Непросвещенная монархия:
Предисловие 1. Начало 2. О мудрости, детях и друзьях 3. Захват Эль Хасы
4.Ихван
Предисловие 1. Начало 2. О мудрости, детях и друзьях 3. Захват Эль Хасы
4.Ихван
Ваххабитские улемы, озабоченные приростом новых последователей, обратили свой взор на бедуинов, замыслив обратить их в праведных защитников чистого Ислама, для этого они решили привязать бедуинов к земле и объединить их в братство.
В 160 милях от Эр-Рияда братство под названием Ихван, вовлекало в свои ряды сотни, а в скором времени – тысячи бедуинов, они бросали кочевой образ жизни, организовывали хиджры – оседлые поселения, начинали обрабатывать землю, следовать строгим религиозным правилам жизни и готовиться стать воинами-защитниками веры.
Первая хиджра – Аль-Артавийя – была основана в 1910 г., вторая – Аль-Гатгат – в 1912 г.

Члены Ихвана были не просто религиозными фанатиками, многие при встрече с европейцами закрывали лицо, чтобы защитить себя от взгляда неверных, некоторые затыкали уши и закрывали нос, в качестве защиты от нечисти.
Ихван не разрешал музыку, пение, громкий смех, домашние растения в горшках, детские игры. Мужчинам запрещалось пить кофе и курить, потому что такое было неведомо при Магомете, женщинам запрещалось одеваться в шелк и появляться в общественных местах, таких как рынок.
Как заметил кто-то из британских представителей на Ближнем Востоке, такой аскетизм имел свои причины, запрещалось все, что не могли себе позволить бедные бедуины по сравнению с богатыми горожанами.
Для Ибн Сауда возрождение ваххабизма могло стать полезным, с этой целью он послал в Ихван своих людей, снабдив их подарками: изданиями Корана, семенами, сельскохозяйственными инструментами, строительными материалами и патронами.
История повторялась, когда-то в 18 веке предводитель ваххабитов Мухаммад Ибн Абдаль-Ваххаб заключил взаимовыгодный договор с эмиром Мухаммад Ибн Саудом по которому необходимая одному из них защита и распространение ваххабитского движения означали "власть и славу", необходимые другому. В начале 20 века Ибн Сауд опять решил возродить такой же союз, чтобы обрести еще большую власть.
С Ихваном, который требовал от братьев по вере не только соблюдения религиозных правил, но и подчинения эмиру-имаму, Ибн Сауд мог получить не только огромную силу, но и решить проблемы.
Первой проблемой была измена, бедуины, как воины, были ненадежны, они могли перейти на сторону врага, прямо во время битвы. Второй была проблема создания и содержания войска, горожане не могли надолго оставлять свои дома, чтобы участвовать в захвате новых земель.
Ихванов не нужно было кормить, содержать и вооружать, это были крестьяне-воины, и что очень важно, эти воины были религиозно мотивированы. Более того, верность ваххабитов роду Саудитов уже определялась традицией, начинающейся с восемнадцатого века. Таким образом, за небольшую плату Ибн Сауд получал мобильную, мотивированную армию.
К моменту захвата Эль-Хасы Аль-Артавийя стала по размеру не меньше, чем Эр-Рияд, более 60 тысяч ее жителей-воинов были готовы умереть за веру, к 1926 году численность такой армии достигла 150 тысяч.
После британской армии и флота эта была самая влиятельная сила на Ближнем Востоке.
Правителю, имеющему сильную армию, уже опасно диктовать условия, с ним следует договариваться .
Сначала с ним договорились турки, договор официально признавал Недж под управлением Ибн Сауда в течение его жизни и права наследования этой территории детьми и внуками Ибн Сауда.
Затем в переговоры вступили и англичане, которым во время Первой мировой войны были нужны союзники, а не враги.

Занятие Дамаска британскими войсками совместно с арабскими союзниками
В декабре 1915 года между Сэром Перси Коксом и Ибн Саудом был подписан договор.
По договору Ибн Сауд обязался не нападать на земли, находящиеся под британским контролем (Кувейт, Бахрейн, Катар, Абу-Даби, Маскат). Взамен британцы признавали владения Ибн Сауда - Надж и Эль Хасу.
Помимо этого Абдул-Азиз соглашался не иметь никаких дел с другими странами, не проконсультировавшись с британцами.
Хотя такое условие было серьезным ограничением суверенитета саудовского правителя, он согласился на это, так как контакты саудитов с внешним миром были и так весьма ограничены.
За такое смирение Ибн Сауд получил 4 пулемета, 4 тысячи винтовок, 20 тысяч английских фунтов и еще ( что было самым важным) – месячное содержание в 5 тысяч фунтов, что соответствует 400 тысячам современных долларов. В течение семи последующих лет такое содержание стало основным доходом Ибн Сауда.
В ноябре 1916 года Ибн Сауд впервые выехал за пределы своих владений, совершив путешествие в Басру (Ирак) на встречу с Перси Коксом. Там впервые он увидел мир, не подчиняющийся мусульманским законам, встретился с женщиной, которая не носила вуаль ( Гертрудой Белл), посмотрел, как живут в большом городе.
.
Арабского гостя англичане покатали на автомобиле и поезде, ему продемонстрировали мощь британской армии, показали такие достижения техники, как аэроплан и рентген.
.

.
.
Но говорят, что больше всего на него произвела впечатление воскресная служба на британском военном корабле, он был удивлен проявлением религиозных чувств и соблюдением обрядов теми, кого он считал неверными.
Итак, в начале своей борьбы за власть над Аравией Ибн Сад разыграл османо-британскую партию, сделав ставку на Великобританию, он оказался в выигрыше. И это было только началом.