Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Проект "Украина" - 2. Библейский пояс СССР

Религиозная свобода, которой пользуются церкви Украины является предметом зависти в России, а религиозное многообразие делает Украину единственной страной бывшего СССР, где нет одной господствующей «традиционной» религии. В российском сознании довольно мало осознан тот факт, что Украина является одной из самых христианских стран Европы, учитывая количество церквей и общин (более 35 тысяч) и численность населения страны (около 50 млн чел.)
ВОСТОК-ЗАПАД - Вестник Служений и Церквей, 2014
"Украинская революция и христианские церкви" -Роман Лунки
н


Великий евангелический поход. Проект "Украина"
2. Библейский пояс СССР

Начало здесь

Тут передо мной говорили о том, что русские – очень набожны… Так бывает всегда, если народ исповедует неправильную религию....Напомню о том, что самым большим злом христианства является религия…Куда бы мы не послали миссионера – в Японию ли, Индию, Россию или Польшу, везде самым главным нашим врагом миссионера оказывается священство… Вторым злом является ритуализм, слишком много уделяется ритуалам…

Из выступлений на Первой генеральной конференции по евангелизации России. Чикаго, июнь 1918 года
Подробнее здесь


« Русскогреческая церковь не проповедует. Это религия мужского пения, ритуалов и идолопоклонничества. Как и остальные ветви языческого христианства, она предлагает булыжник тем, кто жаждет ощутить вкус жизни…Теперь самое время прийти к ним с Учением жизни, света, свободы и правды».

Американский миссионер Джордж Альберт Саймонс,
глава методистской миссии в Финляндии и Санкт-Петербурге
Подробнее здесь


В начале прошлого века цивилизаторы, устремившиеся на просторы Российской империи, считали, что русский народ слишком серьезно относится к понятию греха, и это- причина его заблуждений  на его пути к счастью и процветанию.
Главным виновником "отсталого мышления" народа миссионеры считали Русскую Церковь. Ее они планировали модернизировать, а точнее, заменить на другую, привнесенную извне, но при этом, сделав ее обязательно национальной.

Чтобы избежать естественного отторжения русским сознанием всего чужеродного, новые лидеры Русской церкви, которым предстояло научить народ "правильно читать Евангелие", должны были быть русскими, только так новая церковь могла надежно пустить корни и стать национальной. Модернизации Русской Церкви посвятил свою жизнь Юлиус Геккер.

Советская власть внесла свои коррективы в русское сознание, нарушив планы западных проповедников, однако, зерна были брошены, и корни уже прочно засели в плодородной  почве. Развал Союза настежь открыл двери новым пастырям, жаждущим принять на себя заботу о заблудших душах, которых следовало научить правильно  жить.

Общеизвестно, что в момент провозглашения независимости в 1991 году в Украине существовал повышенный интерес к религии вообще и к христианству в частности. Казалось, что наконец, после десятилетий репрессий христиане оказались нужны.
Тогда им был открыт доступ в средние школы, где они могли говорить о вере на общешкольных собраниях и даже проводить регулярные занятия по изучению Библии.

 <...>

В 2005 на заре оранжевой революции представители ряда христианских конфессий подготовили и представили правительству свое видение реализации национальной образовательной программы по христианской этике.
Тем летом небольшие группы православных, католических и протестантских педагогов трудились практически круглосуточно над разработкой учебников и методических пособий по христианской этике для всех классов.
Образовательная программа была в итоге утверждена министерством образования и издана в 2007 году.
Наивысшая оценка министерства – «рекомендовано» - была присвоена программе в июле 2010.


ВОСТОК-ЗАПАД-Вестник Служений и Церквей, 2011 Том 19, № 4
"Просто христианство: преподавание этики в украинских средних школах",Мэри Рабер


Поскольку Миссия традиционно занимается не только мониторингом, но и глубоким анализом состояния религиозных дел на территории бывшей Российской империи, я размещаю здесь выдержки из публикаций Миссионерского Вестника Восток-Запад, которые и дают современную оценку состояния религиозных дел на Украине.
По замечанию портала www.invictory.com выпуск июльского Вестника, полностью посвященный кризисной ситуации на Украине, стал самым объемным  за  все время существования издания.

Различие между российским и украинским православием

Если в России православная церковь подсознательно воспринимается как культурный стержень и объединяющая сила нации, пишет миссионерский Вестник, то на Украине соперничество за прихожан ведут сразу три православных юрисдикции, а также греко-католическая и протестантская церкви.

В советское время Украину называли "библейским поясом СССР", достаточно сравнить Россию и Украину по количеству церквей на душу населения.

На 46-миллионное население  приходится 16811 православных приходов.
На 142 миллионное население России - 14616 православных храмов.



Украинская православная церковь Московского патриархата

УПЦ МП - принадлежат две трети всех православных Украины или около 35 миллионов
человек в 12895 приходах. Отмечается, что эта Церковь неоднородна - многие миряне и иерархи поддерживают укрепление связи с Москвой, при этом столь же значительная часть паствы, по мнению Вестника, выступает за автокефалию.




Поддержка Партии регионов в 2006 году верующими, относящимися к Московскому патриархату
Katherine Peisker. Mapping Religion and Politics in Ukraine.


Украинская православная церковь Киевского патриархата

Церкви принадлежит примерно 6 миллионов прихожан и 4702 храмов. Она была образована в 1992 г., после обретения Украиной независимости, как пишет Вестник, “на фоне роста украинских патриотических настроений и глубокого недоверия к системе подчинения Московскому патриархату”. В отличие от УПЦ МП, она канонически не признана и не пользуется широким уважением в обществе.

Патриарх Филарет (Денисенко) имеет репутацию оппортуниста и приспособленца. В годы советской власти этот украинский экзарх православной церкви тесно сотрудничал с КГБ, преследуя религиозных диссидентов. Помимо этого, вот уже несколько десятилетий он, попирая монашеский обет безбрачия, имеет гражданскую жену и семью, а также обвиняется в нецелевом использовании церковных фондов.

Церковь образовалась  на волне растущих национал-сепаратистских настроений и является защитницей украинского национализма. Достаточно напомнить, что захват власти Филаретом в 1992 году обеспечивался поддержкой власти и представителями УНО-УНСО.
Церковь Киевского патриархата пытается объединиться с Московским патриархатом, по заявлениям - с целью противостояния конкуренции других церквей, но скорее, ради амбиций власти и контроля денежных средств .

По предположению, высказаному  миссионерским Вестником, такое объединение не будет возможно, пока Киевский патриархат возглавляет такая одиозная личность, как Филарет.


Рейдерский захват  прихода Московского патриархата

Прогнозируя будущее украинского православия, миссионерский Вестник предвидит более закономерным  отпадение Церкви Московского патриархата от Русского мира под влиянием развивающегося национализма. На момент публикации, Миссии еще было неведомо, чем обернутся выборы предстоятеля УПЦ МП, а выбор пал на митрополита Онуфрия - сторонника Русского мира.


Митрополит Онуфрий - предстоятель УПЦ


Поддержка Блока Юлии Тимошеко  в 2006 году верующими, относящимися к Киевскому патриархату
Katherine Peisker. Mapping Religion and Politics in Ukraine.


Украинская автокефальная православная церковь

Третья православная церковь Украины - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - насчитывает около 1,5 миллионов приверженцев и 1247 приходов. Подобно УПЦ КП она также не признана другими православными церквями.

Она зародилась после революции на волне того же национализма и стремления отделений от Московского патриархата. Несмотря на всяческую поддержку Директории, в те времена церковь не снискала ни поддержки народной, ни среди связзенников. Зато она была признана Обновленцами- другим проектом Миссии, над которым усиленно работал бывший секретарь миссионерской организации YMCA Юлиус Геккер.

Однако, в  1930 г. церковь самораспустилась в в иду невозможности существования в условиях репрессий, осуществляемых прои религиозных деятелей. Во время фашистской оккупации 1941-44 гг. УАПЦ была реанимирована, однако после победы СССР во Второй мировой войне вновь запрещена. В 1989 г. во времена горбачевской перестройки церковь начала свое восстановление, продолжившееся после провозглашения Украиной независимости в 1991 г.

В виду отсутствия естественной преемственности на украинской земле, идея единой, по-настоящему автокефальной и канонической православной церкви Украины сохранялась на протяжении ХХ века главным образом в приходах эмигрантов в США и Канаде.


Украинская греко-католическая церковь

Эта Церковь появилась в конце XVI в., когда Украина входила в состав Польши. Она сохранила православную литургию и вступающее в брак духовенство, однако стала подчиняться примату Папы Римского, была запрещена при царе Николае I, в 1839 г., затем в 1923 и 1946 при Ленине и Сталине, оставаясь при этом крупнейшей подпольной церковью СССР.
Возродилась - в 1989 г., благодаря горбачевской перестройке, и сегодня представляет собой четыре-пять миллионов прихожан и 3919 храмов.

Две последние церкви в силу своей истории поддерживают анти-русский и прозападный курс страны, основанный на враждебном отношении к советскому периоду истории Украины.



Поддержка католиками блока Юлии Тимошенко
Katherine Peisker. Mapping Religion and Politics in Ukraine.


Протестанты

Благодаря тому, что ни одна церковь не может претендовать на главенствующую роль в стране, как это происходит с РПЦ в России, евангельская церковь обладает здесь гораздо большей свободой, чем в России, - отмечается в миссионерском Вестнике

Украина, наряду с Санкт-Петербургом и Кавказом, была одной из трех колыбелей евангельского движения в Российской Империи.

На Украине при 46 миллионном населении -125 000 евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), в то время как
в России, на 142 млн. человек, общины ЕХБ насчитывают - 76 000 верующих.


По свидетельству киевского евангельского богослова Сергея Тимченко современные украинские протестанты распадаются на три группы.

Одни желают держаться в стороне от политической жизни, считая себя лишь "гражданами небес", другие, в особенности на юге и востоке Украины, одобряют действия Кремля.

Третья часть - и это нечто совершенно новое на постсоветском пространстве - считает, что активное участие в политике является христианским долгом, и потому поддерживает выступление на Майдане, как борьбу за независимое и справедливое общество (в 2004 году в оранжевой революции и охране участников майдана участвовала харизматическая церковь «Посольство Божие»)

Однако, протестантское движение, по мнению Вестника, не погрязло в противоречиях, а представляет собой единую целое. Это целое состоит из множества церквей, соединенных в единую сетью.

Базовыми элементами протестантского кредо в политической сфере являются: провозглашение окончательного отказа Украины от советского наследия в общественной жизни, жёсткая ориентация на европейский мир (осознание культурной и исторической связи с Европой) и принципиальная защита демократических ценностей как жизненно важных, без которых отказ от коммунизма и укрепление связи с Европой невозможно.

Таким образом, советские страницы истории строительства и процветания Украины отвергаются,в истории остаются годы лишь страданий и смерть героев ради свободы.
С таким багажом и начинается строительство протестантами нового государства и формирование нового украинского мировоззрения.

Сила протестантов в том, указывает Вестник, что они практически равномерно распределены по всей территории страны и могут оказывать влияние повсеместно, и добавляет:раскол православия выгоден для формирования прозападного вектора сил.

Итак, в отличие от России, религиозное население Украины не только разорвано на части, но и подвергается обработке, в которую все больше замешиваются идеи национализма, вступающие в противоречие с основами единого Русского мира. Национальная идентичность граждан все больше  размывается.

Благодаря множественности религиозных образований, самой сильной и влиятельной становится та, которая может объединиться, базой для объединения становится национализм, целью объединения = борьба за формирование "новой идентичности".


Далее - Церковь и Майдан
Tags: Великий евангелический поход, Современность, Украина, Церковь
Subscribe

  • Окончание

    Изабелла в Танжере Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. . Ее статья о Марокко для Monthly Review…

  • В Северной Африке

    Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. «Я полностью отдаю предпочтение жизни на Востоке вместо…

  • По Нилу

    . Как это уже часто случается, сегодня меня подвел сервис radikal.ru, он сообщает, что некоторые из загруженных фотографий временно недоступны.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments