Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Противостояние. 7. Гарвардский проект

1. От Кеннана до Кеннана.   2. Гарвардская школа    3. Рижский пост
4. Келли и его "мальчики"    5. Рижские мальчики      6. После признания


7. Гарвардский проект  

Чтобы противостоять противнику, Кеннан в своей Длинной телеграмме предлагал сначала его изучить

1. На первом этапе мы должны понять природу движения, с которым мы имеем дело. Мы должны изучить его с такой же решимостью, беспристрастностью, объективностью и эмоциональной грамотностью, с какими врач изучает непослушного и небла­горазумного пациента.

После этого, нужно научить американский народ, как нужно относиться к России :

2. Мы должны быть уверены, что наш народ проинформиро­ван относительно реального положения дел в России. Нельзя переоценить важность этого факта. Средства массовой информа­ции не могут сделать это в одиночку. Этим должно заниматься главным образом правительство, которое имеет больше опыта и знаний в отношении затрагиваемых проблем.

Правящая элита всерьез отнеслась к таким советам.

https://www.gilderlehrman.org/sites/default/files/imagecache/inline-2col-float/essay-images/sect4kscalesbrochure_a.png


В 1940-1950 годах при американских университетах была создана мощная сеть из советологических центров.

В 1946 году на деньги Фонда Рокфеллера в Колумбийском университете был создан  Русский институт.

По окончании войны, в 1948 году в Гарварде на деньги Carnegie Corporation был организован Центр русских исследований (Harvard University Russian Research Center, HRRC)  с Джорджем Фростом Кеннаном во главе

Теперь Советским Союзом занимались не отдельные группы людей, а целые структуры, медленно, но неотвратимо запускался механиз Холодной войны.

С 1948-1948  в  Гос. Департаменте США Хендерсон возглавлял отдел NEA (Near Eastern and African Affairs) и настаивал на использование в этом регионе американской помощи для усиления американского влияния  и предотвращения советской экспансии.

Впоследствии он вспоминал: Русские считали меня одним из самых опасных агентов, работавших под прикрытием…Наиболее беспощадно я боролся с ними в период с 1945 по 1948 год”

“Я был убежден, что Советы входили в Иран с намерением остаться там и в конечном счете проложить себе путь в Персидский залив. Было верно, что британцы и русские отчаянно нуждались в Иране в качестве коридора для отправки военных грузов с Запада в СССР, но я сердцем чувствовал, что это было актом агрессии...

Другая причина нашего особого интереса к Ирану состояла в том, что мы считали  его и Турцию важными щитами ближневосточной и Южной Азии. Если бы русские могли бы прорваться через Иран в Персидский залив, они были бы в нескольких сотнях миль от большинства известных нефтяных ресурсов мира и контролировали бы миллионы квадратных миль южной Азии. Иранская независимость и территориальная целостность имели, поэтому, огромную важность, не только для Западному миру, но и для всех народов, которые обратились к ближневосточной нефти, как к источнику энергии.”

После войны  в  зоне американской оккупации находилось большое число советских людей, угнанных в Германию, информация, полученная от них о Советской России, могла быть полезной.

С этой целью был запущен Гарвардский проект

Сбор информации велся посредством интервьюирования бывших советских граждан.
.

.

Выжимки из таких интервью легли в основу книги «Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город», которую написала профессор истории и советолог Чикагского университета Шейла Фицпатрик
Работа велась в сотрудничестве с Международным Комитетом Помощи -  IRC (International Rescue Committee)

Еще один Гарвардский выпускник, ученик Карповича, посвятивший свою жизнь борьбе с Советами, Джордж Фишер, влился в этот проект в 1950 году. При помощи оставшихся в Европе советских эммигрантов группа исследователей пыталась выйти на другие слои русских, проживавших в Западной Германии.

Гарвардский проект отслеживал Координационный совет (Office of Policy Coordination ) с целью получения детальной информации о тех, кто может быть завербован для секретных миссий, выполнявшихся в Советском Союзе.

Работа проводилась следующим образом: первые интервью обеспечивали отбор перспективных кадров, последующие интенсивные допросы уже выявляли тех, кто мог быть полезен.


Официально известно, что в ходе проекта было опрошено более 2000 человек, с более 1000 из них были проведены дополнительные углублённые интервью, то есть каждый второй  считался перспективным для вербовки.

Интервью бывших советских граждан для ознакомления выложены в сеть, люди в них соврершенно открыты, расслаблены, они говорят обо всем, делятся мыслями и эмоциями, некоторые говорят то, что как им кажется, хотят от них услышать.
Те, кто проводят интервью, задают наводящие вопросы и аккуратно записывают, и про то, что такое "учетный стол", и "социально чуждый элемент", и  "тыловые крысы", и про то, что для продвижения певице обязательно нужно было переспать с начальством, и много других, вроде бы ничего особенного  не значащих подробностей. Из всей массы я наугад вытащила пару листков и перевела их, чтобы понять, как это было.

Schedule A, Vol. 1, Case 1 (interviewer M.L., type A3). Male, 44-52, Great Russian, Army officer. Widener Library, Harvard University.
Если призывник из кулаков, он не принимается, или его отсылают куда-нибудь далеко в область. Эти люди называются социально чуждым элементом ("sotsialno-chuzhdiy"). Эти люди в армии перед войной составляли приблизительно 28%. В результате таких расследований были выявлены солдаты, комсомольцы или члены коммунистической партии, которые были из кулаков, но им удалось это скрыть,  в результате этих расследований они были исключены из комсомола или низовой партийной организации.
После 2 или 3 лет обучения те, кого считают самым лояльным к режиму, становятся кадровыми военными, и другие уходят в запас. После поражения Красной армии в 1941 Сталину при
iлось взять этих социальных изгоев в армию.
Красная армия победила, благодаря помощи со стороны и особенно из-за американской поддержки.

Мы должны были смеяться над тем, что США публиковали свои последние военные изобретения или свои бюджетные расходы. В то время, как они всегда показывали диаграммы, проекты. последних моделей, у нас все должно было быть строго секретным.

По призыву обычно нужно служить 2 года. Но если окажешься в военно-воздушных силах, танковых войсках или отряде НКВД, будешь служить в течение 3 лет. Те, кто был в военно-морском флоте, должны были служить в течение 5 лет.
Те, кто стал сержантами, служили на год дольше.
Призывник после окончания его службы и ставал на военный учет (Voyenniy Uchetniysto), который был создан на каждой фабрике или на каждом деревенском совете (по-русски Sel'sovyet).
Чиновники идут в военный комиссариат. Призывник не может быть принят назад к его старой работе без обращения в стол учета (stol), который посылает такой отчет о тех, кто поступает под его юрисдикцию через цепь инстанций в Главный штаб ( Glavni-Stab), который после этого определяет резервы Округа.
<…>

Сталин хотел бороться с немцами. Россия больше виновата, чем Германия в нападении 1941 года.
В начале мая 1941 ее войска были перемещены к немецкии границам.
После Японии заключения  пакта о ненападении с Японией в апреле, дальневосточные подразделения были перемещены на запад.
Во время этих перемещений немцы напали и поймали русских рассредоточенными на всей территории от Дальнего Востока до Москвы. Командующие были захвачены врасплох.
<...>
(6) a) руководитель должен быть строгим, справедливым и требовательным. Весь состав, от рядовых до командиров, должен чувствовать независимость.
Солдат должен выполнить приказы, о том, чтобы захватить деревню, но как это сделать он должен решать сам.
b), я даю это в военном смысле. Солдат должен знать, почему он воюет. Он должен знать общие политические цели военные эксплуатационные действия, но должен держать все это в секрете.
c) Дружба - это неплохо, нужно делать это дружелюбно, но не слишком, потому что тогда теряется авторитет. Человек, который слишком сух, вызывает негодование.
d) В гражданской работе - в дружественной манере, на войне, чтобы преодолеть страх солдата перед возможностью быть убитым в атаке, было необходимо угрожать ему смертью. Например, если бы ему приказали напасть на деревню, что означало бы смерть для него, если бы он отказался,  ему бы угрожал смертью его собственный командир, иначе он бы не пошел. Такое происходило с социально нежелательными элементами.

Войска НКВД позади линий должны были видеть, что солдаты выполняли свои приказы идти в атаку, даже при том, что они знали, что их ожидает смерть. То же самое верно для немецкой армии и вероятно для других армий.

В этом вопросе солдаты смотрят на командира как на Бога, который может чтобы спасти, а может приказать умереть,  кто может приказать жизнь, кто может успокоить.
И таким способом солдат не подвергает сомнению приказ, который он получает от своего командира.

(7) Это часто происходило. Вы должны выполнить приказ, даже при том, что Вы не понимаете его.
a), Такая вещь произошла со мной. В 1939, когда русские заняли Восточную Польшу, была объявлена полная секретная мобилизация. Насколько это касалось меня, был полный призыв персонала и техники.
Всех послали на сборы ( Uchebniy sbor) Здесь была объявлена полная мобилизация. Сообщения о ней послали в зашифрованном виде. Я получил сообщение, в котором шифр, означающий полную мобилизацию, был искажен одной цифрой. Я показал, это моему командиру, говорящему ему об очевидном искажении шифра, который на самом деле сообщает о полной мобилизации. Он, однако, вынудил меня запросить в Главнои штабе подтверждение.

Этот  процесс занял целые сутки. В результате мы опоздали с мобилизацией, а при расследовании этого оказался виноват я.



Проект финансировался Военно-воздушными силами США и Фондом Рокфеллера.
Если руководители проекта считали, что они добывают ценные сведения, позволяющие правительству формировать политику США по отношению к СССР, то ВВС США, финансировавшие проект, ставили более узкую задачу — оценку психологической уязвимости гражданского населения в случае массированных бомбардировок.

В дальнейшем проект получил своего нового спонсора – Восточноевропейский фонд (EEF -East European Fund), который в свою очередь, финансировался Фондом Форда (Ford Foundation).

Уже в 1952 году Джордж Фишер встал во главе  Восточноевропейского фонда, который занимался субсидированием исследований советских диссидентов, по его инициативе на основе Колумбийского университета был создан Институт советских исследований, который спонсировал работу  десяти советских диссидентов.



Попутно Фишер писал книги, как например “Советская Оппозиция. Исследования периода Второй мировой войны. ”, по этим книгам обучалось новое поколение советологов.

Результаты плотного сотрудничества Гарвардского университета, IRC и EEF института исследований в Мюнхене использовались ЦРУ в программах Радио Свобода, которым руководил Роберт Келли.
.

.
http://i.imgur.com/f7piUqV.png
Senator Joe McCarthy
.
В 1949 году  мире появились Китайская Народная и Германская Демократическая Республики и обнаружилось, что у СССР тоже есть своя бомба.
В 1950 году Сенатор Джозеф Маккартни начал борьбу с коммунизмом, предъявив свой  первый список из 205 фамилий коммунистов, засевших в Государственном департаменте и Пол Генри Ниц сместил “слабака” Джорджа Кеннана на посту Директора по планированию внешней политики Государственного департамента. На смену Рижским мальчикам пришла команда крепких ребят, готовая поиграть мускулами.
.



Пол Генри Ниц (Paul Henry Nitze, 16 января 1907 – 19 октября 2004)
- выпускник Гарвардского университета .
В 1942 он стал финансовым директором Офиса Координатора внутренних Дел
(Office of the Coordinator of Inter-American Affairs),
работая на Нельсона Рокфеллера

С 1944 до 1946 Ниц служил директором и затем -  зам.председателя
Стратегического Исследования Взрыва ( Strategic Bombing Survey),
с этой целью он посетил Японию после ядерных ударов
для оценки размера причиненного  ущерба.
Этот опыт дал ему сильные впечатления от власти ядерного оружия.

В  период 1950–1953 гг. - Директор по планированию внешней политики
Государственного департамента

Он был автором секретного документа Совета национальной безопасности,
(СНБ 68 -NSC-68),

который определял увеличение расходов для противостояния  советской угрозе.

Пол Ниц был соучредителем Команды B, мозгового центра разведки 1970-х,
который давал оценку советской угрозы на основании данных ЦРУ.






Ниц (слева)1949 г
.
В команду B под предводительством Ницца входил выпускники Гарварда Ричард Пайпс и другие известные лица: Clare Boothe Luce, John Connally, General Daniel O. Graham, Edward Teller, Paul Wolfowitz (Arms Control and Disarmament Agency), General John W. Vogt, Brigadier General Jasper A. Welch, William van Cleeve (University of Southern California), Foy D. Kohler (U.S. Ambassador to Moscow), Seymour Weiss (State Department) and Thomas W. Wolfe (Rand Corporation)


Senator Joe McCarthy

Команда B пришла к выводу, что Советы разработали новое оружие массового уничтожения и разрабатывали стратегии грядущей ядерной войны.
Как позже выяснилось эти оценки были явно преувеличены.


Отчет NSC-68 утверждал, что мир разделился на две части и Советский Союз, движимый фанатичной верой, не остановится, пока не подчинит себе весь мир.

Похожее изображение


Больше сорока лет  ( до 1984 года) Ниц был одним из главных архитекторов американской политики по отношению к Советскому Союзу.
Если политика Кеннана основывалась на сдерживании, Ниц считал , этого не достаточно..
Опираясь на Рижские аксиомы, он шел дальше, утверждая, что необходима отмены Ялты.

Окончание следует
Tags: Гарвард, Кеннан Дж. младший, Пропаганда, Противостояние, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments