Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Приют братьев Рукавишниковых

В 1864 году Общество распространения полезных книг по инициативе его председательницы Александры Николаевны Стрекаловой учредило в Москве исправительную школу для малолетних (до 14 лет) детей, «состоящих под следствием или судом, подлежащих отдаче на поруки или остающихся без надзора после суда над ними, а также для детей, занимающихся нищенством».
Александра Николаевна  работала в Дамском тюремном комитете. Как директриса тюремного комитета, она наняла близ Симонова монастыря дом, устроила в нем от имени Общества переплетную мастерскую.
Дело оказалось плодотворным и жизнеспособным. Приют был открыт на пожертвования частных лиц: купца А.А. Бахрушина и домовладельца Н.В. Рукавишникова. Это была первая в России исправительная школа.
Возглавил ее видный юрист и общественный деятель –
профессор М. Н. Капустин.




Но через несколько лет профессор Капустин получил назначение в Ярославль,
а вместо себя предложил кандидатуру 24-летнего выпускника Московского университета
Николая Васильевича Рукавишникова (1845–1875).


Унаследовав золотые рудники и металлургические заводы отца, Руковишников не стал промышленником, а избрал другой путь, занятие благотворительностью и педагогикой.
 
Инициативная группа создала совершенно новый, необычный для того времени  ремесленно-исправительный приют. Сначала в приюте находилось около 30 воспитанников, порядок и дисциплина сильно хромали. Денег - частных пожертвований - едва хватало на элементарные нужды.

Н. В. Рукавишников, посвятил приюту, независимо от значительных денежных пожертвований, всю свою личную деятельность.

Главным принципом воспитания провозглашались  «не строгость или наказание, а мера исправления воспитанников мягким с ними обращением, сострадание к ним и поощрение их на доброе дело», вследствие чего приют стал знаменитым по всей России и получил по ходатайству Общества распространения полезных книг название Рукавишниковского.

Рукавишников четко организовал главные составляющие исправительного процесса - труд, учебу и отдых детей.
Преимущественно на свои личные средства он наладил работу сапожной, переплетной, портняжной, столярной,
брошюровочной мастерских. Для обучения пригласил хороших мастеров, положив им достойное жалование.
Скоро мастерские стали получать выгодные постоянные заказы.
Кроме грамоты и профессионального образования воспитанники получали эстетическое воспитание,
воспитанники совершали экскурсии по городу, ходили в театр, ездили в гости на дачу к Рукавишниковым.


мебельная мастерская Рукавишниковского приюта.


По инициативе Рукавишникова с 1881 года стали проводиться съезды, где обсуждался и обобщался опыт по перевоспитанию малолетних преступников.

На Киевском съезде в докладе Рукавишниковского приюта были так определены основные положения:
«Во-первых, существенною частью системы перевоспитания малолетних считается порядок жизни приюта, который должен быть приноровлен к тому, чтобы мальчик был здоров и чтобы он путем простого навыка приобретал ряд хороших привычек и свойств;
во-вторых, меры предупредительные и надзор должны стоять на первом плане;
при этом распределение дня должно быть составлено так, чтобы свободного времёни оставалось возможно мало и чтобы отдых основывался на смене занятий;
в-третьих, система воспитания сама по себе не может еще воспитать малолетнего, а необходимо влияние образованного, глубоко преданного делу человека
».

Обсуждались проблемы и на международном уровне. Каждые четыре года собирались конгрессы европейских исправительных заведений. В Риме, в зале, где проходили эти конгрессы, был установлен мраморный бюст Н. В. Рукавишникова с надписью: «Первый гуманист мира». Современники сравнивали Рукавишникова с великими педагогами и благотворителями – с Дж. Говардом, И.-Г. Песталоцци, доктором Гаазом. А в далекой Бразилии открылся приют, названный Рукавишниковским.
 

Константин Васильевич Рукавишников
После смерти Николая Васильевича приют начал стремительно приходить в упадок. Чтобы не дать погибнуть делу всей жизни Николая Васильевича, его братья Иван и Константин Рукавишниковы возбудили ходатайство перед городской думой о передаче приюта Московскому общественному управлению.

В сентябре 1878 года приют стал городским учреждением. Братья пожертвовали 120 тысяч рублей на покупку приютом собственного дома (что являлось заветной мечтой Николая Васильевича) и 30 тысяч рублей на строительство церкви.

Директором пригласили известного московского педагога – А. А. Фидлера. Был приобретен удобный вместительный дом на Смоленской площади с большим двором, где мальчикам устроили спортивные площадки, а зимой каток.

Был построен флигель для ребят, находящихся под следствием, чтобы их "не касалось тюремное содержание". Интересно, что только через 11 лет в 1889 году в России официально утвердили особые подследственные отделения для малолетних.
В том же году в приюте отменили телесные наказания. В 1892 году Константин Рукавишников добился, чтобы суд не назначал срок нахождения провинившегося в исправительном заведении. Отныне вопрос этот решался на педагогическом совете приюта, который состоял из директора, воспитателя отделения, дядьки, священника (в память Николая была построена домовая церковь), мастеров-учителей.
 

           .
В 1897 г. согласно отчету воспитанников было 110, обучались они ремеслам;  в приюте было восемь мастерских: переплетная, футлярная, малярная, портняжная, сапожная, токарная, столярная, кузнечная и слесарная. и собственный оркестр.

При выходе из приюта 18-летние юноши снабжались денежными пособиями, инструментом и одеждой. В течение 3-х лет с ними поддерживалась связь, и если все шло благополучно, они получали необходимый капитал для открытия своего дела. Не более 10% выпускников приюта возвращались к прежней жизни, тогда как по данным Министерства юстиции 96% детей, которые содержались в тюрьмах, вновь возвращались к прежней жизни.

Однажды, когда Константин Рукавишников  был болен, он не пошел в приют в воскресенье к обедне, а с директором договорился, чтобы тот прислал ему с воспитанником просфору. Эксперимент удался, воспитанник не убежал, не воспользовался предоставленной свободой по своему усмотрению, а выполнил возложенное на него поручение. Спустя почти полвека на такой же эксперимент отважился педагог Макаренко.

Приют расширялся, количество принимаемых все увеличивалось, и необходимо было увеличение площади. Поэтому было решено основать колонию на станции Икша. Сюда направлялись старшие воспитанники, здесь они занимались сельским хозяйством. В итоге приют стал пользоваться продуктами из колонии, а колония стала называться Фидлеровской по имени своего директора.

Обычно пишут, что приют советской власти стал не нужен и его закрыли.
На самом деле, постепенно приют стал приходить в упадок, в 1908 году скандал вокруг приюта заставил Константина Рукавишникова сложить полномочия, а педагогов-энтузиастов – уйти, новое руководство отменило все прежние правила и приют превратился в обычное казенное учреждение пенитенциарной системы, а вскоре от приюта осталась лишь Икшанская колония.

До 1935 года в здании приюта находился приемник-распределитель для ьеспризорных детейю В 1940 году в связи с ликвидацией беспризорности и значительным сокращением преступности среди несовершеннолетних, Икшанская трудовая колония НКВД была расформирована.
Однако , с появлением проблемы беспризорности в послевоенное время, с февраля 1945 года учреждение снова становится колонией для несовершеннолетних осужденных.

Читать об Икшанской воспитательной колонии
 

 
Tags: Воспитание, История России, Колонии и коммуны, Рукавишниковы, Фидлер А.А.
Subscribe

  • В Королевском географическом обществе

    Комната географических карт и библиотека в Королевском географическом обществе . Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и…

  • О свободе выбора

    Сцена из британского сериала "Виктория" « ' Нынче уж так не выдают замуж, как прежде', — думали и говорили все…

  • Голливуд и пропаганда

    Американцы были недовольны войнами в Ираке и Афганистане, Конгресс пытался сократить расходы. Армия сообщала о рекордных показателях самоубийств…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments