Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Великий евангелический поход. 1. Миссия выполнима.

Меня занимают человеческие судьбы людей, живших на переломе двух веков — 19 го и 20-го. Это было время больших надежд, высоких целей, великих созиданий и сокрушений , время лидеров и масс, послушно следующих за ними.
Однажды я споткнулась о фразу «Это было во время Великого евангелического похода»
Дальнейшее чтение по этой теме вылилось в длинную историю , которую я и начинаю рассказывать  в своем журнале, потому что, она формирует мое отношение к Молодым христианам (YMCA).

Все части: Великий евангелический поход
1. Миссия выполнима
2. Проникновение
3. Преподобный Саймонс и другие деловые люди
4. Молодые христиане и Джеймс Стокс
5. Молодые христиане в Петербурге. Фрэнклин Гейлорд
6. Джон Мотт и Россия
7. Молодые христиане, барон Николаи и студенты
8. Молодые христиане и подготовка лидеров
9. Миссия и революция
10. Мировая церковь и рабочий класс
11. Миссия и Советская власть
12. Агентура и пропаганда
13. YMCA и сохранение культуры
Послесловие

«Что можно сделать в ближайшее время в России?...
Прежде всего нужно осознать, что мы должны действовать без промедления. Я не знаю, как долго продержаться большевики…однако, в России сейчас такой хаос… никто не думает сейчас о религии.
Я думаю это - невероятно удачное время для того, чтобы принести туда евангельское послание.
Кто-то сказал, что когда две собаки дерутся из-за кости, это очень подходящий момент для третьей собаки, чтобы утащить эту кость. Сейчас, когда в России сражаются между собой политические партии, христиане должны ворваться, чтобы сделать свою работу.»


«Нашей работой должно быть не привнесение в Россию своих церквей, но принесение евангельской истины…Россия должна научиться правильно думать и правильно действовать.»

Из выступлений на Первой генеральной конференции по евангелизации России. Чикаго, июнь 1918 года


Конференция в Чикаго, 1918

На конференции собрались миссионеры, представители разных протестантских течений, имеющие уже опыт работы в России, и те, кто еще только собирался присоединиться к общему делу. Всех их объединяла одна заявленная цель — население России должно отказаться от православия и перейти в протестантизм.

«Православная церковь закабалена правительством. Если бы она была свободна, мы бы увидели ее расцвет. Революция освободила церковь от государства, и мы увидели не расцвет церкви, а ее беспомощность.
В ней почти не оказалось священников, готовых открыто пойти с Евангелием в народ и повести за собой.»


Среди выступавших на конференции — пастор Уильям Фетлер, арестованный и высланный из России в 1912 году. Он проинформировал делегатов об особенностях работы в России. Профессор Михаил Щербинин рассказал об основных этапах развития русского государства и религии и о существующей ситуации с религиозной свободой.
Преподобный Хойджер (N.F.Hoijer) рассказал о своей многолетней нелегальной работе по евангелизации России.



Объявление о лекции ведущего русского(!) проповедника Уильяма Фетлера,
осужденного царским правительством на изгнание в Сибирь за его работу по евангелизации,
а впоследствии изгнанного из России.
Лекция называется "Революция и религия в России"

Делегаты обсудили первоочередные задачи евангелизации России, среди которых стояли изменение не только русского сознания, но также и сознания сербов, болгар, словаков, армян, греков, евреев, живущих на территории России.

«Русские преданны своей вере и послушны своим священнослужителям, но у них внутри в душе живет что-то, что сложно увидеть и понять, однако, это нечто влияет на всю жизнь нации. Давайте посмотрим на католиков. Они производят впечатление того, что они нашли свою веру и свято ей следуют. Поэтому католикам трудно проповедовать Евангелие. Однако, с русскими все иначе. Мятежная, неутомимая, неудовлетворенная русская душа еще не нашла того, что может ее удовлетворить. Она ищет, ищет живого Бога. И это можно наблюдать не только среди народа, но и в среднем классе, и среди аристократов. Несомненно, Православная церковь внесла свою лепту в развитие религиозного сознания…
Однако, вы не найдете ни одного русского, который бы не считал себя грешником, а среди католиков такие люди находятся.

Русская церковь мертва, она не может удовлетворить желание грешной души очиститься от греха, и заставляет искать удовлетворение за церковными стенами. Заметьте, русские не ищут другой религии, они ищут Бога и Истину.
Это желание познать Истину в русских настолько сильно, что религия, даже евангелическая, тут же принимается, если в ней видится истина. Запомните, русский жаждет узнать не просто правду, но Божью Истину. Он стремится к Божьей справедливости...»


«Тут передо мной говорили о том, что русские – очень набожны… Так бывает всегда, если народ исповедует неправильную религию....Напомню о том, что самым большим злом христианства является религия…Куда бы мы не послали миссионера – в Японию ли, Индию, Россию или Польшу, везде самым главным нашим врагом миссионера оказывается священствоВторым злом является ритуализм, слишком много уделяется ритуалам…Мы должны продолжать считать Православную церковь – русской церковью, но это, надеюсь очень скоро изменится…»


Вечернее заседание конференции, на котором 50 молодых людей записались добровольцами,
чтобы отправиться миссионерами в Россию


Были отмечены и причины, по которым именно Америка должна лидировать в данном проекте.

«Необходимость американского лидерства в процессе евангелизации России становится еще более безоговорочной, если учесть американское экономическое превосходство, которое станет еще ощутимей после окончания войны... крайне важно, чтобы американская Библия добралась бы в Россию так же далеко и так же быстро, как это сделает американский доллар.»

Делегаты выступали в центре, имени знаменитого американского миссионера Муди. Личность Муди показательна, она отражает тип успешного миссионера, на которого хотели быть похожи все остальные, поэтому следует немного рассказать и о нем


Dwight Lyman Moody (1837 – 1899)

Молодым человеком, обращенным в веру и желающим работать на благо Церкви, Муди приехал в Чикаго и получил место продавца обуви. С этой работой он справлялся вполне успешно, легко общаясь с клиентами.

Однако, работа была не главным его занятием, главным было спасение человеческих душ. Спасение же души состояло в приходе к вере в Христа –Спасителя, Муди считал. что его предназначение - приводить людей к вере.

Для этого Муди стал вербовщиком Церкви Христа, он должен был зазывать прохожих на службу.

Муди справедливо полагал, что обратить в свою веру человека взрослого гораздо сложнее, чем воспитать своего последователя с детства, и потому основное свое внимание уделял детям и подросткам.
Так он арендовал в церкви 5 скамеек и каждый день заполнял их мальчишками, которых он завлекал на службу, угощая конфетами. Помимо этого, он ходил по кварталу, выискивая детей,  и убеждал их родителей отдать детей в воскресную школу.

Благодаря Муди Церковь Христа стала прирастать паствой, а Муди вскоре стал членом Миссии Методистской церкви. Работники Миссии каждое воскресенье наведывались в публичные места и обращались к народу с призывом посетить церковную службу.



Миссия Муди, 1916

Муди умел убеждать, разговоры о грешной жизни и надежде изменить жизнь и спасти душу поверив в Спасителя, находили отклик в простодушных сердцах, люди приходили в Церковь послушать пастора и получить совет.

О Муди говорили, что он не был теоретиком, он был практиком. Его не волновали философские вопросы веры, в этом, как говорят, он был немного туповат, зато Муди был талантливым организатором церковного дела.

Однажды он предложил свои услуги в качестве учителя одной маленькой воскресной школе. Ее директор ответил Муди, что у него учителей даже больше, чем учеников. Тогда Муди предложил поставить школе учеников с условием, что его наймут учителем, на том и договорились.

В следующее воскресенье Муди появился у школы в сопровождении восемнадцати одетых в лохмотья босоногих мальчишек. Они были грязные, но у каждого, по замечанию их учителя, была душа, которую нужно было спасти.
Вскоре у Муди появилась уже своя школа, в ней учили Евангелие дети бедняков, подрастая, они становились благочестивыми прихожанами церкви.

Чтобы добыть деньги на мебель для школы, он обошел торговцев по всей округе. Ради спасения души, Муди убедил их сделать пожертвование. Одного из самых богатых, мистера Фавелла, он пригласил в качестве почетного гостя на праздничную церковную службу. После того, как мистер Фавелл выступил с приветственной речью, Муди предложил выбрать Фавелла директором школы, и не дав тому опомниться, провел голосование. Так на шесть долгих лет школа приобрела богатого спонсора.

В то время стало популярным Мускулистое христианство. Зародившись в 19 веке это религиозно-этическое учение, считало здоровое тело необходимым условием истинной веры и моральной чистоты. Приверженцы учения придавали особое значение спорту и не считали зазорным защищать свое учение при помощи силы.

Муди был сторонником Мускулистого христианства и считал его применение «ради спасения еще одной души» вполне обоснованным. Как-то ему пришлось самолично выпороть одного упрямого ученика, он вышел, отдуваясь после борьбы, и удовлетворенно заявил: “Это было трудно, но что-то мне подсказывает, что мы его спасли”.

В школе Муди были свои правила. Так новичок, опрометчиво не снявший головной убор, при входе в школу сбивался с ног одним ударом старшего ученика, который таким образом приучал новобранца к правилам школьного поведения. Несмотря на то, что учениками в такой школе были уличные мальчишки, дисциплина вызывала всеобщее уважение, и многие родители специально приводили своих неукротимых чад именно к Муди.
Вскоре, учитывая такое продуктивное влияние Муди на молодежь, его стали приглашать и в другие школы для чтения проповедей, а также - на конференции проповедников.



Реклама одного из проповедников, сторонников Мускулистого христианства.

Конечно, Союз молодых христиан (YMCA) не мог не заметить такого активного миссионера и привлек его в свои ряды. Первый же год работы в Союзе показал, что Муди — самый успешный. Его отчет о работе содержал лучшие показатели - 554 семьи находились под его заботой, а за год на благие дела он собрал $2350, ежедневно он посещал около 200 семей.

Как ему удавалось опекать такое количество народа, рассказывали те, кто совершал обход семей вместе с ним.
Муди выскакивал из маршрутного автобуса, врывался в дом и скороговоркой представлялся:
“Я – Муди, со мной – преподобные Де Гольер и Тейн, а также брат Хичкок. У вас все хорошо? Придете в воскресенье на службу и в школу? У вас хватает запасов угля на всю зиму? Давайте помолимся.”
После чего все опускались на колени, а Муди быстро зачитывал молитву из двадцати слов, затем быстро поднимался, надевал шляпу и мчался обратно на остановку автобуса, прощаясь на бегу. Такое посещение у него занимало полторы минуты.После длинного дня работы в таком темпе Муди возвращался домой неутомленным, воодушевленный тем, что ему удалось выполнил большую работу.



Скиния( Tabenacle) Муди, 1916 г.
В 1915 году Скиния Муди (на пять тысяч мест) была построена
на участке на углу улиц Норт и Кларк,
чтобы вместить толпы, которые были слишком большими для церкви на Чикаго-авеню.


Казалось бы, ну что тут успешного? Однако, группа последователей будь то секта, братство или Церковь, брала на себя обязательства отдавать часть своего дохода на дело Церкви, чем больше паства, тем больше собиралось денег.

Каждая группа, братство или Церковь передавала деньги Миссии, а специально поставленные для руководства люди решали, в какие благие дела вложить этот капитал – на расширение старых, организацию новых миссий или на обустройство тыла воюющих американских войск.

И, хотя миссионеры, собирая внушительный капитал, получали за свою работу сущие копейки, каждый из них мог надеяться. в случае успеха дела, на продвижение внутри Корпорации.

Успешный менеджмент имел и повышенную оплату. Об этом можно судить по выступлениям на миссионерских конференциях, где в некоторых речах проскакивает упоминание самоотверженного труда рядовых пасторов в маленьких приходах в то время как ответственные секретари Миссии получают совершенно иное вознаграждение.

Успешность Муди тоже была замечена и оценена по достоинству. Муди предложили возглавить чикагский Союз молодых христиан.

Несмотря на возражения по поводу малограмотности Муди, он с небольшим перевесом голосов был выбран президентом местного Союза молодых христиан (YMCA).

Муди тут же взялся за дело и организовал Комитет по строительству офисного здания YMCA. Комитет, по предложению Муди, создал акционерное общество, управлявшее строительством, а затем – содержанием здания.
Акционеры получали 6 процентов годовых. Доход получался от сдачи в наем помещений, которые не использовались организацией, а также от сдачи в аренду Зала собраний. Остальная прибыль принадлежала Молодым христианам.

Вскоре здание на Мэдисон-стрит стало штабом YMCA , который со временем превратился в крупнейший религиозный центр. Из-за частых пожаров здание несколько раз сгорало до тла, но Муди всегда находил средства на новое строительство. Вскоре имя Муди стало известно по всей Америке и за ее пределами.

Муди, был одним из многих, стоявших в начале грандиозного проекта евангелизации мира.
Его последователи должны были выполнить, едва ли не самую важную часть, евангелизацию России.

Тогда, в 1918-м казалось, что двери в Россию открыты, и миссию ждет невероятный успех.

Однако, история это началась гораздо раньше, она впечатляет своей масштабностью и переплетающимися судьбами людей, вовлеченных, вольно или невольно, в Проект века.
Я расскажу лишь о некоторых эпизодах и персонажах.

Источники:
The Life And Work Of Dwight Lyman Moody (1837-1899) By The Rev. J. Wilbur Chapman, D.D.
Good news for Russia; a series of addresses delivered at the First General Conference for the Evangelization of Russia, 1918


Далее: Проникновение в Россию
Tags: YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Великий евангелический поход, Миссионерство, Фетлер, Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments