Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

История мексиканского чемоданчика

 

Однажды в Международном центре фотографии раздался звонок. Человек на проводе сообщил, что он из Мексики, и что ему в наследство достался маленький чемоданчик, который может быть интересен. Это была сенсация! Нашелся чемоданчик, принадлежавший всемирно известному фотографу Роберту Капе, который считался безвозвратно потерянным  десятки лет. А в нем – коробки с негативами, больше 2 тысяч!


Но, чтобы рассказать о чемоданчике, нужно, сначала сказать несколько слов  о его владельце – Роберте Капе.

Рожденному в Венгрии Эндре Фридману посчастливилось жить в начале 20-го века, бурлящего событиями.

И он сделал все возможное, чтобы не упустить ни одного момента этого стремительного времени.


Это ему настолько удалось, что  журнал British Post  назвал 25-летнего фотографа Роберта Капа “Величайшим военным корреспондентом в мире”.

Его снимки восхищают, удивляют.

О его снимках спорят, не являются ли они постановочными.

Его работы никого не оставляют равнодушным.

В течение своей жизни ему удалось увидеть пять войн.

Он снимал республиканцев в Испании,  освещал Китайско-японскую войну 1938 года, побывал на фронтах Второй мировой, присутствовал на Израильской войне 1938, и на войне в Индокитае 1954, где и погиб, подорвавшись на мине

Но сначала он учится в венгерской  школе и уже арестовывается венгерскими властями за свои левые взгляды и высылается из страны, правда, ему дают закончить школу. Он переезжает в Германию, где какое-то время изучает химию в Берлинском  Университете. Однако, дела у семьи идут плохо, нет денег на образование сына.
 

Эндре начинает сам зарабатывать на жизнь “мальчиком на посылках” в фотоагенстве. Вскоре судьба посылает ему случай, на выступлении Троцкого в целях безопасности не пропускают фотографов с профессиональными камерами. Эндрю прячет свою маленькую Лейку, подходит вплотную и делает несколько снимков. Это- удача, ему удалось сделать то, чего не смогли другие, его способности заметили.

В 1933 году приходится уезжать уже из Германии в Вену, затем ему разрешают вернуться в Будапешт. Он пытается делать снимки для открыток, но дела идут плохо, тогда он уезжает в Париж. В Париже Эндрю превращается сначала в Андре, а потом – в Роберта Капу, но это другая история, которую можно  прочитать здесь

 История чемоданчика началась, когда молодой начинающий фоторепортер Роберт Капа и его подруга Герда Таро появились в сражающейся Испании.

C 1936 по 1937 они снимают сопротивление республиканцев. После смерти Герды Роберт Капа продолжает фотографировать войну во всех ее проявлениях.

В 1939 году он снимает падение Барселоны и отсупление республиканцев, лагеря испанских беженцев во Франции.
Но и во Францию приходит фашизм.

И вот уже Капо вынужден уехать из Франции в Америку, оставив чемоданчик с негативами, в которых содержалась работа не только Капы, но и Герды и их друга-фотографа Дейвида Сеймура, своему приятелю венгру Имре Вейчу.

Позднее, уже в 1975 году Вейч напишет об этом так. В 1939 году, когда немцы подошли к Парижу он взял негативы, положил их в рюкзак, сел на велосипед и поехал в Бордо, чтобы сесть на пароход, отправляющийся в Мексику. Встретив знакомого чилийца, Имре попросил его спрятать негативы в мексиканском консульстве. Знакомый согласился, а Имре так и не удалось уехать из Франции, его арестовали и интернировали в Марокко, где он и находился до 1941 года, когда Капе удалось его освободить и переправить в Мексику.

Никто не знает, как негативы попали к мексиканскому генералу Франсиско Агилару Гонсалесу (Francisco Aguilar González), довольно скандальной личности в истории Мексики, отнюдь не сочувствующему левым.
Знал ли он, что находится в чемоданчике, или не знал?...
Генерал умер, а чемоданчик достался его подруге, которая  не знала его ценности.
После ее смерти чемоданчик перешел по наследству к ее племяннику, мексиканскому режиссеру Бенджамину Тарверу, который и обнаружил что содержимое негативов -  эпизоды Испанской войны.
Это произошло в 1995 году, Бенджамин Тарвер обратился в один из университетов, в поисках помощи.
У него была идея каким-либо образом обнародовать эти снимки, чтобы они стали пособием для студентов, изучающих историю.

Все это время биографы Капы проводили розыски, опрашивали свидетелей и даже проводили раскопки, пытаясь найти утерянный архив. Но лишь в конце 2007 года после длительных и сложных переговоров 3 500 аккуратно сложенных и каталогизированных негативов прибыли в Нью-Йорк в Международный центр фотографии, организованный братом Роберта Капы.

    

 
  
  
  
 
  
  
  
  

Архив был передан безвозмездно, и проблема была в том, что мексиканская сторона сомневалась, справедливо ли передавать в США архив, столь ценный для истории Мексики. Сошлись на том, что Бенджамин Тарвер со временем сделает фильм о путешествии чемоданчика, используя материалы архива. Ценность архива несомненна, среди негативов обнаружены снимки Хемингуэя, Федерико Гарсия Лорки, Долорес Ибаррури. Другим важным открытием стала атрибуция многих негативов: оказалось, что часть работ Герды Таро была опубликована под именем Роберто Капы. Они часто подписывали фотографии двумя именами, так что иногда было трудно определить, кому именно принадлежит авторство.

Снимки Роберта Капы, сделанные в Испании, были призывом к борьбе и одновременно рассказом о ее трудностях, о горестях и потерях, о слезах и невзгодах простых людей. На их основе он сделал книгу, в которой звучали трагические ноты – тема смерти, человеческого несчастья. Эту книгу он посвятил своей Герде. Вся дальнейшая жизнь Капы – это борьба против войны при помощи  фотокамеры. Капа был страстным антифашистом и рассматривал свои работы как инструмент борьбы с несправедливостью и насилием. Он часто говорил: « Самая главная мечта военного корреспондента – остаться без работы»

Его снимки часто нерезки, с огромным зерном. Но эта антифотографичность потрясающе убедительна. Зритель, глядя на фото, как бы ощущал холод воды, тяжесть намокшей амуниции, свист пуль над головой и близкие разрывы снарядов. Техническое несовершенство военных снимков поражает предельной достоверностью. Это высшая степень совершенства, достигаемая художником.

Архив с неизвестными ранее фотографиями постепенно оцифровывается и выкладывается в сеть для общего доступа.  

Подробная история мексиканского чемоданчика

 

Tags: Роберт Капа, Сеймур (Дейвид), Таро (Герда), Фотоискусство, Фотокорреспонденты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments