Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

5. Молодые христиане в Петербурге. Фрэнклин Гейлорд


Учредители общества "Маяк". 1914 г. Петербург. Фото: Карл Булла
В центре -основатель общества Франклин Гейлорд, второй слева - преподаватель гимнастики Э.Л.Мораллер.


Продолжение. Начало: Великий евангелический поход



Фрэнклина Гейлорда Стоксу порекомендовал священник американской церкви в Париже, когда Стокс искал там возможности открытия YMCA.

Франклин Август Гейлорд (1856-1943) был пресвитерианцем, выпускником Йеля и Теологической Семинарии, после совместной успешной работы в Париже в 1880-е годы, Стокс поручил Гейлорду организацию дела в России.

В отличие от Италии и Франции в России Молодые христиане вынуждены были работать в условиях запрета религиозной пропаганды. Для духовных бесед разрешалось приглашать только православных священников, пришлось отнестись к этому, как к временным трудностям.



Класс изучения Библии.
Власть заставила евангелистов играть по своим правилам,
члены "Маяка" изучали Библию под руководством православных священников

Бюджет общества складывался из частных пожертвований ,членских взносов, платы за обучения и сборов от устраиваемых лекций. Около 80% членов Общество составляли православные, на них и было направлена деятельность “Маяка”.

Гейлорд, занимаясь продвижением дел “Маяка”, направлял подробные отчеты о своей деятельности . Делясь наблюдениями, часто не мог удержаться от критических замечаний в отношении традиционной русской веры.

“Здесь очень сложно удержать христиан на добровольной работе. Православие –это христианство, находящееся на низшей степени развития, потому найти людей с настоящим духовным развитием почти невозможно”.

Религия, докладывал он, практически не связана с повседневной жизнью:

“Русские священники и русский народ официально считаются очень набожными.
На деле же оказывается шокирующее отсутствие набожности в русском обществе.
В России, как и в любой другой стране, требуются волевые и по-христиански развитые люди.”


Гейлорд всячески предпринимал попытки вовлечь в работу местных священников, однако его разочаровывала «отсутствие в них религиозного пыла и способностей преподавать Библию».

Помощник Гейлорда, Эрих Мораллер, разделял эти взгляды и надеялся на улучшение возможностей в будущем:

“Мы надеемся, что скоро наступит время, когда Христианство по-настоящему придет в эту страну…»


Заметка о праздновании полугодового юбилея Общества
Открыл собрание принц Ольденбургский,
с приветственной речью выступили председатель Общества Турчанинов и секретарь Сидоров.
Присутствовал Михаил Хилков, министр железных дорог.
Двое представителей, Отец Васильев и Фрэнклин Гейлорд (ошибка в статье)
делегированы  на июньскую конференцию YMCA в Бостоне.



Маяк широко рекламировал свои услуги:

**
Право на посещение общества предоставляется, по рассмотрению, советом каждого отдельного ходатайства и рекомендации посетителя. Плата 5 рублей в год. 32 урока по новым языкам (английский, немецкий, французский), русского правописания, геометрии, алгебры стоят каждый по 3 руб. Духовные беседы, лекции и курсы по истории литературы, физике и т. д., концерты, образовательные и увеселительные экскурсии, осмотры музеев и т. д.  – бесплатно.
В «Маяке» существует хор, оркестр, обучение на различных инструментах, гимнастика, обучение на пишущих машинах.
В помещении общества находится читальня, в которой много газет и журналов. Книги выдаются на дом; буфет и комната для игры в шахматы и шашки. Никакие крепкие напитки и никакие игры на деньги в обществе не допускаются.

**

За период с 1907 по 1910 год “Маяк” добился огромного успеха. В обществе состояло членов больше, чем в каком-либо другом клубе или спортивном обществе Петербурга.
Многие же лишь были в списках потенциальных членов, ожидая возможности вступления. При вступлении проводился тщательный отбор членов, так 150 студентов Университета и Политехнического института, а также Медицинской Академии не были приняты из-за их революционных взглядов.

И все же, Молодые христиане жаловались на то, что они не получили свободу действий, а зависели от внутренней политики государства. Государство же, в связи с напряженным положением внутри общества, накладывало ряд ограничений в действиях организации. Запрещались митинги, политические речи, а в связи с этим — распространение литературы.



Сидят без формы Эрик Мораллер (третий) и Фрэнклин Гейлорд (четвертый)

Использовавшаяся вначале символика на гимнастической форме в виде треугольника спровоцировала скандал, газеты обвинили “Маяк” в масонстве, после чего было получено подписанное Императором предписание - эмблему убрать.

Помимо этого запрещались танцевальные вечера и театральные представления, а также распространение книг, брошюр и чтение литературы.

Запрет на распространение литературы поставило миссию в трудное положение - невозможность преподавания христианских истин. Однако настоящий христианин отличается терпением, миссия решила закрепиться путем развития спорта, миссионерам было дано указание: сосредоточиться на нравственных беседах и укреплении дружеских связей.
Особое внимание обращалось на то, что Общество должно было стать единой крепкой семьей.

Все же,Гейлорд надеялся, что “со временем в России появится больше религиозных свобод, и “Маяк” все больше будет напоминать Американский Союз Молодых Христиан (YMCA).”

Спектр услуг возрастал, количество посетителей – тоже. Франклин Гейлорд писал о безграничных возможностях , которые предоставляются Обществу в работе с русской молодежью и об огромном влиянии, которое оно оказывает на русское образование в целом.

Секретари Маяка вели работу аккуратно
, “в беседах “с глазу на глаз “мы спрашиваем, почитают ли они Бога, как Спасителя своего, и следуют ли они заповедям Его” ( примитивно говоря, протестанты упростили  в отличие от православной религии, отношение к греху, сконцентрировавшись на роли Спасителя в искуплении грехов и принизив роль человека)

В обязанности же Гейлорда входила работа с высокими лицами. В 1910 году он писал о русском патроне принце Ольденбургском, - “нацелен” правильно, но “у него слишком узкий кругозор, и он слишком сильно поддается влиянию реакционной русской политики.”

Были и другие проблемы: “Русскому чиновнику очень сложно относиться к человеку безотносительного его социального статуса. Купцы и торговцы иногда так холодно принимаются Советом [Маяка ] , что мы в результате этого, теряем возможность заполучить их в члены Общества.”

Выпускник  Университета Миннесоты, член YMCA, доброволец -студент Томас Уззель прибыл на работу секретарем в “Маяк” в 1910 году, в письмах Джеймсу Стоксу он сообщал о постигшем его разочаровании, вместо активной проповеднической работы ему пришлось засесть за учебу, чтобы выучить русский язык.

Он был решительно не согласен с текущей политикой и писал Джону Мотту, что сотрудничество с православными священниками непродуктивно, и толк будет лишь тогда, когда русские услышат открытые евангелистские проповеди и начнут петь переведенные на русский язык протестантские гимны.

Он считал лицемерным принимать деньги у реакционного правительства, возмущался “мистером Гейлордом”, который обедает со знатью и тратит огромные деньги на слуг и организацию банкетов с высокими лицами, в то время как таким ,как Уззель, приходится выслушивать рассказы молодых людей о том, как цензура безжалостно расправляется с прекрасными произведениями литературы, как совершаются аресты по малейшему поводу, как увеличивается стоимость жизни, и как понятия свободы слова и личности становятся все более сомнительными.

По окончании срока новый контракт с Уззелем не заключили, признав секретаря не подходящим для местных условий.

Отношение Уззеля было не уникальным, его мысли разделяли, но не так откровенно выражали, и другие секретари.
Тем не менее, политика аккуратного внедрения путем сотрудничества , выбранная Гейлордом, приносила награды, в полном смысле этого слова.
Гейлорд завоевывал доверие власти и создавал все более широкий круг высокопоставленных друзей.





Фрэнклин Гейлорд получил орден Святой Анны третьей степени.
Среди тех, кто помогает Обществу: "лучший друг Америки" князь Хилков,
Оболенский, Турчанинов, Таганцев, Сидоров, Эммануэль Нобель,
некий Уильям Смит,который уже упоминался в рассказе о внедрении в Россию,
а также Отец Николай Васильев, преподобный Александр Фрэнсис.
Отмечается также, что Общество становится все более финансово независимым,
[то есть, инвестируемый капитал начинает работать.]

В июле 1907 года Общество посетил генеральный секретарь
Международного комитета YMCA Ричард Морс.
Морс и Гейлорд были представлены Императору.
Как видно из заметки, генеральный секретарь нашел работу Маяка
вполне успешной



Уже в 1910 году Гейлорд рапортовал о том, что ему удалось получить разрешение открыть “Маяк” в Москве. Это еще больше воодушевило миссионеров и дало повод для новых планов. Успех дела в России виделся ими совершенно отчетливо.

По мысли миссионеров нужно было просто «поправить» представление русского народа о Мире, немного изменив менталитет, научить его правильно читать Библию, обучить новым знаниям и ремеслам, тем самым вооружить его для самостоятельной деятельности в заданном направлении.

Вот тогда Россия станет богатеть, а Евангелическая Церковь прирастет Россией, и станет еще сильнее. Для того, чтобы увлечь народные массы идеями такой революционной перестройки сознания и жизни, нужны были прирожденные лидеры, и евангелисты не могли пожаловаться на их отсутствие.

Продолжение следует
Tags: YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Великий евангелический поход, Миссионерство, Церковь
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • Умиротворители: Гарет Джонс о Германии

    Рассказывая о войне Клода Коберна против примирителей с фашизмом стоит вспомнить о другом журналисте, который как раз своей работой и создавал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments