2. Виккерс. История успеха
3. Виккерс. Проникновение в Россию
4. Виккерс. Проникновение в СССР
5. Виккерс. О Деле инженеров
Эпилог
Портсмутские вечерние новости - понедельник 12 сентября 1938
ИНЖЕНЕР, ВИНОВНЫЙ В ШПИОНАЖЕ. Приговор - три года .
"ПОЗОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ АНГЛИЧАНИНА"
ПРИЗНАННЫЙ виновный в преступлении согласно закону о Государственной тайне, Робинсон Уокер (49), инженер, Брентвуд-Роуд, Ромфорд, Эссекс, был сегодня приговорен к трем годам каторжных работ Лондонским центральным уголовным судом.
Он был осужден за получение плана, который он расчитывал передать врагу.
В суде было заявлено , что Уокер, бывший сотрудник Vickers Armstrong Ltd., в Крейфорде, графство Кент, попросил, чтобы инспектор на работе передал ему чертежи механического установщика взрывателя (fuse-setter). Действуя в соответствии с инструкциями, инспектор передал план Уокеру.
Вынося приговор г-н Джастис Роттесли сказал Уокеру:
"Что Вы пытались сделать, это - продать безопасность ваших собратьев, женщин и детей в случае, если бы вспыхнула война. Это - самое позорное занятие для англичанина".
Защитник Г-н Дж. Э. М. Ганнинг, сказал: "Мы спокойно стоим на вершине, кругом над нами слышен грохот грома... Мы живем во времена большой опасности, и каждый склоняется к мысли: 'Это - шпионаж, и этот человек - предатель своей страны'."
Он заявил, что не было никаких доказательств тому, что Уокер когда-либо был шпионом какой-либо страны. Уокер был изобретателем.
Когда сконструированное им мобильное подъемное устройство не заинтересовало Военное министерство, он предложил его российскому Торговому представительству, которое им заинтересовалось. Его не спрашивали о секретности.
Если бы полиция подождала полчаса прежде, чем его арестовывать, они бы сразу увидели , что он просто хотел забрать план домой, чтобы попытаться улучшить корпус взрывателя.
НЕТ НИКАКОЙ ТАЙНЫ
Уокер, давая показания, сказал, что никогда не делал ни малейшей тайны о своих переговорах с российским Торговым представительством.
Он рассказал свою версию встречи с г-ном Бурчем и отрицал, что сказал что-либо о том, что он работал агентом на различные иностранные державы. Уокер отрицал, что сказал что-либо г-ну Бурчу в российском Торговом представительстве о получении планов и их фотографировании . Объяснение, которое он дал в своем заявлении относительно плана, было верно.
Г-н Джастис Роттесли, подводя итог, сказал, что защита состояла в том, что Уокер только хотел усовершенствовать установщик взрывателя и что его связь с российским Торговым представительством была совершенно невинна, но, по его собственному признанию, он интересовался не только взрывателем. Присяжные, не выходя из зала , признали Уокера виновным.
Обращу внимание еще на один важный момент, общественность возмущена тем, что секретные чертежи могли быть переданы врагу, которым открыто в 1938 году считалась Советская Россия.