не разрешал никому преклонять перед ним колена, вместо этого подавал руку для рукопожатия.
Это произвело неизгладимое впечатление на верующих, они решили, что Ибн Сауд был праведником.

По ходу дела Ибн Сауд назначил 11 членов городского совета из числа местной знати и богатых торговцев, городской совет ( шура) стал совещательным органом, остальным чиновникам он разрешил остаться на своих местах и заниматься прежним делом.

Что же касается духовенства, оно было заменено своими людьми , ваххабитами.
.
.
И вскоре все изменилось в Мекке, торговец, не успевший закрыть свою лавку до начала молитвы, подлежал порке, если кто-то не утруждал себя молитвой, его заключали в тюрьму на несколько дней. Потребление алкоголя наказывалось несколькими месяцами тюрьмы, вторичное нарушение закона наказывалось двумя годами тюрьмы.

Скоро были введены новые запреты – запрет курения, музыки, пения, потребления пищи во время поста, ношение золота и шелка. За соблюдением правил следила созданная религиозная полиция.

Ибн Сауд создал Общество распространения добродетели и искоренения грехов, целью такого общество было не только усиление религиозных законов ( часто – посредством телесных наказаний), но также , как это не парадоксально звучит, усмирение ихванов, которым предлагался легальный инструмент воздействия на общество.

Таким образом, религиозный фанатизм получал легальную основу.

Первой страной, признавшей завоевания Ибн Сауда, была Советская Россия. В августе 1924 г., советский консул Карим Абдрауфович Хакимов первым из дипломатических представителей вручил верительные грамоты представителю Ибн-Сауда, признавая его в качестве нового правителя Хиджаза.

О  советско-саудовской дружбе речь еще впереди, а пока  ихваны продолжали наступление. Следующей жертвой должны были стать Джидда и Медина.



Абдул Азиз Ибн Сауд в Мекке

.




Газеты сообщают о съезде всех шейхов, который созывает Ибн Сауд,
для основания Арабской конфедерации,
включающей Аравию, Хиджаз и Палестину.
Это вызывает опасения возможных волнений в Палестине



Далее: Захват Медины и Джидды

***
Tags: Аравийские истории, Ближний Восток
Subscribe

  • Русская путешественница и журналистка Зинаида Рихтер

    "Она полетела бы на Луну, если бы к этому представилась хоть малейшая возможность". Вера Инбер о журналистке Зинаиде Рихтер Из…

  • День Советской Армии

    Главная ценность и сила Советской Армии была в том, что эта армия была народной, а не наемной

  • 70 лет мрака - музейная пропаганда сегодня

    Ранее: Музей революции Пару месяцев назад, прочитав анонс выставки, посвященной партизанскому движению, я посетила бывший Музей Революции,…

  • Приключения британцев в СССР

    Doug Scott . Заканчиваю тему альпинизма, и воспоминаний о событиях на Памире 1974 года. Сегодня речь пойдет о Даге Скотте., британском альпинисте,…

  • Про галоши

    Тему СССР и галош уже обсудили в сети , y меня тоже есть по этой теме. «Это было во времена холодной войны, когда мы соревновались с…

  • Послесловие

    Рядом с общим обелиском стоит отдельная памятная доска с надписью: "Полной солнца и жизни фее вершин, человеку душевной щедрости. Любимой…

  • "Мы не оставим наших товарищей"

    В июне 1974 году 170 альпинистов из ряда стран заняли огромный альпинистский лагерь в южной части Советского Союза в нынешнем Таджикистане. Они…

  • Кристофер Рен о восхождении

    Журнал Альпиниста: Как команда США в Советском Союзе сражалась с бурями и смертью. Кристофер С. Рен Специально для New York Times. 16…

  • "Горы не дискриминируют пол"

    Фотография альпинистки Арлин Блум .Наступил март, и есть причина поговорить о женщинах. Недавно мне вновь напомнили про тему трехлетней давности…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments