Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Миссия в Шанхае



Еще в 1842 году после окончания Первой Опиумной войны Китаю пришлось открыть для англичан пять своих портов, после чего в Шанхае образовалось английское поселение, за ними образовались, к югу - французское, а к северу - американское.

В 1849 году китайцы уступили часть территории французам, так появилась французская концессия. В 1863 году британское и американское поселение объединились, образовав Международное поселение (International settlement) на суверенной китайской территории.
Жили в международном поселении и русские. В 1905 году там проживало около 350 граждан России служащих Руско-Азиатского банка, пароходной компании Добровольного флота, русских чайных и мехоторговых фирм.



Шанхай стал морской базой Американского азиатского флота, куда корабли приходили на заправку и ремонт. Здесь стали строиться шикарные гостиницы, рестораны, театры, клубы, в которых проодили свободное время не только моряки, но и разворачивающие свое дело под защитой флота европейцы-бизнесмены.
Вскоре Международное поселение обзавелось своей пожарной службой, своей полицией и своими войсками, которые в любой момент могли защитить интересы жителей. А необходимость в такой защите была острой во все время существования поселения .


Американские морские пехотинцы, 1900

Работа протестантских миссионеров в Китае началась с 1870-х годов, а в 1895 году приехал первый секретарь YMCA для налаживания молодежной работы. Сначала был организован клуб YMCA для белой молодежи Шанхая, в 1899 году в Шанхае была сформирована и национальная китайская молодежная христианская организация.

Однако, появление миссионеров воспринималось, как символ захвата, навязываемое христианство приносилось, как бы под дулом пистолета.  Несмотря на то, что миссионеры учили детей и женщин грамоте, открывали школы и больницы, они воспринимались  как поработители, точнее, обслугой поработителей.

Конечно, же , люди, отказывавшиеся от благ, уезжавшие в чужую страну с  тяжелыми климатическими и экономическими условиями, были движимы благородными помыслами. Однако,  большинство из них не имело о Китае почти никакого представления, не знала языка и традиций. Миссионеры ошибочно полагали , что они являются представителями высшей культуры, и местное население не желает изменяться лишь по невежеству. Такое презрительное  отношение к вековым традициям, конечно, воспринималось, как оскорбление.

Однако, за миссионерами стояли интересы расширяющегося капитала, а на его страже стояли пушки. Ради проникновения на новый рынок капитал готов был щедро откупиться, этими  деньгами и распоряжалась Миссия. Несмотря на огромные положительные изменения, которые происходили в стране под влиянием  могучей силы модернизации, которую запустила Миссия, все же трудно было не разглядеть ради чьих интересов это происходит, и кто в конечном счете, выигрывает.

Те, кто в этой ситуации оставались в проигрыше, видели корень зла в каждом европейце. И, если в Шанхае белый человек обеспечил себе защиту, создав охраняемое поселение, то миссионеры, живущие в отдаленных окраинах и далеких провинциях,  приносились в жертву ради великих перемен.




Карикатура из журнала Пак, критикующего миссионеров-маньяков
В августе 1895 года в провинции Фунцзянь были убиты 11 миссионеров, большая часть из них была женщинами.




Сестры Сандерс, зарезанные в Фунцзяни

В воспоминаниях морских пехотинцев миссионеры "все время создавали проблемы". По вине миссионеров в Китае возникали бунты, во время которых  местное население пыталось вырезать всех белых,  пехотинцам каждый раз приходилось это население защищать. На самом деле,  проблемы создавали  европейцы, которые под прикрытием военных сил, пытались как можно более выгодно использовать создавшиеся условия и извлечь максимальную выгоду.
Как говорилось в одном из миссионерских писем, прибывающие в Китай европейцы в большей своей массе были "людьми, далекими от Бога". Даже морская пехота создавала Международному поселению множество проблем во время отдыха на берегу, европейцы относились к местному населению, как к дикарям.

Огромный удар по миссионерству нанесло Боксерское восстание 1900 года, в нем погибло 239 миссионеров, 189 из них были протестантами, остальные - католиками, были вырезаны не только сами миссионеры, но и их жены, и маленькие дети.

Среди убитых во время боксерского восстания был сокурсник Шервуда Эдди по Йельскому университету Гораций Питкин.
Гораций Питкин, как и Юлиус Геккер, был выпускником  Объединенной Теологической семинарии при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Загоревшись идеей добровольного служения после выступления Джона Мотта, он поехал миссионером в Китай, где и подвергся нападению восставшей толпы. Гораций Питкин отстреливался от нападавших, пытаясь защитить миссию, но когда у него закончились патроны, миссия оказалась в руках разъяренной толпы. Питкин был обезглавлен, его супруга и еще несколько женщин миссии, в том числе и маленькая девочка, были подвергнуты публичной казни, их разрубили на части.


Henry Luce         G.S. Eddy         H.T. Pitkin
Missionary to China   Missionary to India   Missionary to China


После подавления восстания китайцам пришлось покориться и признать права европейцев, пришедших в эту страну.
Однако, и Миссия проанализировала допущенные ошибки. Очередная миссионерская конференция по Китаю вынуждена была признать ошибочность применяемой тактики, охладить религиозный пыл  и на первый  план поставить гуманитарные задачи. Двадцатое столетие началось продвижением идей Джона Мотта, секуляризацией миссионерской деятельности и продвижением экуменизации. Джон Мотт советовал больше сил отдавать просветительской и медицинской работе, потому что учитель и врач имеют гораздо больше возможностей  влиять на умы местного населения.



Немецкие морские пехотинцы

Итальянцы

Русские



Казнь участника боксерского восстания




Период после 1900 до 1925 года в Китае называют золотым веком миссионерства. К 1919 году в Китае было уже три тысячи миссионеров, к 1925 - восемь.

Направляемые средства вкладывались Миссией в медицину и образование. Так, благодаря миссионерам, получил медицинское образование основатель партии Гоминьдан Сунь Ятсен. Благодаря Мэри Фултон, которая была врачом-миссионером, в 1901 году открылась Квантунская женская медицинская школа, не только готовившая женщин-врачей, но и превращавшая из в христианок.

Большая часть репераций, полученных американцами, была направлена на обучение китайских студентов в американских университетах. Для подготовки молодых китайцев к обучению в Америке был создан Колледж Цинхуа, который со временем превратился в Университет. Вернувшиеся после обучения китайцы стали первыми национальными секретарями Молодых христиан.

Задачи Молодых христиан были такими же, как и в России. Он стремились создать национальную организацию, которая будет выполнять планы Миссии, как свои собственные. Потому фокус-группой стали националисты, среди них отбирались лидеры, в них вкладывались деньги. По расчетам Джона Мотта национальное движение должно было спасти страну от распространяющихся идей коммунизма. К 1917 году успехи Молодых христиан были внушительными, в стране было около 169 молодежных организаций YMCA, членами которых были более 28 тысяч человек.

Шервуд Эдди, который собирал полные студенческие залы Петербурга,
занимался продвижением модернизированного христианства в Китае
.
Как и в случае с Россией, национальная религия считалась Молодыми христианами
тормозом индустриального развития Китая.
Молодые христиане считали Евангельское знание - ключом к успеху и процветанию.

Слушают Шервуда Эдди



Морские пехотинцы Азиатского флота в Шанхае. 1911 год.




Морская пехота Азиатского флота в Шанхае. 1913 год



Выгрузка локомотивов

Возвратившаяся после учебы в американских университетах китайская  молодежь включилась в развитие банковской системы, страховых обществ, сберегательных касс, транспортной системы.



На шелковой фабрике





Главная улица Шанхая, Нанкин-Роуд, в 1920-е годы

Русское сообщество в 1920 -х годах быстро пополнялось иммигрантами, покинувшими Советскую Россию. Многие из них оставались в Шанхае, потому что у них  просто не было средств, чтобы переместиться в Европу,  а для проживания в Шанхае не требовались виза или вид на жительство. Большая часть русских иммигрантов не владела ни китайским, ни английским языками, а потому им было сложно получить работу  и обеспечить , хотя бы минимальные средства для своего существования.  Они были лицами без гражданства и были самой незащищенной частью Международного поселения.

YMCA взяла русских иммигрантов под свою опеку - создавала передвижные кухни, организовывала стационары для больных, за низкую плату проводила обучение английскому языку, стенографии, бухгалтерскому учету. Вскоре русская диаспора воспрянула и включилась в общую систему производства.



Cначала, пишут газеты, если бы не столовые и походные кухни, в которых подкармливали русских, они бы погибли с голоду. Но прошла пара-тройка лет, и они вросли в китайскую землю, стали частью общества, и уже не создают никаких проблем. Они вносят свой вклад в общее благосостояние города, заняв нишу между китайцами, традиционно выполняющими тяжелую работу, и “белыми воротничками”- европейцами, занятыми в управлении бизнеса и муниципальных отделов власти.

До того, как появились русские, редко можно было увидеть белого человека, занятого тяжелы  трудом, теперь же не редкость, когда русские выполняют традиционно китайскую работу.



Прокладка рельсов для компании The Shanghai Electric Construction Co. Ltd.

Иногда, рассказывает газета, бывают стычки между русскими и китайцами, как, например недавняя драка между китайскими и русскими таксистами. Во время забастовок русских нанимают на места бастующих. Еще одна сфера, где пристроились русские , это полиция, их среди иностранных полицейских больше всего одной. Местные власти находят их более подходящими для работы, чем ирландцев.

Русские начинают конкурировать с китайцами в  сфере лавочной торговли. Наконец, есть еще сфера развлечений, ночная жизнь Шанхая, где русские преобладают над всеми остальными. Это и оркестры, исполняющие американский джаз, и  партнерши по танцам, работающие за пятьдесят центов с человека плюс комиссионные за каждую проданную бутылку спиртного. Все эти русские, от генерала, который держит овощную лавку, до крестьянской девицы, которая скрадывает одиночество моряков, сходящих на берег, все они называют себя Белыми русскими и заявляют, что ненавидят Красных русских.

Миссионеры, обслуживающие теперь потребности бизнеса - занимаются обучением трудовых ресурсов. В процесс обучения входит не только обучение мастерству, но и приобщение к европейским ценностям,  а это означает усвоение протестантской морали, где рационализм и целесообразность вступают в конфликт с традиционализмом,  развивается вкус жизни, стимулируется индивидуализм и лидерство.

Если в начале века направляемые Миссией деньги шли на поддержку бедных и распространения Евангельского слова, то 1920-1930-х, во времена экономического подъема в Китае, Миссия уже требует эффективности вложений, а потому наряду с существованием общежитий и столовых для бедных христианских студентов, расширяется сфера досуга для среднего класса, деньги вкладываются в роскошные клубы, рестораны, гостиницы.

Приток капитала дал толчок развитию самого Китая, началось новое строительство, расширение торговли,  открытие новых производств. Однако, торжество европейской цивилизации, существующее в виде выставляемых на показ дорогих домов и автомобилей, роскошных магазинов, мест  дорогих развлечений, вроде дерби, все равно воспринимается  населением, как вражеский захват ресурсов на фоне крайней нищеты.


Восстановление  Китая - из кирпичей древнего города строится Нанкинский университет


Школа литейщиков, 1923 год



Слушают Евангельское слово

Серьезность ситуации, в которой находятся миссионеры , трудно преувеличить, - сообщает одна из газет 1925 года.
В течение нескольких месяцев в студенческой среде распространяется мнение, что христианство - это лишь религиозная маска, под видом которой в Китай проникает империализм.

Один из студентов разъяснил корреспонденту, что христианство противоречит науке. Молодые китайцы прагматичны, - пишет газета, - они верят в научный прогресс, в силу эксперимента, а существование Бога, по их мнению, нельзя доказать на практике. Библия, описывающая чудеса, кажется им детской книжкой, распространяющей предрассудки.

Красивые здания, построенные в последнее время, которые служат иностранными резиденциями, вызывают зависть и ненависть. Их считают символами капиталистической системы, которая создается плодами чужих трудов. Поэтому молодые китайцы уверены, что нужно бороться не только с капитализмом, но и с теми, кто служит его интересам, с христианскими миссионерами



Шанхай, 1925. Броневики на улицах охраняют покой Международного поселения



"Желтый фронт против иностранной агрессии" - выступления китайской молодежи. 1925



Китайский поход против христианства,
Патрулирование в Шанхае для защиты "западных дьяволов", как называют иностранцев. 1926 г



1926 г.



Китайские христианские проповедники, 1927 г, их вырезают так же безжалостно., как и миссионеров




.
В Шанхае, писали газеты 1927 года сконцентрировано несколько миллионов долларов капитала, на который работают более 3 тысяч китайцев.
Возможно, что самым большим американским предприятием в Шанхае является американская табачная фабрика, в дополнение к ранее созданной американо-британской компании. На табачную промышленность работает полторы тысячи китайцев, и ее капитализация составляет примерно 1 миллион 250 тысяч долларов. В Шанхае функционирует дочернее предприятие нью-йоркской электрической компании, компания , а так же компания выпускающая телефоннные и телеграфные аппараты.

В Шанхае расположено производство санитарно-технического оборудования, ацетиленокислородная сварка стальных цистерн, металлической тары, фабрика кожаных изделий для взрослых и детей, множество автомобильных агентств и ремонтных мастерских, косметические и фармацевтические фабрики, лесопилки, типографии. В Шанхае есть  даже киностудия, которую контролируют китайцы, имеющие американское гражданство.


В школе кино- и театральных звезд, которая была основана в 1922 году

И самое главное - компания Standard Oil имеет в Шанхае четыре фабрики по производству  керосиновых цистерн, а также - керосиновых ламп, стекол и фитилей к ним. Отдельная фабрика производит свечи. Standard Oil даже стала использовать в своей рекламе слоган, который, в свете ее миссионерской деятельности, имеет свой подтекст:”Мы несем Вам свет”.

Малые бизнес,
сообщает газета, представлен хлебопекарнями, магазинами оптики, производством консервов, ателье, деревообрабатывающими предприятиями.
Однако, всему этому может угрожать революция, ползущая из России
.



"Руки прочь от Китая!"- требуют иностранные державы
Советская горилла отвечает:"Я же его только ласкаю"
1925 год
Карикатура русского иммигранта Георгия Авксентьевича Сапожникова (Саражу)





Танцы Китая с русским медведем, 1927 год

По мере того, как усиливалась политическая борьба в Китае, все громче звучала обеспокоенность за судьбу американского капитала.

Газеты 1927 года обсуждают требование американских бизнесменов, объединившихся в Американскую Торговую палату в Китае, к американскому правительству о проведении жесткой политики защиты американских интересов.
Американцы в Китае требуют высадки морского десанта в Шанхае и направлении дополнительного контингента для защиты американской собственности и граждан.





Мы уверены, указывается в послании, что благосостояние  китайской нации и неприкосновенность американской собственности может быть достигнута только объединением сил сильных держав в подавлении беспорядков и создании условий для формирования надежного правительства.

Газета Chicago Tribune в этой связи писала: “Возмущение китайцев иностранным вмешательством можно понять, но нужно учитывать то, что в страну уже вложены громадные инвестиции, и в этой стране находятся иностранцы, их государства не могут позволить какой-то доктрине суверенитета мешать защите этих граждан, и не следует этого позволять!"

В 1927 году в составе возглавляемого британцами Шанхайского волонтёрского корпуса (добровольческого военизированного формирования предназначенного для охраны порядка) был создан шанхайский русский полк численностью около 500 человек. В составе полиции французской концессии Шанхая существовал вспомогательный русский отряд. Русский полк, в отличие от других подразделений волонтеров, получал ежемесячное жалование, включая оплачиваемый отпуск, и бесплатное питание.



А так выглядела американская кавалерия в составе волонтерского корпуса Международного поселения.
Крестиком отмечен - Марк Муди, тот самый, который в 1919 году работал на YMCA во Владивостоке.


К 1927 году эти войска Международного поселения были усилены батальоном Британской армии и контингентом морской пехоты США.



1927 г.


Сооружение ограждений и баррикад вокруг Международного поселения



Шанхай 1927 года. Вход в Международное поселение
Силой отстояв свое право на территорию, американцы сделали ставку на националистов, в борьбе между левыми и правыми, они поддержили чанкайшистов. Муниципальный совет вступил в сговор с ганстерами, которые  неожиданно напали на рабочие китайские отряды. Ганстерам выделили оружие и транспорт, дали свободно поехать через укрепленную территорию Международного поселения.
Международное поселение фактически стало сообщником чанкайшистов в устроенной Шанхайской резне 1927 года, тем самым была достигнута цель - объединение националистических сил Китая, которые обещали дать зеленый свет иностранному предпринимательству, и очищения от коммунистов.
Молодые христиане все также продолжали свою работу на флоте и в армии. Теперь вместо проповедей и занятий по изучению Библии, они  организовывали спортивные соревнования, поездки и экскурсии, праздники. Благодарая YMCA жизнь военного контингента в Китае была разнообразной и красочной.





Морской клуб



Отель Астория. Банкет по случаю Дня морского флота




К 1930-м годам  Миссия создала в Китае широкую образовательную систему, вовлекая все больше китайцев в процесс обучения и преподавания, а тем самым - смещения их в область христианского мира. Миссия продолжала лелеять планы, согласно которым Христос должен был укорениться в Китае.




Сообщение об убийстве двух женщин-миссионеров, 1930 год

С 1920-х годов все чаще стали раздаваться голоса о целесообразности миссионерской деятельности в Китае. В связи с этим Рокфеллеровский фонд заказал исследование на эту тему. Анализ результатов миссионерской деятельности указал на на необходимость пересмотра стратегии: очевидной была неэффективность Миссии - слишком высокие жертвы при минимальных успехах .

В 1930-х годах Международное поселение в Шанхае вновь оказывается под угрозой уже японской агрессии.




Британские воеждународного поселения. 1932 г.





Русский добровольческий полк. Шанхай. 1932 г.




Битва за Шанхай, 1932 г.




Под защитой иностранных войск Шанхай продолжает развиваться. Стоит напомнить, что в нем уже в 1928 году  открыла свой офис еще неизвестная компания IBM.



IBM,1932 год

В период между двумя мировыми войнами в Китае была заложена основа и начала свое развитие автомобильная промышленность. Помимо развития остро необходимой транспортной системы, выпуска надежного и экономичного грузового транспорта, американский капитал начинает прививать китайцам вкус красивой жизни, приучая их к роскоши автомобилей.

На китайский автопром до начала Второй мировой войны работают фирмы:

  • Shanghai Horse Bazaar & Motor Company Limited (SHB)

  • SHB-Studebaker Light Six Coupe 1925

  • Mark L. Moody, Inc.

  • Liaoning Trench Mortar Arsenal (Shenyang)

  • Technical description of the Zhongshan or Minsheng

  • Zhi Bingyuan's diesel truck

  • Shanxi Auto Repair Shop

  • Zhongguo-Benz or Zhongyuan (China Automobile Company)

В списке есть  знакомое имя - Марк Муди. Можно догадаться, что рассказ о Миссии в Шанхае был всего лишь прелюдией к рассказу о Марке Муди,  но об этом - на следующей неделе.
Tags: Standard Oil и другие, YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Капитализм, Китай, Миссионерство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments