Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Крым и его обитатели - из старых газет ( часть 2 )


крымские татары

28 (15) ноября 1901 года
СЕВАСТОПОЛЬ, 13-го ноября. Переселения в Константинополь крымских черкесов и татар продолжается: вчера выехало до 300 человек.

09 декабря (26 ноября) 1901 года
СЕВАСТОПОЛЬ, 24-го ноября. Агенты по продаже недвижимой собственности, желая дешево приобрести крестьянские земли, советуют крымским татарам и кавказским мусульманам переселяться в Турцию, где им обещается привольное житье.



20 (07) апреля 1902 года
Татарский театр
В последнее время среди крымских Татар стала сильно развиваться страсть к театру и вообще к европейским увеселениям. Дошло до того, что недавно в Симферополе мусульмане устроили танцевальный вечер, на котором присутствовали и участвовали в европейских танцах многие татарские дамы. Спектакли там идут довольно часто, при чем в них принимают участие также и дамский пол.

Типы местных татар (приб. 1910)

05 марта (20 февраля) 1903 года
Эмиграция крымских татар в Турцию снова принимает эпидемический характер. Среди эмигрантов встречаются молодые татары призывного возраста, что вызвало распоряжение о недопущении выезда их за границу.


21 (08) мая 1905 года
СИМФЕРОПОЛЬ, 7, V. Сегодня выехала в Петербург депутация крымских татар для предоставления записки министру внутренних дел о нуждах мусульманского населения.

05 сентября (23 августа) 1906 года
СИМФЕРОПОЛЬ, 22, VIII. Военный министр отклонил ходатайство крымских татар об отбывании воинской повинности исключительно в Крымском драгунском полку. Туда назначено только 200 человек. Остальные новобранцы-татары укомплектуют другие части, расположенные в Таврической губернии.

Бахчисарай. Сад ханского дворца
Бахчисарай. Сад ханского дворца


10 мая (27 апреля) 1908 года
Татарские школы
СИМФЕРОПОЛЬ, 26, IV. Закончились губернские совещания по вопросу о реорганизации татарских школ в Крыму. Участвовали представители от земства, татарского общества, духовенства и учителя. Единогласно признана необходимость существующих мектебе. Принятый тип новых школ по программе соответствует земской - курс пятилетний, причем в первые два года преподавание должно вестись исключительно на татарском языке.

крымские татары


11 февраля (29 января) 1909 года
Мусульманские паломники
ФЕОДОСИЯ, 28,I. В город прибыла масса магометанского духовенства, все таврическое духовное правление, много мусульман. Они готовят торжественную встречу прибывающему завтра из Мекки духовному муфтию крымских татар Карашайскому. Дума в экстренном заседании постановила возбудить ходатайство перед П.А.Столыпиным о назначении Феодосии пунктом отправки паломников.







24 (11) февраля 1910 года
Возвращение эмигрантов (По телеграфу от нашего корресп.).
ЯЛТА, 10 февраля. Крымские татары, пользовавшиеся правом переселиться в Турцию без отбывания воинской повинности, но с воспрещением впредь возвращаться в Россию, массами эмигрировали накануне войны с Японией. Теперь Татары стали возвращаться из Турции на родину. Ялтинская земская управа обратилась с ходатайством, чтобы этих эмигрантов не выселяли.






20 (07) июля 1910 года
Возвращение татар-эмигрантов
ФЕОДОСИЯ, 6,VII. Из Петербурга телеграфируют, что многократные ходатайства земства о разрешении возвращения в Крым татарам, эмигрировавшим массами в Турцию в 1902 – 1904 гг. увенчались, наконец, успехом. Разрешено часть эмигрантов принять в русское подданство. Вместе с тем отменено воспрещение эмигрантам возврата в Россию.


17 (04) октября 1911 года
ЯЛТА. Среди мусульман Крыма.
Внезапно вспыхнувшая война между Италией и и Турцией произвела большой переполох. Многие из обывателей Крыма, а особенно южного его побережья связаны с Константинополем узами родства и дружбы. Некоторые из местных обывателей-мусульман начали обращаться к русскому правительству с ходатайством, разрешить им отправиться в Турции, в качестве добровольцев против итальянцев. (Ялтинский Вестник, №62).

крымские татары

12 декабря (29 ноября) 1912 года
МУСУЛЬМАНСКАЯ ГАЗЕТА.
ЯЛТА. Крымские мусульмане решили издавать на компанейских началах свою большую газету с русским и татарским текстами, имея в виду сделать ее органом всего мусульманского населения России.


20 (07) декабря 1912 года
БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА.
СЕВАСТОПОЛЬ. Крымские Татары собрали около 20 тысяч рублей для оборудования ста кроватей на театре балканской войны для больных и раненых воинов без различия национальности и вероисповедания. Все необходимые для этого лазарета медикаменты и перевязочные средства направлены в распоряжение русского посла в Константинополе. Кроме того, тысяча рублей направлена в Черногорию великой княгине Милице Николаевне для усиления средств Красного Креста.



6 (03) марта 1913 года
О т к р ы т и е     м е к т е б е.
С начала текущего года (26 января) при местном обществе пособия бедным мусульманам Крыма в помещении общества (Кладбищенская улица, соб. д.) открыто для детей беднейших родителей бесплатное новометодное мектебе. Преподавателем приглашен Абдула Абдул Латиф оглу. Преподавание ведется на народном языке, Председатель общества полковник Муфти Заде обратился к инспектору народных училищ с ходатайством о введении в ново-открытом мектебе преподавания русского языка. Такая просьба является вполне понятной, в виду того, что в Симферополе на 248 обучающихся в. школах мусульманских детей имеется только одно русско-татарское училище, а в старометодных мектебе русский яз. не преподается.



02 мая (19 апреля) 1913 года
ФЕОДОСИЯ. Легенды.
Местный старожил и садовладелец Отуз пр. Московского археологического института генерал Н.А.Маркс выпустил в свет весьма интересный труд, под названием „Легенды Крыма“. Хорошо знающий Крым, г. Маркс подобрал наиболее интересный сказания районов Коктебеля, Кизильташа, Отуз и Судака и облек их в форму занимательных татарских легенд с хорошо знакомыми крымчакам сюжетами. В числе прочих легенд первой части имеются сказания об окаменелом корабле (скала-лодка у Коктебеля), „Чертовом доме“ в Отузах, Кадыкойском гроте (за Коктебелем), „Разбойничьей пещере“ (Кизильташ), „Грибах отца Самсония“ (Кизильташ), „Девичьей башне“ (Судак— Кыз-Куле) и др. Книга иллюстрирована художником г. Арцеуловым внуком И.Айвазовского, в сотрудничестве с коим г.Маркс и издал свою интересную брошюру, вызвавшую лестные отзывы столичной печати и представляющую для обитателей нашего района сугубый интерес.





25 (12) мая 1913 года
Татарская женская школа.
Предпринятая южно-бережским мусульманским благотворительным обществом в г. Ялте задача устройства в д. Дерекое, ялт. y., женского профессионального училища рукоделия для татарских девушек близка к осуществлению. Ходатайство о-ва об отпуске 25 тыс. руб. из вакуфных сумм удовлетворено не в полной мере—по Высочайшему повелению отпущено, вместо просимой суммы, 12 1/2 тыс. руб. с тем условием, чтобы ассигнованная сумма поступила в распоряжение о-ва не ранее, чем последним изыскана будет остальная недостающая сумма. Последняя уже частью ассигнована на средств благотворительного о-ва, а частью собрана из добровольных пожертвований татар Крыма. Крупное пожертвование в размере 1.000 рублей поступило от гласного феодосийского земства Сулеймана Бейтуллаева. Министерство земледелия н министерство народного просвещения одновременно выразили желание принять основанное училище в свое ведомство.

крымские татары


17 (04) июля 1913 года
Коренное население Крыма — татары — вымирает от туберкулеза.
Во время призыва новобранцев было зарегистровано 90% татар больных туберкулезом.
Алупка
Туберкулез и лечение его гомеопатическими средствами“ - на эту тему были прочитаны здесь 17 и 19 апреля две бесплатные лекции петербургским доктором-гомеопатом А.Н. Рогачевским. Обе лекции сопровождались демонстрацией гомеопатических лекарств, были красноречиво изложены лектором и видимо заинтересовали слушателей.
Попутно д-р Рогачевский коснулся в своих лекциях отсутствия в Крыму козьего молока, являющегося одним из больших средств в борьбе с туберкулезом.





19 (06) августа 1913 года
Несколько татарских девушек Крыма мусульманским благотворительный обществом Южного берега командируются в одно из профессиональных учебных заведений Петербурга для и подготовки к преподавательской деятельности в открываемом названным обществом в д. Дерекое, ялт. у., профессиональном училище для мусульманок.


30 (17) августа 1913 года
Правление об-вa пособия бедным мусульманам Крыма приглашает гг. членов о-ва, а также лиц, сочувствующих делам его, пожаловать в первый и второй дни наступающего праздника „Ораза-Байрам“ с 11 час. утра до 2 час. дня для взаимных поздравлений в собственное помещение о-ва на Кладбищенской улице.
„Скопища“.
В последние дни полиция запрещает обывателям по вечерам сидеть на тротуарах около своих жилищ, очевидно, усматривая в этом старинном симферопольском обычае нечто вроде „незаконных скопищ“...


10 октября (27 сентября) 1913 года
Мусульманские артисты.
В Симферополь прибыла мусульманская труппа драматических артистов из Закавказья для постановки целого ряда пьес из бытовой жизни русского мусульманства. Труппа состоит из 4 мужчин и 3 женщин мусульманок, что является беспримерным фактом в летописях крымско-татарской жизни.

Tags: Путешествие в мир прессы
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • Изабелла о российской угрозе

    На крутом утесе над рекой большая гранитная плита показывает место, где китайско-ко­рейская граница превращается в русско-корейскую. На другом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments