Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Любовь и брак в Стране Советов. Часть 6 - окончание



Семья горного инженера
Челябинск, 1935
Ольга Лысенко

Любовь и брак в Стране Советов. Окончание
   Часть 1. А.М. Коллонтай о любви     Часть 2. Хаос, свободная любовь и советская мораль    Часть 3. Анна Стронг  "Мы, русские жены"    Часть 4. "Мы, русские жены"- продолжение    Часть 5. "Мы, русские жены"- продолжение


Когда брак распадается, как это бывает и в других странах, наши правила развода  резко отличаются  от тех, что существуют в остальном мире.  Развод возможен для любого человека и в любое время. Наше законодательство считает незаконным принуждение человека даже к одному-единственному половому акту без его согласия. Однако, мы уважаем большую часть разводов, которые происходят по обоюдному согласию, достойно, без взаимных обвинений.


Семья
1920-1930
Евгения Мещеряков


Семья за самоваром
с.Куртамыш, 1937-1938
Юлия Еланцева

<…>

В разводе по-американски каждая сторона беспощадно  обвиняет другую, публично, в суде. На наш взгляд это аморально, унизительно и недостойно.

Как может относиться наша рациональная мораль к мужу, о котором пишут на первых страницах газет, что он провел всю ночь около квартиры, где была его жена, чтобы застать на рассвете уход ее любовника. Он - глупец, или сумасшедший – такового наше удивленной суждение, провести на улице холодную ночь лишь для того, чтобы узнать неприятные вещи, разве это не глупо? Если бы он хотел вернуть свою жену, разве это нужно было делать? А если он не хочет ее вернуть, почему не расстаться как можно быстрее?

Ревность у нас ценится невысоко, и считается болезненным пережитком.

Так как причину развода никогда не спрашивают, то я лишь случайно узнала о  двух противоположных разводах в Москве, в то время, когда я искала квартиру вскоре после моего замужества.

Так как мы с мужем  имели по двухкомнатной квартире, мы искали квартиру из четырех комнат, и это предполагало, что владельцы такой квартиры разводятся.

Мы нашли прекрасную квартиру с тремя большими комнатами. Ее хозяйка нам говорила:
“Я не уверена, что Вы согласны обменять свои четыре комнаты на наши три. Но у нас хорошая квартира, и мы будем ждать, пока не найдем две устраивающие нас  двухкомнатные квартиры. Мой муж и я – старые революционные товарищи, и хотя мы разводимся, мы не хотим, чтобы кто-нибудь из нас пострадал из-за этого развода.”

В других странах проживание вместе разведенных людей назвали бы аморальным, но наша мораль называет это достойным разводом цивилизованных людей.



Директор Юрьевецкой льнофабрики с семьёй
Юрьевец, Ивановская обл. Фото А.В.Цареградского., 1924-1925
Татьяна Маслова

Другой развод был прямой противоположностью первому. Роскошная четырехкомнатная квартира была дана мужу из-за его высокого положения. Его жена стратегически заняла две проходные комнаты, чтобы заставить мужа проходить мимо нее в свою половину.  Сделала она это сознательно, чтобы подстегнуть его пойти на ее условия развода.
Даже нам, посторонним людям, она откровенно призналась в том, что ее интересует только ее собственное будущее, и ее личная квартира. Она захватила себе лучшую мебель и вела себя в лучших традициях американского развода. Такой развод в Советском Союзе считается непристойным, как мы считаем неприличным любое проявление человеческой жадности. Это жадность, а не секс, мы называем непристойностью.



Крутяковы из Пензы
г.Пенза, 1933-1935
Татьяна Маслова


Алма-Ата, 1930
Глеб Кондрашов



Отдых с семьями
Орша, Витебская обл. Фото К.А.Рыжова, 1932
Татьяна Маслова



Как видите, у нас существует своя этика. Если американцы осуждают наши легкие разводы и легкость вступления в брачные отношения, то мы осуждаем  слишком большое наличие секса в американских фильмах ( “Знаем мы ваши американские фильмы, там  все время целуются”- с насмешкой заявляет мне советская молодежь)

Мы одинаково отрицательно относимся к старым буржуазным предрассудкам, к сладострастным романам, которые заканчиваются обязательно приведением к  алтарю, к модернистским пристрастиям к сексуальным проблемам. Все это нам чуждо…
Мы не считаем, что наш свободный вечер стоит того, чтобы посвятить его анализу драмы, в основе которой лежит любовный треугольник.

Треугольник для нас ассоциируется не с сексом,  а с тройкой, состоящей из директора, главы профсоюзного комитета и секретаря партийной ячейки, именно о таком треугольнике говорим мы ежедневно…




Жена горного инженера
Верхний Уфалей, Урал, 1935
Ольга Лысенко



Жена геолога
Верхний Уфалей, Урал, 1935
Ольга Лысенко


Нас можно упрекнуть не за то, что мы слишком много думаем о сексе, а за то, что мы о нем, возможно, думаем слишком малоБудучи захваченными внешним миром, мы упускаем глубину и восторг личной жизни.

Наши молодые люди слишком мало осведомлены о счастье  личной жизни, а взрослые имеют опыт более свободных товарищеских отношений, чем это можно увидеть еще где-либо в мире, при этом мистическое возбуждение, которое мы иногда находим в стихах старинных поэтов, кажется нам чуждым.






Жена комиссара
1935
Ольга Лысенко


Жена военного
Фото К.А.Рыжова, 1932-1934
Татьяна Маслова



Жена фотографа Галина Андреевна Рыжова
Фото К.А.Рыжова., 1935-1938
Татьяна Маслова




Жёны авиаторов
Монино, Московская обл. Фото К.А.Рыжова, 1936
Татьяна Маслова


Следует ли мне признаться? …Мы задаемся вопросом о великих Тристане и Изольде, Паоло и Франческе, Абеляре и Элоизе, а были ли они в своем уме, то есть - нормальными?
Была ли у них настоящая любовь, или лишь влюбленность, о которой сегодня рассказывают американские фильмы?
Сегодня мы бы осудили Изольду…но не за то, что она предала Короля Марка Корнуэльского, а за то, что отдала “все - за любовь”.

Отдавать все за любовь в браке или вне его, мы считаем асоциальным и аморальным, ведь мы ради любви не отказываемся даже от своей работы.

Мы – пчелы рабочего улья, и трутень, для которого цель жизни – совокупление, объект для наших насмешек.

Мы мечтаем о строительстве больших колхозов и заводов, наша страсть – в перевыполнении наших планов, наше блаженство – в покорении мира. Сексуальная жизнь - это костер, который нас освещает и согревает во время стоянок на этом нашем пути.




Крайний Север .Строительство стадиона.
Томпо, Якутия., 1939
Наташа По



В тайге.
Дальний Восток, 1939
Татьяна Маслова

Если вы спросите о личном счастье, мы ответим, что мы забываем задать себе такой вопрос, и у нас нет времени на него ответить. Вся наша жизнь направлена во внешний мир, наша увлеченность каждым новым успехом науки, каждым новым самолетом, прорвавшимся в Арктику, каждой новой победой малярии, дорогого стоят.Не лишаемся ли мы чего-то существенного, не погружаясь в глубину личной жизни?

Когда мы об этом задумываемся, то вспоминаем известного американского психиатра, доктора Франквуда Уильямса, который видел причину американских неврозов в тепличных домашних условиях. Нужно так же отметить, что психиатры видят причину душевных болезней в жадности и собственническом поведении мужчин и женщин.
В нашей стране, где присутствуют более здоровые, несобственнические отношения и вовлеченность в общественные дела, количество неврозов и психозов снижается

Некоторые из нас считают, что восторженность личной жизнью, как и экстаз от религии – следствие нарушений нервной системы.



Стрекавины Клавдия Андреевна и Александр Иванович
1935-1941
Катерина Кулакова


Домрачева Пелагея Федоровна и Домрачев Филипп Тимофеевич
предположительно, Йошкар-Ола, 1932
Наталья Трофимович


Харьков, 1930
Ольга Шитова-Белова





Жены командиров Красной Армии
г.Краснодар, 1930
Людмила Шульмина



Военный летний лагерь 74-й Таманской стрелковой дивизии
ст.Славянская, 1930
Людмила Шульмина


Жены красных командиров
Монголия г.Тройцкосавск, 1935
Геннадий Внук



г. Ленинград, 1936
Лариса Сыпко

Однако один из старых большевиков когда-то несколько лет назад сказал мне такую фразу:
Наше предвоенное поколение сражалось за свободу и справедливость, новое поколение сражается за то, чтобы у нас были тракторы и зубные щетки.
Для меня высшей сущностью всегда будет человеческая душа, но мы не сможем к ней вернуться еще лет пятьдесят. Наше и следующее поколение будет занято планированием и строительством, это дело должно их полностью захватить.
Дети наших детей уже будут иметь возможность исследовать и внутренние глубины человеческой жизни”





Пермовские Юра и Ира
1938
Михаил Горячев


Семья Бурковых
г.Витебск, 1939
Андрей Бурков


г.Сталинград, 1939
Виктор Яркин

Вот такими были советские жены - наши бабушки и прабабушки, именно им, таким, на наш сегодняшний рациональный взгляд, наивным, суждено было построить новое государство и освободить мир от фашизма.
Tags: 1930-е, Духовность нравственность мораль, История СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments