Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

9. Миссия и революция



Продолжение. Начало здесь
Работа в Росии у Молодых христиан развивалась довольно медленно, и к 1914 году достигла лишь минимальной из поставленных целей - в России удалось закрепиться. Помимо “Маяка” в Петрограде, был открыт филиал в Москве, и получено разрешение на начало деятельности в Киеве. Однако наложенные запреты создавали серьезные трудности в пропаганде Евангелия.
По сообщениям секретарей YMCA распространению деятельности препятствовали ортодоксальное мышление и ксенофобия. Церковная власть обвиняла Молодых христиан в прозелитизме, и всякая деятельность иностранцев, в условиях начавшейся войны, принималась с подозрением.

После начала войны Шварц и Дей уехали из Петрограда. Шварц вернулся в Америку. Дей стал работать в Европе. В Маяке с 1915 года работал

Ralph Hollinger
(1915-1918- Маяк, 1919-1921-Сибирь, 1922-1923 -Берлин)


Война поставила новую задачу, за решение которой на общемировом уровне и взялись Молодые христиане. Это была проблема содержания военнопленных.

Джона Мотт, к этому времени уже стал самостоятельным политическим лидером, за которым стояла внушительная сила. Мотт возглавлял Всемирный Союз Христианских студентов (WSCF), Христианский Союз Молодых Людей (YMCA) и был членом Международного миссионерского совета.

В 1915 году Джон Мотт направил в Германию двух секретарей YMCA Хиббарда и Харта для того, чтобы они добились разрешения оказывать помощь по содержанию военнопленных союзнических войск. Договоренность была достигнута с одним условием, такая же помощь должна была оказываться пленным немцам в России.


Carlisle V. Hibbard (1876-1954)


Договориться о доступе к австрийским и немецким военнопленным Мотт направил Арчибальда Харта. О работе Молодых христиан по оказанию помощи русским пленным я уже рассказывала в своем журнале
Добавлю лишь, что на работу с военнопленными было нацелено 20 секретарей: десять –в Европе и десять - в России. Среди них был, уже знакомый нам, Джордж Дей.


Archibald Clinton Harte (1865-1946)




Джордж Дей, секретарь российского общества “Маяк” с 1909 года,
помощник Харта в поездках по сибирским лагерям


Оркестр, состоящий из военнопленных из Богемии , позирует с русскими офицерами.
Арчибальд Харт сидит слева от коменданта, Джордж Дей - справа.




Русские военнопленные в Австрии



Секретарь YMCA позирует с русскими пленными

Замечательные условия проживания в лагере Тухель



Русские военнопленные были всегда голодны



Русский мальчик - военнопленный

Февральская революция, открыв двери в Россию, принесла евангелистам большие надежды.
Методист Джорж Саймонс писал из Петербурга восторженные письма о том, что ему удалось лицезреть, как сотни миллионов русских восстали против тирании и “средневекового террора” и обернулись с надеждой к свету свободы и демократии.


Dr. George A. Simons


Отили Саймонс, супруга Джорджа Саймонса на крыльце
детского дома, который содержали методисты в селе
Хандрово под Петербургом



Рабочие стоят перед строящейся Методистской церковью в селе Хайтолово.
В селах Хайтолово, Сигалово и Хандрово разрослась методистская община

Саймонс утверждал, что протестантская этика, которую несут миссионеры, должна влить свежую кровь и излечить Россию от всех проблем : “Только живое, практичное христианство, разумный евангелизм и христианское обучение с внедрением англо-американских идеалов и духа” сможет очистить Россию.

Такие восторги воодушевляли на грандиозные планы. Временное правительство охотно шло на обещания, а американцы, в поощрение, увеличивали финансирование.

В Россию хлынули миссионеры разных мастей, многие из них были когда-то уехавшими из России иммигрантами. Теперь они возвращались, чтобы привлечь как можно больше последователей и создать свои Церкви.



Баптист И.С.Проханов с солдатами



Собрание евангелистов в Озерках
( Петроград 1917 год)


Миссионерский Обозреватель мечтал: «придет время, когда конгресс евангелистов сможет собраться в Зимнем дворце».



Съезд евангелических христиан. 1917 год



Евангелические христиане. Владикавказ, 1917 год



Съезд петроградской христианской молодежи, 1917 год

Американцам казалось, что в России им предоставлены неограниченные возможности не только потому, что они являются прогрессивными христианами, но и потому, что они представляют богатую и современную страну, которой так сильно восхищаются русские.

Джона Мотта пригласили поучаствовать в работе Миссии Рута, которая должна была удержать Россию в войне.



Миссия Элиу Рута на вокзале
( генерал Скотт, Чарльз Рассел, Джон Мотт, Майор Вошборн, Джеймс Дункан)

С этой целью Мотт встречался с представителями русской власти и вел переговоры с Русской церковью. Молодые христиане (YMCA) предлагали в качестве моральной и материальной поддержки создать свои пункты в русской армии. Православные отцы, понимая важность укрепления армейского духа, шли навстречу.

Усилия Мотта оказались не напрасны, он добился официального приглашения YMCA в Россию, а встреча с архиепископом Тихоном дала основания заявлять впоследствии о начале диалога и сотрудничества с Православной церковью.

И вот уже в Россию был направлен десант секретарей YMCA, которые должны были основать пункты Молодых христиан не только в армии, но и во всех крупных городах , в планах было обеспечение населения спортивными секциями и курсами по обучению английского.

Молодые христиане под руководством Джона Мотта всерьез вступали в политическую игру, где Россия рассматривалась в спектре геополитических интересов.

Не испугала миссионеров и Октябрьская революция.
В рядах Молодых христиан было не заметно никакого замешательства, предполагалось, что большевики долго не продержатся. Поступавшие сигналы с мест о неясном сопротивлении местной власти считались временными и преодолимыми сложностями.

Все тот же Миссионерский Обозреватель писал в 1918 году:

«Настало время войти в Россию с Евангелием, свободным от формализма и предрассудков, время планировать обучение христианскому учению будущих лидеров России.»



Франклин Гейлорд в 1918 году вернулся в Нью-Йорк,
где получил пост секретаря Международного Комитета YMCA.
В Пресвитерианской церкви он читал лекцию о том,
почему Русская революция закончилась хаосом


Судя по активной переписке 1917-1918 года секретаря Иностранной Миссии, пастора методистскй церкви, Норта (Frank Mason North) с руководителем Русской Миссии Джорджем Саймонсом, “безграничные возможности” Русской Миссии представляли для пастора Норта огромный интерес.

Пастор Франк Масон Норт,
Секретарь Иностранной Миссии

Методистской епископальной церкви,
Президент Федерального совета (1916-1920)
церквей Христа в Америке




Епископ Джон Нильсен ( или Ньюлсен)


В январе 1918 года пастор Норт сообщил Саймонсу об увеличении  годовых поступлений на нужды Русской миссии до 1500 долларов.

Однако, многие миссионерские лидеры не в состоянии были оперативно перестроиться. Преподобный Саймонс развернул активную антибольшевистскую агитацию.  По этой причине Джорджу Саймонсу пришлось покинуть Россию.

Несмотря на надежды Саймонса вернуться к оставленной в Петербурге собственности и делу, которое он создавал много лет, Епископ Джон Нильсен, контролирующий миссионерские дела в Европе, настоятельно порекомендовал Саймонсу не посещать Россию, наделив его обязанностями суперинтенданта по делам России и придав в распоряжение Саймонса миссию в Прибалтике.
Тем не менее, это не остановило Саймонса от неофициальных визитов в Советскую Россию, просто в этом случае его деятельность не компроментировала Миссию, оставаясь частной инициативой.

Из Таллина, а потом – из Риги Саймонс мог вести наблюдение и содействовать общему делу. В Петербурге управлять собственностью Методистской церкви осталась дьконисса Анна Экленд.

Для работы в Советской России Миссия искала новых, более гибких лидеров. Одним из таких лидеров стал Юлиус Геккер, но его история впереди.



Джордж Саймонс с супругой в Методистской церкви.
Вернувшись в Америку, Сайсонс свидетельствовал перед Сенатской комиссией
по расследованию преступлений большевизма
о том, что революция произошла из-за евреев



Газета Evening Independent от 1919 года сообщает о лекции преподобного Фетлера,
который заявляет об огромных возможностях, стоящих перед Америкой




Фетлер рассказал американцам, что русские совсем не знакомы с христианством,
а большевистская власть долго не продержится, потому что отрицает Библию.
В июне Фетлер собирается привезти в Россию 30 русских священников,
которых за три года подготовиа Америка

Джон Мотт был одним из тех, кто рекомендовал президенту Вильсону интервенцию в Россию. Другим консультантом по России был Джордж Кеннан ( старший) ,  герой моих старых рассказов. Он тоже был ярый сторонник отправки военного контингента в Россию. Кеннан предсказывал поддержку народов Сибири и революционный переворот, который сметет большевиков, как только экспедиционные войска высадятся в России.

Направление экспедиционного корпуса осложнило ситуацию для тех миссионеров, которые пребывали в Москве и Петербурге. Всякая американская деятельность внутри страны теперь советской властью воспринималась враждебно.
Интересно, что к этому времени представителей YMCA на территории России оказалось намного больше, чем каких-либо других иностранных представителей дипломатических миссий или организаций.

После приказа американского консула всем американским гражданам покинуть территорию России секретари YMCA поступили весьма своеобразно.
Одна их часть выехала из Петрограда и Москвы через Финляндию, чтобы тут же въехать в Россию со стороны Архангельска, другая часть перенесла свой штаб в Самару, надеясь на скорое возвращение русской армии, а та часть Молодых христиан, которая находилась в Сибири и на Дальнем Востоке, сразу же мобилизовалась для решения новых задач.

Группы YMCA оперативно развернули свою работу на российской территории, превратившись в тыловые службы экспедиционных войск.
Теперь секретари YMCA стали выполнять свой патриотический долг, оказывая широкий спектр услуг своим соотечественникам, занявшим Российскую территорию.


Горячий кофе и сигареты - для экспедиционных войск в Сибири

К моменту прибытия в Архангельск в августе 1918 года основных частей экспедиционных войск секретари YMCA успели занять здание, в котором ранее размещался штаб отступивших большевиков, переоборудовать его в пункт YMCA и заняться приемом продовольственных грузов.



Тюрьма для большевиков, Мурманск, июнь 1919

К ноябрю 1918 г. Северную группу экспедиционных войск обслуживало 10 пунктов YMCA. В дальнейшем эта цифра увеличилась до 24-х. Помимо этого, по железной дороге в направлении Вологды функционировало 8 вагонов, а по Мурманской ветке – 6 вагонов, переоборудованных под подвижные пункты YMCA, использовавшиеся, как столовые и библиотеки. Молодые христиане не только обеспечивали дополнительное питание военнослужащих, но и заботились о развлечения, демонстрировали киноленты, устраивали встречу Рождества с вручением подарков, снабжали литературой, и конечно, проводили религиозные беседы, поддерживая воинский дух американцев и их союзников.




Архангельск, май 1919 года

В 1919 году в Сибири действовали 102 секретаря с наемными 200 русскими помощниками, работа велась в нескольких направлениях.
С русскими ( военными и гражданскими лицами) работали – 20 человек, с американским экспедиционным корпусом - 17 человек, с белочехами – 15.
Лекторский отдел ( включая кино) состоял из 12 человек. В помощь войскам союзников выделялось 10 человек, остальные были заняты организацией, финансами, транспортом, поставками и т.д.


Праздник, организованный во Владивостоке для итальянцев








Организации для работы были предоставлены помещения во Владивостоке, Хабаровске и Харбине, а также – в Иркутске, Красноярске, Омске, Томске, Ново-Николаевске.
Что касается работы среди местного населения, в 1918 году во Владивостоке ею занимались всего 8 человек, в качестве дополнительной работы после обслуживания американцев. Эти работники оказывали помощь беженцам, вели курсы английского языка, и занимались формированием группы бой-скаутов, которые стали первыми пионерами.

Секретари YMCA стойко преодолевали все трудности военной жизни, будучи готовыми, если это потребует дело, участвовать в бою, недаром в обучение секретарей YMCA входили основы военной подготовки.

Особенно хорошо была поставлена работа с белочехами.
Для чехов работало15 пунктов и 18 вагонов-столовых на протяженности в 1800 миль железной дороги. Помимо этого обеспечивались пункты и столовые для итальянцев, румын, французов, англичан, поляков , сербов и даже китайцев.


Широкое поле для деятельности YMCA - освобожденные сибирские каторжники
с плакатом "В социализме - наше спасение"


YMCA в одном только 1919 году отослала в Сибирь только для американского персонала 600 тысяч фунтов шоколада и миллион сигарет. Помимо вагонов-столовых были организованы курирующие по ж/д подвижные кинотеатры.

Были также сформированы и отправлены в качестве дополнительных подразделений Специальные бригады опытных работников, отвечающий за развлечения, среди них были лекторы и певцы, помимо этого отдельные бригады трудились над восстановлением порванных в процессе показа кинопленок, параллельно бригада занималась документальной съемкой .

В Хабаровске открыли Маяк – занимались спортом и обучением, показывали фильмы
В Иркутске формировали отряды скаутов. В Томске работала школа для 300 детей беженцев, столовая для студентов Томского университета, предоставлявшая обеды по сниженным ценам, и действовали курсы обучения английскому языку.
В Новониколаевске были оборудованы 3 спортивные площадки для игр, на курсах обучалось около 900 человек, демонстрировались фильмов, была организована раздача шоколада и сигарет инвалидам.

Вот как описывается работа с чехами:

В июне 1918 года был открыт пункт YMCA на железнодорожном вокзале Челябинска. В округе предстояло обслужить около 8 тыс. человек. Была запущена первоклассная программа. YMCA обеспечила себе продовольственные поставки из близлежащей местности. В результате была открыта пекарня и сосисочная фабрика, чтобы обеспечить чехам привычную им пищу. Сыра и масла было в изобилии. Каждую неделю на фронт высылался вагон-холодильник с холодными напитками, сосисками, сыром, маслом.




Вагон-клуб YMCA для чехов

Помимо этого, в отсутствии Красного креста YMCA оказывала помощь раненым.
В Екатеринбурге для чехов и русских было открыто четыре клуба, а также солдатские магазины. В клубе для чехов играл оркестр, кафе, в котором работало 6 женщин, знающих чешский язык. Иногда маленький магазин за день продавал до 500 фунтов хлеба и 400 фунтов сосисок. В клубе для русских давали лекции, концерты, водевили, каждый день показывали кино.

В Иркутске особенно хорошо шла атлетическая работа, когда в него на три дня вошли американские пехотинцы. С ними прибыли 150 офицеров, две бейсбольные команды, одна футбольная и боксеры.

Все время осени у чехов на линии между Красноярском и Иркутском было много работы, их враги пытались изрешетить пулями их вагоны, разорвать железнодорожное полотно. В течение трех месяцев чехи выгнали их с насиженных мест и продвинулись на сотни километров. Это была опасная работа,
пишет автор, из-за постоянной опасности быть атакованными большевистскими бандами. Тем не менее, на каждой железнодорожном пункте. Даже, если там было всего десяток человек, секретари YMCA останавливались, чтобы показать солдатам кино, сыграть с ними в футбол или волейбол, побыть с ними от одного до трех дней, чтобы окружить заботой и вниманием.

Подводя итог работе с чехами, автор заявляет, что в Сибири у Молодых христиан не было лучше друзей, чем чехи.


Прибытие чехов во Владивосток


Однако, к декабрю 1919 года из-за наступления большевиков работа продолжалась лишь в трех городах – в Иркутске, Харбине и Владивостоке




Здание, в котором размещался пункт YMCA во Владивостоке
В районе Владивостока оборот средств увеличился с 12 тысяч в июне до двух миллионов в октябре 1918 года. Для этого наладили работу фабрики , которая производила бисквиты, несколько фабрик производили шоколад. Для покрытия потребности в продовольственных ресурсов использовалась торговля с Китаем. Японией, Филиппинами и Кореей.

Был и еще один очень важный момент - благодаря осуществлению операций перевода денег без процентов работники YMCA экономили армии 100 тыс. долларов в месяц.

К 1920 году работа с местным населением все еще велась в Харбине и Владивостоке.
Ежедневно в пунктах YMCA была музыка. Кино, работала столовая и буфет.
Большое значение придавалось атлетическим соревнованиям.



Склад грузов YMCA в порту Владивосток



Погрузка на судно во Влдивостоке








Части YMCA оставались с войсками, обеспечивая их отход до последнего союзнического солдата.

После того, как были отправлены домой последние солдаты экспедиционных войск, секретари остались. Теперь они заботились о вывозе немецких, австрийских и турецких пленных.
YMCA покинула Владивосток лишь в 1923 году. В Харбине же работа с иммигрантами продолжалась вплоть до 1940 года
Всего для работы с интервентами было задействовано около 200 американских секретарей, количество вольнонаемных, используемых для оказания услуг YMCA, не указывается.




Вагон YMCA с секретарем MacNaughten во время русско-польской войны
Источники:
Service with fighting men, an account of the work of the American Young Men's Christian Associations in the World War;  by William Howard Taft , Frederick Morgan Harris
The American Mission and the 'Evil Empire': The Crusade for a 'Free Russia  by David S. Foglesong

Redeeming Russia. American Missionaries and tsarist Russia, 1886-1917.by David S. Foglesong

Продолжение следует
Tags: YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Великий евангелический поход, Джон Мотт, Джордж Саймонс, Интервенция, История СССР, Миссионерство, Революции, Фетлер, пастор Норт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments