Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Воспитательный дом и Вдовья казна

Екатерина II пыталась внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей



Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И. Ю. Трубецкого.



В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей
и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а так же институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан.

Наибольшую известность из этих учреждений получил Воспитательный дом, который предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет. Сразу же при основании Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение -секретно -родильный госпиталь. Поскольку в большинстве случаев были незаконнорожденные, то роженицам предоставлялось право не называть своего имени. Позволялось даже рожать в маске.
Все обстоятельства сохранялись в тайне. Никто, кроме повивальной бабки, не имел права входить в палату к роженице.

Первоначально воспитание всех питомцев было одинаковым, они получали элементарное общее образование, а затем с 14 - 15 лет мальчики и девочки отдавались для обучения ремеслам в мастерские.

Причем государственных средств на его содержание не выделялось, а предполагались „доброхотные подаяния" благотворителей. Помимо них, Воспитательный дом получил особую привилегию: в его пользу перечислялся специальный налог на ввозимые в страну игральные карты.

Было утверждено, что „все питомцы и питомицы,дети их и потомки навсегда остаются вольными и ни под каким видом закабалены или сделаны крепостными быть не могут (до выпуска подростки считались крепостными, зависимыми от воли воспитателя).; имеют право покупать себе дома, лавки, устраивать фабрики и заводы, вступать в купечество, заниматься всякими промыслами и вполне распоряжаться своим имуществом".

Воспитательный процесс осуществлялся с участием главного надзирателя и главной
надзирательницы. Первый — муж богобоязненный, честный, трудолюбивый и при том женатый, в
воспитании детей искусный, знающий силу в нужнейших мастерствах. Вторая должна была быть
честной и разумной женщиной, летами не моложе как от 35 до 40. Она следит за женским полом
во всем доме, главным образом за воспитанием младенцев обоего пола от 6 до 7 лет. Все мальчики и девочки в возрасте от 7 до 11 лет обучались в школе, ежедневно по часу в день. С 11 до 14 лет воспитанники дома обучались ряду ремесел (мальчики), а девочки стряпают, хлебы пекут, шьют... в прочих домашних работах упражняются. В 14 или 15 лет воспитанники готовились к выпуску из воспитательного дома, к «совершенному окончанию разных мастерств».

Некоторые выпускники оставались при доме до 20—25 лет (особенно женатые «на тутошней
воспитаннице») и имели право в течение 3-4 лет пользоваться мастерскими, работая на себя за
плату. В случае, если питомцы или питомицы воспитательного дома женились или выходили
замуж за крепостных, то последние также становились свободными (вольными). Любой человек
мог принести младенца в Воспитательный дом, не давая при этом никаких пояснений, кроме
одного — окрещен ребенок или нет.

Вскоре, по частной инициативе благотворителей, воспитательные дома открылись в
провинциальных городах: Новгороде, Воронеже и др., учреждались сиротские дома для призрения
и воспитания сирот. В эти дома принимались сироты мужского и женского пола, оставшиеся
после родителей без пропитания; дети невольников женского пола, находящихся в крепостных
работах; осиротевшие младенцы умерших в клинике матерей. В различного рода детских
учреждениях (клиниках, родильных отделениях, больницах и т.п.) ребенок-сирота находился до
трех лет, после чего его направляли в один изстоличных Воспитательных домов.

Несмотря на все усилия в области призрения, дела в воспитательных домах пошли плохо.
Система «тайного приноса» способствовала увеличению числа питомцев, отчего росла их
чрезвычайная скученность, не хватало кормилиц. Отсюда крайне высокая смертность
воспитанников. Так, например, в Архангельске из 417 детей, поступивших в местную
сиропитатсльницу до годовалого возраста, умерло 377. Из приюта в Смоленске за 20 лет его
деятельности из вышел живым ни один человек. Все это вместе взятое, объясняет четко
выраженную линию государства на передачу детей на воспитание в семьи.
В Указе Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний» предписывалось Приказу неимущих сирот (ст. 385) отдавать последних «добродетельным людям для содержания и воспитания с  обязательством, чтобы предоставить их (сирот) во всякое время Приказу».
Причем в ст. 301 Указа говорилось, что ребенок-сирота передается на воспитание и обучение «в общественные для сирых  училища.., дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином».

Очень характерно также, что при устройстве детей соблюдался принцип их сословной принадлежности. Так, дети ремесленников передавались для научения ремеслу, торговых — для обучения торговле, а «всяких иных сирот — для научения или прокормления по их полу, роду или состоянию».

 

В 1772 году Екатериной II при Воспитательном доме  были образованы три казны — сохранная, ссудная и вдовья. При Екатерине II предпринимались попытки организованной помощи вдовам с малолетними детьми, не имеющим средств к существованию. Учреждается специальная Вдовья казна, с тем чтобы мужья откладывали капиталы для обеспечения существования семьи в случае своей смерти.

Однако призыв не нашел отклика в мужской среде и казна осталась пустой.

 

 

Tags: Бецкой, Вдовья казна, Воспитательный дом, Екатерина II, История России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments