?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


По воспоминаниям современников Анна Стронг  производила впечатление умной и невероятно энергичной женщины, которая никогда не тратила время понапрасну. В Америке она приобрела репутацию специалиста по Советскому Союзу, к ее мнению прислушивались, ее приглашали на консультацию бизнесмены, интересующиеся развитием экономических отношений

Продолжение. Начало: 1 2 3 4 5



Конечно же, рокфеллеровская группа не забыла о выпускнице своего университета. Генри Форд встречался с ней после того, как Советский Союз  заказал первую партию тракторов.

Компания «Standard Oil» в лице директора  по внешним связям удостоила ее чести присутствовать на изысканном ужине в кругу лучших бизнесменов и их жен, чтобы убедиться в том, что американская женщина может пребывать в полном здравии после четырехлетнего пребывания в стране большевиков. Standard Oil  была заинтересована в бакинских залежах нефти.

Фрэнк Вандерлип, бывший директором Первого национального городского банка Нью-Йорка, пригласил ее к себе домой на обед, чтобы обсудить с ней возможности возвращения царских долгов. Она записала его слова: «Я знаю, что размеры притязаний сильно преувеличены».

Она встречалась с Джерардом Свопом( Gerard Swope) президентом компании General Electric, где обсуждались возможности концессий и кредитов для Советского Союза в обмен на конфискованную у компании собственность. Уже через год после этой встречи General Electric стала первой крупной американской компанией, начавшей работу в Советской России.

В каком-то смысле Анна Стронг стала послом России.

В 1925 году ей было 40 лет, когда по пути обратно в Америку для чтения очередного курса лекций, ей удалось оказаться в Китае. Вместе с Бородиным, который был направлен в Китай с секретной миссией советника, и его супругой Фанни Бородиной она приехала в революционный Кантон.

***
В 1918 году Бородин вернулся из Америки в Россию, его знание английского языка оказалось востребованным для перевода важных ленинских работ и распространения их среди членов Коминтерна.
По заданию Коминтерна  он отправился в Испанию, Мексику и США для организации там подпольной работы.
Под именем Джорджа Брауна он поселился в Великобритании, где помогал реорганизовывать Коммунистическую партию Великобритании.
Его арестовали в Шотландии, продержали 6 месяцев в тюрьме и депортировали в Россию весной 1923 года.
Из России его направили в Кантон, чтобы наладить сотрудничество с партией Китайского Гоминьдана и его лидером  Сунь Ятсеном. В качестве консультанта он помогал в реорганизации партии и формировании ее  идеологии.
В 1923-1927 годах он был представителем Коминтерна в Китае и содействовал созданию Военной академии Хуаупу.

Фанни Бородина
(1892-1967) представляла женскую секцию Исполнительного комитета Коммунистического интернационала
(Comintern Executive Committee's International Women's Secretariat in China)
***


Бородин Михаил Маркович. в Наньчане. 1926.


В Кантоне бастовали сотни тысяч рабочих, стачечный комитет не разрешал никому из иностранцев появляться в городе, но у Фанни были свои связи и каналы.

Она сказала: “Я попрошу комитет нарушить правило, тебе, действительно  необходимо увидеть Кантон”.

Фанни не только добилась разрешения, но и лично организовала переправку Анны с английского корабля на маленькую моторную лодку Кантона.

“Я быстро шагнула в тут же отчалившую лодку под удивленными взорами матросов”.

До этого момента Стронг имела лишь отдаленное представление о Китае, как и все иностранцы, она видела экзотику церемоний и традиций китайского двора, слухи о враждующих военных начальниках и бунтующих студентах, исповедующих принципы коммунизма, социализма и демократии.

Когда она очутилась в Кантоне, она увидела забастовку, такую же жестокую, бескомпромиссную, какой была рабочая забастовка в Сиэтле. Здесь же китайский крестьянин в процессе индустриализации превращался в китайского рабочего, начинал чувствовать всю силу и мощь рабочего класса, способного изменить жизнь.

Здесь, в Китае, все было как в Сиэтле, и  Анна Стронг почувствовала, что она – дома.

Фанни организовала для нее  возможность выступить на митинге перед китайскими женщинами.

“Я рассказывала им об условиях, в которых Россия совершила свою революцию – старые патриархальные семьи, невежество в деревнях, бесправие женщин, барачная система жизни на фабриках…
Эти женщины понимали все это гораздо лучше, чем любая американская аудитория, перед которой я когда-либо выступала. Ведь такой же была и их жизнь, которую они могли так же изменить.”


В 1925 году женщины на митинге  представляли собой новый тип китайской женщины, они боролись с обычаем бинтования ног, заключением ранних браков с детьми, покупкой жен.

Во главе таких женщин стояла вдова казненного стачечного лидера. Даже самое ее присутствие уже было оскорблением китайских традиций, по которым после смерти своего мужа вдова должна была сидеть дома и не показываться на людях .

Поездка в Китай помогла ей сформировать и собственное политическое видение:
“Я стала рассматривать русскую революцию <…> как первую стадию пробуждения и индустриализации Азии”

Считают, что в отличие от других американских журналистов и западных наблюдателей, Анне Стронг лучше всего удалось уловить суть процессов, происходящих в Китае, и рассказать об этом миру.

Она писала об образовании профсоюзов и  их поддержке движения за женские права, а также -
 о том, что рабочие протестовали против

  • взяток, которые брали мастера при устройстве на работу;

  • снижения платы за труд при любом нарушении правил или ошибках в работе;

  • битья женщин за малейшую провинность;

  • обычая наказания детей, при котором их запирали на ночь в маленькие деревянные клетки, где дети не могли даже лежать.


И это - не удивительно, если вспомнить статью о советских женах, у Анны Стронг был острый глаз, она видела то, на что остальные не обращали внимания.

С огромной проникновенностью она писала об отважных «стриженых» женщинах, часто – неграмотных, полуголодных, они подстригали свои волосы в качестве протеста, выступая за отмену вековых традиций.

Именно Анна Стронг развеяла распространяемые западными корреспондентами мифы о том, что китайские женщины в качестве протеста выходили на демонстрации голыми.

Этих стриженных женщин, захваченных на территориях, которые пришлось покинуть революционерам, казнили в первую очередь, без всякого снисхождения.





***
Там, где девушки умирают из-за стрижек


Короткая стрижка в Америке - это удобство и каприз моды.
В Китае - это символ новой свободы,  свидетельствующий о том , что ее обладательница выступает против  древних традиций женского рабства - против торговли девочками, против продажи невест, против старинного обычая подчинения невесток свекрови.
Ни в какой другой стране нет такого серьезного противостояния между старым и новым по поводу положения женщин,
как это происходит в Китае.

"Нашим традициям 3 тысячи лет"-
сказала мне старая миссис Лао  из Кантона.
Сама она нарушила эту традицию, когда ее мужа казнили реакционеры.
Вместо того, чтобы удалиться оплакивать мужа в течение двух лет,
как этого требовали традиции, она стала ездить по стране,
рассказывая о смерти мужа,
поднимая народ на борьбу.

Она рассказала о том, как представляется женщина в школьных учебниках.
В них есть один рассказ о чистой деве, мужское прикосновение к которой может ее осквернить.
Есть там и другой рассказ об обрученной девушке,
жених которой погиб до свадьбы.
Девушке не только приходится отправиться жить в дом жениха,
надев траурный наряд, но и до конца подчиняться свекрови,
питаться только овощами и до самой своей смерти оплакивать жениха.
Вот такому представлению о женской верности учат молодых девушек.

Это, конечно, только сказки, но именно таким является представление о женщине в обществе.
Современные китайские девушки восстают против таких идеалов.
Этот протест начинается в городах,
в портовых городах, таких как Шанхай,
где девушки из приличных семей начинают ходить с мужчинами на танцы и в рестораны.
Такая степень свободы существует только в очень узких кругах, благодаря иностранному влиянию.

Гораздо более важно другое женское движение,
начавшись в Кантоне,
стало распространяться на север, в результате зарождения национальной армии.
Оно и было подавлено той же армией, когда оно оказалось реальной силой, способной освободить женщин.
Первым требованием этого движения было
требование свободного выбора при замужестве.
Это в Китае называлось “свободной любовью”.

По старой китайской традиции брак – это сугубо семейное дело, считается постыдным, если молодые люди выказывают какие-либо чувства или предпочтения.
<…>
Еще три года назад о свободной любви начали говорить лишь в городах,  однако  уже в течение следующего года эта идея облетела пол страны и нашла сотни и тысячи  мучеников.

Я вспоминаю делегацию шанхайских текстильщиц, приехавших  на Всекитайский Съезд Труда.
Им было от 18 до 22 лет, но некоторые выглядели, как 15-летние дети. Они работали на шанхайских фабриках по 12 часов в день,
и только недавно научившись немного читать,
 еще не умели писать.
Зато они могли здорово выступать перед аудиторией в 2000 человек. Они принадлежали к левому крылу националистов,
и над ними все время висела угроза расправы
<…>
Четыре сотни таких девчонок около года шли за национальной армией, работая пропагандистами, распространяя идеи равенства женщин по всей стране.
Они были частью армии, но их главной задачей была работа среди женщин, организация их в союзы,
поддерживающие национальный курс.

“Мы говорим им, что даже если ты молодая девушка – ты личность”
– рассказывала мне одна молодая пропагандистка –
“что это - хорошо, когда ты выходишь замуж по совету родителей,
но плохо, если тебя полностью лишают собственной воли,
и что замужняя женщина, выданная замуж против воли,
имеет право на развод, такое же, какое имеет мужчина”

Вот с такими убеждениями эти женщины проникают в самые глухие уголки Китая, где 95% женщин все еще бинтуют ноги.
***

В 1927 году она успела побывать в Мексике и вновь вернуться в Шанхай. К этому времени отношения Чан Кайши и коммунистов перешли в конфликт.  Все русские в Шанхае были арестованы и обвинены в содействии революционным силам. Фанни Бородину арестовали, но позднее ей удалось  освободиться. Самому Бородину пришлось срочно выбираться из Китая.


Анна выехала вместе с группой Бородина, проделав длинный путь на автомобилях через пустыню Гоби, Монголию и Среднюю Азию.

Сначала автомобили грузили на железнодорожные платформы, затем на автомобилях они должны были пересечь пустыню Гоби и в Верхне-Удинске уже погрузиться в Транссибирский экспресс, который должен был доставить их в Москву.

Это было опасное путешествие по территории, которую контролировали враждующие группировки, где не было ни мостов через реки, ни дорог.  В поездке Анна удивила своей  выносливостью и бесстрашием, способностью не терять самообладания и идти на риск.

После этой поездки Анна Стронг написала книгу «China’s Millions». В ней она рассказала о жизни северных китайских провинций, в которые редко заглядывали иностранцы, разве что миссионеры.

Караван автомобилей, вез людей и запас топлива. Каждый день на ночлег он должен был прибывать в очередной город до заката солнца, потому что после захода солнца китайские города, окруженные крепостными стенами, закрывали свои ворота. Оставаться снаружи крепостных стен было небезопасно, опоздавшие  подвергались набегам разбойников и могли даже лишиться жизни.

На их пути попадались города, в которых можно было легко разжиться провизией, и такие, в которых было трудно что-то достать. Все события, а также встречи с местной властью, Анна тщательно записывала. Записывала она и высказывания Бородина, который однажды заметил:

«Мисс Стронг не везет, она опоздала к русской революции и приехала слишком рано для революции китайской».













В 1928 году Анна Стронг уже была в Самарканде, где царили мусульманские законы, а женщины носили паранджу, укутывая себя с головы до пят. Советская власть провозгласила свободу для женщин, отменила паранджу и многоженство, предоставила возможность женщинам учиться. Однако, в отдаленных районах  мужчины продолжали убивать женщин, рискнувших нарушить древние законы.

Стронг путешествовала по районам верхом на лошади, и однажды ее саму чуть не убили за то, что она своим независимым видом показывала дурной пример местным женщинам. Результатом ее поездки была книга «Red Star in Samarkand».

В книге Анна рассказала о том, как в те времена толпа линчевала женщин, осмелившихся нарушить традиции предков. Одна из девушек-агитаторов была убита, ее тело было расчленено и подброшено партийным активистам в качестве предупреждения. Религиозные фанатики, мужчины, были готовы защищать свои гаремы, их права защищали проповедовавшие в многочисленных мечетях муллы, предостерегая: Аллах будет беспощаден к тем, кто вздумает приоткрыть лицо или уйти от мужа.

Анна  рассказала  об узбекской девушке Зульфие Хан. Зульфия хотела быть свободной, за это ее  сожгли. А в песне, сложенной о ее смерти есть слова: “Огонь, в котором ты сгорела –это факел в  твоих руках”. Там были сотни убийств непослушных, их били, пытали, они умирали в мучениях. И все же, желание стать свободными побуждало новых женщин боротьзя за новую жизнь.

В 1929 году Анна посетила Ташкент и побывала на Памире, затем отправилась в Сибирь, чтобы познакомится с сибирскими колхозами.

В 1931 она стала женой агронома и редактора Крестьянской газеты Джоэля Шубина.
По воспоминаниям друзей, однажды Анна Стронг сказала, что они с Джоэлем поженились, возможно потому, что оба были ужасно одиноки…но все же, они были счастливы.

Любовь для Анны Стронг и Джоэля Шубина была лишь частью их жизни, оба страстно отдавались своей работе, и потому проводили вместе очень мало времени. Тем не менее, какое-то время они путешествовали вместе по Советскому Союзу , в это же время она написала свою книгу о советских успехах  в сельском хозяйстве The Soviets Conquer Wheat”





Заголовок газетной статьи:
Женщины в России - более счастливы, чем все остальные
- говорит Анна Стронг"

Самое лучшее, что есть в России, утверждает мисс Стронг, это- молодежь.
В отличие от лишенных надежды сверстников в других странах,
советским молодым людям нужно лишь определиться, кем они хотят стать.
У советской молодежи нет неуверенности в будущем,
 они уверены в том,
что они добъются того, чего хотят.

Продолжение следует

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 2nd, 2015 01:03 pm (UTC)
Анна Луиза Стронг - продолжение (6)
Пользователь jtell сослался на вашу запись в своей записи «Анна Луиза Стронг - продолжение (6)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Анна Луиза Стронг - продолжение (6) [...]
djak_krjakutny
Jan. 2nd, 2015 01:58 pm (UTC)
С наступившим!
В описании китайсклй действительности (на тот момент) явно видны будущие всходы и культурной революции, с их хунвейбинами и т.п., и истоки будущего роста.

Спасибо.
ljwanderer
Jan. 2nd, 2015 02:57 pm (UTC)
Re: С наступившим!
Спасибо, и Вас - с наступившим Новым годом. Пусть будет удачнее предыдущего.

С историей Китая знакома лишь в общих чертах, тем более было интересно читать об американском взгляде, даже не представляла,сколько американцев там побывало, не говоря уже о влиянии миссионеров.
djak_krjakutny
Jan. 2nd, 2015 03:23 pm (UTC)
Re: С наступившим!
О! История европейского проникновения в Китай очень любопытна.

А американцы в этот период начали осваивать этот регион.
viromiro
Jan. 3rd, 2015 09:41 am (UTC)
С Новым годом!!! Всех благ в наступившем году :)Спасибо за пост!Буду читать, несмотря на ленность наступивших дней :)
ljwanderer
Jan. 3rd, 2015 03:00 pm (UTC)
Спасибо за поздравление.
Вам - удачи в Новом году!

Надеюсь, новый персонаж моего журнала вам понравится :)
lit_street
Jan. 3rd, 2015 01:20 pm (UTC)
Ох, все-таки она поразительная женщина!
Человеческая жизнь, а читается как детектив - интересно, что будет дальше. А дальше - все интереснее :)
Очень страшно про китайских женщин. Мы же сейчас уже об этом даже не задумываемся. Нынешний феминизм какой-то другой - про другое. Но гендер вообще сложная тема.
У Анны Стронг получилась любовь, кажется, вполне в концепции Коллонтай :) Какое же счастье, что хоть и в таком возрасте ей все-таки удалось найти родственную душу.
ljwanderer
Jan. 3rd, 2015 02:58 pm (UTC)
Да, у Стронг жизнь получилась очень насыщенная, и она торопилась жить, опережая время.

Вы правильно подметили, феминизм в современном понимании вовсе не то, за что боролись женщины 20 века.
Тогда женщина хотела быть самой собой, то есть, женщиной, но участвующей в жизни общества, принимающей решения по изменению этого общества, не оттесняя мужчину, что вызывало ответное уважение, а не страх соперничества.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow