Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Такие разные дирижеры

Вдогонку к посту о Герберте фон Караяне...

По-разному воспринимали фашизм музыканты. Одни — их было меньшинство — согнулись, приспособились, боясь потерять родину, шли на сомнительные компромиссы.

Другие — их было большинство — покидали Германию; так поступил друг Тосканини Бруно Вальтер.

Иногда музыканты объявляли молчание, творческое молчание в знак протеста: в маленьком городке Праде на юге Франции замолчал великий испанский виолончелист Пабло Казальс.

Но музыканты находили и другие формы протеста, формы, связанные с активной музыкальной деятельностью. В Париже, придавленном в 1940 году фашистским сапогом, французская пианистка Маргарита Лонг вместе со скрипачом Жаком Тибо организовала национальный французский конкурс исполнителей с программой, состоявшей в основном из сочинений французских авторов. И это воспринималось как протест против фашистской тирании, как призыв к сопротивлению.

http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/toscanini.jpg



Первые столкновения Тосканини с фашистами произошли ещё в начале 1923 года. Во время одного из представлений оперы Ильдебрандо Пиццетти Дебора и Иаэль в зал ворвались чернорубашечники и потребовали исполнить фашистский гимн Джовинецца (Юность (итал.).). Дирижёр заявил, что оркестр не знает подобной музыки, и покинул подиум. На следующий год, 21 апреля в День империи, объявленный Муссолини праздником, Тосканини предложили исполнить прартийный гимн перед началом спектакля. Дирижёр ответил:

–– "Ла Скала" не пивная — здесь не занимаются фашистской пропагандой. И не подумаю играть гимн с моим оркестром.

В этот же день, ещё через год, Тосканини назначил вечернюю репетицию, и театр вообще закрыли.

15-го мая 1931-го года к Teatro Communale в Болонье подъехал автомобиль, в котором находился Артуро Тосканини. Его узнавали по короткой полной фигуре, по внимательным и решительным глазам, по шляпе с закрученными полями. Тосканини вышел из машины, и тут его окружили чёрнорубашечники. Они пришли к театру по приказу местного фашистского вожака, многие из них держали в руках тяжёлые дубинки. Их задачей было “научить Тосканини хорошим манерам” за то, что он осмеливался не подчиняться указаниям дуче. Возле театра стояли также и несколько полицейских, но они делали вид, что их ничего не касается.
     Тосканини вместе с дочерью Вандой стали пробираться сквозь толпу. Хулиганы начали плевать в него, двое из них набросились на маэстро и дубинками наносили ему удары по шее и по плечам. Другие стали бить Ванду по лицу и угрожать дубинками и ей. Понимая, что до входа в театр им не дойти, Тосканини с дочерью при помощи шофёра отступили к автомобилю и уехали в гостиницу. Той же ночью фашисты собрались под окнами их номера, выкрикивая оскорбления и угрозы “Смерть предателю!”

Но последствия скандала 15-го мая приняли неожиданный оборот. В Милане студенты собрались на главной площади города, выкрикивая лозунги: “Evviva Toscanini!” (“Да здравствует Тосканини!”) и “Долой фашистов!” Демонстранты срывали оперные представления в Риме, Милане и Турине. Американский дирижёр Серж Кусевицкий, русский по происхождению, отменил серию концертов в Италии до тех пор, как сказал он, “пока не будет восстановлена справедливость по отношению к моему коллеге”.
     Сконфуженный Муссолини объявил, что он временно берёт Тосканини под свою защиту. 7-го июня 1931-го года Тосканини получил разрешение покинуть Италию. Покидая родину, на границе с Швейцарией Тосканини сказал: “Если хотите – можете меня убить. Но пока я жив, я буду говорить всё, что думаю”. Расставание с родиной продлилось 15 лет.
     Но за эти 15 лет итальянцы не забыли своего любимца. Они слушали на коротких волнах трансляции его концертов. Когда американские войска в 1945-м году вошли в Милан, первым, что они увидели, был лозунг, написанный большими буквами на стене оперного театра Ля Скала – “Vogliamo Toscanini!” (“Хотим Тосканини!”).
     Тосканини вернулся в Италию в апреле 1946-го года.


Otto Klemperer.jpg
Отто Клемперер

С 1927 до 1931 годы Клемперер дирижировал Кролль-Оперой в Берлине. Здесь он снискал репутацию поборника новой музыки, поскольку включал в свой репертуар произведения Яначека, Шёнберга, Стравинского, Хиндемита.

В 1933 году, как только нацисты пришли к власти, Клемпереру как еврею пришлось оставить Германию и переехать в США.

Bundesarchiv Bild 102-09850, Erich Kleiber.jpg


в 1923 году дебютировал в Берлинской государственной опере постановкой оперы Бетховена «Фиделио» с Фридой Лайдер и Фридрихом Шорром в главных партиях. Постановка была настолько успешной, что уже через три дня Клайбера пригласили на пост музыкального руководителя этого театра.

Деятельность музыканта в Берлине была очень активной: под его управлением прозвучал ряд новых опер, таких как «Енуфа» Яначека, «Воццек» Берга, «Христофор Колумб» Мийо и многие другие. Он также много гастролировал за рубежом, в 1927 году посетил СССР, в 1930 впервые выступил в Нью-Йорке, в 1935 — в Лондоне. С приходом к власти нацистов Клайбер покинул Берлин и обосновался в Латинской Америке, где работал в Мексике, Аргентине, Чили и других странах.

Kleiber.jpg
Карлос Клайбер

Карлос Клайбер родился в семье дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, куда эмигрировал его отец, не потерпевший вмешательства нацистов в свои дела.
Музыкальную карьеру начал в 1951 году в качестве коррепетитора в Мюнхене. Дирижёрский дебют Клайбера состоялся в 1954 году в Потсдаме. Затем он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968—1973 годах работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и до 1988 года оставался её приглашённым дирижёром.
Сотрудничал с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами (но отказался возглавить Берлинский филармонический после Герберта фон Караяна).
Tags: Музыка, Фашизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment