Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:
Собственно, понятно, почему на Западе есть отрицание существования фашизма на Украине. По данным критериям его в Украине нет

ПСИХОЛОГИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФАШИЗМА ( продолжение)

Умберто Эко в докладе, который он произнес на симпозиуме, проводившемся в Колумбийском университете в Нью-Йорке 25 апреля 1995 г., по поводу юбилея победы над фашистской Германией, ввел в научный обиход понятие «вечный фашизм». В докладе У. Эко дал перечень типических признаков-характеристик «вечного фашизма».

У. Эко утверждает, что достаточно наличие даже одного признака, чтобы сделать корректное заключение о том, что в обществе начинала конденсироваться фашистская туманность. Вот перечень этих признаков-характеристик [Эко У., 1998]:


1. культ традиции;

2. неприятие модернизма;

3. неприятие рационализма;

4. культ действия ради действия; действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляется без рефлексии; думание – немужественное дело;

5. неприятие несогласия; несогласие – есть предательство; несогласие – это знак инакости;

6. ксенофобия;

7. опора политики на социальную фрустрацию, на фрустрированные классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса;

8. этнический национализм; одержимость идеей заговора, по возможности международного;

9. нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы; пацифизм однозначен братанию с врагом;

10. презрение к слабому;

11. культ героизма, который непосредственно связан с культом смерти;

12. культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма);

13. вождь единолично отражает «суждение всего народа»;

14. максимально ограничен для школьников и студентов набор инструментов сложного критического мышления.

Однако, дальнейший текст объясняет процессы, произошедшие в обществе:

"Вечный фашизм", даже пользующийся ограниченным влиянием в обществе, в обстановке социальных и политических потрясений всегда может сыграть решающую роль в процессе объединения антидемократических, антилиберальных сил и захвата власти.

Вероятность таких событий в любом обществе, в котором находят себе место даже немногочисленные группы неофашистов, далеко не равна нулю. Это так поскольку преобладание разумного в обществе возможно лишь до тех пор, пока сознательные установки и традиционные способы ведения дел еще справляются с решением жизненных проблем, когда они перестают справляться и эмоциональная напряженность в обществе переходит определенный критический уровень, преобладание разумного в обществе исчезает.

Коллективное сознание общества подчиняется коллективному бессознательному, на место разумного приходят архетипические лозунги и образы. Это объясняется явлением компенсации – немедленным дополнением любой недостаточности сознательных процессов бессознательными процессами.

Поскольку коллективное бессознательное является резервуаром психической энергии, то при подчинении ему коллективного сознания общество переживает его необычайную энергию как свою собственную, у общества как бы открывается новый источник силы. У общества исчезают сомнения в правильности своих действий и суждений, появляется ощущение всемогущества, что закономерно ведет к тому, чтобы силой заставить других подчиниться требованиям владеющего обществом коллективного бессознательного.

Это явление носит название коллективной психической инфляции, она действует на коллективное сознание общества подобно сильному яду и быстро распространяющейся инфекции, общество поражается психической пандемией. Коллективное сознание оказывается во власти архетипов бессознательного, действует по его моделям, и при этом власть бессознательного не осознает.

В такой обстановке на первый план выдвигаются асоциальные элементы населения. Их состояние соответствует коллективному возбуждению общества, охваченного эмоциональными предрассудками и фантастическими чаяниями. В такого рода среде они чувствуют себя на высоте, они к ней приспособлены. Они по собственному внутреннему опыту знают язык таких состояний и умеют говорить на нем. Их идеи настроены на коллективное безумие и находят в нем питательную среду, они глашатаи тех мотивов и настроений, которые у нормального человека дремлют под покровом здравого смысла.

При подчинении коллективного сознания архетипам коллективного бессознательного общество ложно переживает себя обладателем харизматического качества этих архетипов, идентифицирует себя с содержанием, которым не обладает и которое не контролирует. Эта ситуация, в конце концов, разряжается массовым психозом, который заявляет о себе в виде соответствующих политических движений.

Одним из архетипов, которым проявляет себя коллективное бессознательное, является «тень» - сумма всех тех непривлекательных качеств, которые мы предпочитаем скрывать. Коллективная «тень» – это «тень» расы, нации, общества или группы. Поскольку «тень», содержит все то, что коллективное сознание не хочет признавать, то любые проявления «тени», которые становятся доступными коллективному сознанию отвергаются и энергично вытесняются в бессознательное.

Чем активней проявления нашей «тени» вытесняются из нашего коллективного сознания, тем активней бессознательно проецируется на «других», т.е. ложно «другим» приписывается. При этом процесс вытеснения проявления «тени» еще наделяет добавочной энергией негативные содержания бессознательного. Так возникает невротическое, и даже психотическое общество, для которого характерно навязчивое стремление к конфликтам и саморазрушению, такому обществу нужны враги и оно будет с успехом их создавать.

Когда у всего общества появился общий враг, то человек захватывается массовым движением борьбы с этим врагом, и его сознание уступает власть архетипам коллективного бессознательного. У человека захваченного массовым движением высвобождается динамический потенциал человека толпы, на волю вырываются те чудовища и демоны, которые дремлют в любом человеке. Войдя в массу в качестве одной из ее составных частей, человек бессознательно опускается на более низкий моральный и интеллектуальный уровень, между безумцем и толпой нет большой разницы, потому что обоими движут безликие, непреодолимые силы [Юнг К. Г., 1996].

http://www.von-brenner.com/psihologija_fashizma.htm
Tags: Фашизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments