?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рита Дорр


Журналистка, военный корреспондент Рита Чайлд Дорр (1868-1948)
с первым выпуском газеты "Суфражистка"


Я уже приводила выдержки из  публикаций Риты Дорр о женских батальонах. Сегодня, прежде чем предложить новые отрывки из ее наблюдений о России, хочу немного рассказать о ее жизни.





В детстве, как пишут, она была не по возрасту своевольным ребенком. В 12 лет она убежала из дома, чтобы принять участие в ралли за женские права. Об этом ее родители узнали, когда газеты напечатали фамилии членов Национальной женской ассоциации суфражисток.
Работать начала в 14 лет, несмотря на возражение родителей. Ей хотелось как можно раньше стать независимой и достичь чего-то в жизни.

В 1890 году она оказалась в Нью-Йорке, где начала учиться в Студенческой лиге искусств, решив стать писательницей. Влюбилась в Джона Дорра, который был старше ее на 20 лет, был привлекательным и любил читать книги. Они поженились, жили в Сиэтле, Рита воспитывала сына и писала статьи для нью-йоркских газет, что ее муж находил недостойным занятием. Вскоре они разошлись по обоюдному согласию, и Рита с сыном вернулась в Нью-Йорк, решив всерьез заняться журналистикой.

Однако, начало ее ошеломило, Риту не хотели включать в штат просто потому, что она была женщиной. Когда же она пожаловалась, что заработок фрилансера не дает ей возможности содержать ребенка, ей ответили : "Мы найдем другую женщину, которая будет работать за эти же  деньги".
</div>


Редакция газеты N.Y. Herald. Отдел объявлений.1902 год

В конце концов она нашла кое-какую работу в New York Evening Post, где она едва продержалась один год.
Ее первым зарубежным репортажем было коронование нового короля Норвегии, на обратном пути она посетила съезд Международного альянса суфражисток в Копенгагене, где познакомилась с ведущими суфражистками Великобритании.




Во время парада суфражисток



Старейшая суфражистка

По возвращении в Нью-Йорк, почти без каких-либо средств существования, она решила покончить с гламуром и  светской хроникой, темы, которые оставляют редакторы-мужчины женщинам, и переключиться на более актуальные темы, к примеру, положение работающих женщин. Она сделала редактору предложение - делать репортажи о работницах изнутри, для чего она готова была стать на некоторое время  такой работницей.






Целый год она работала в прачечной, магазине, на конвейере, была швеей, и часто была так измотана, что с трудом могла писать хотя бы по несколько строк в день. Редакция назначила ей соавтора, который был готов обработать ее материал и написать статью, но вскоре она не захотела передавать кому-либо накопленный опыт. Ее поразило, что ее идеи, мысли и наблюдения стали печататься в журнале под именем соавтора- мужчины. Она наняла адвоката и смогла опротестовать выход книги на основе ее опыта и наблюдений , автором которой был указан ее напарник.




Марширующие суфражистки у Капитолия

В 1910 году Hampton's Magazine опубликовал статью Риты "Чего хотят 8 миллионов женщин", которая была обзором деятельности суфражистских клубов, объединений и лиг,  внезапно и стремительно образовавшихся по всей Европе и в Америке. В 1912 году она посетила Швецию, Германию, Англию ради интервью лидеров феминистического движения, познакомилась с Эммелин Панхерст и помогла ей написать автобиографию.

Возвратившись в Америку, она получила работу в New York Evening Mail, где ей предложили вести ежедневную колонку "Как это видит женщина". Это - уже был вызов консервативному обществу.
Однажды в интервью Рите Дорр президент Вудроу Вилсон, отвечая на прямой вопрос о том, как он относится к суфражизму, сказал: "Я думаю, мне не следует здесь стоять и позволять себя допрашивать".



Вудроу Вилсон на танке



В Россию она поехала, чтобы не пропустить революцию , пыталась записать и запомнить как можно больше о событиях февраля 1917-го ,которые, как она была уверена, имели мировое значение. Она посещала заводы и фабрики, разговаривала с членами правительства и простыми людьми, ездила на фронт, чтобы познакомиться с женскими батальонами смерти. Ее глаз цепко схватывали детали, а гибкий ум задавал нужные вопросы, и часто делал неутешительные выводы.

На границе во время отъезда все ее записи изъяли, и Рите пришлость писать свою книгу "Русская революция изнутри" по памяти. Она была разочарована, мечта о социализме превратила большую страну в хаос, а ее население ввергло в варварство.




Женщины-скауты



Девушка, работающая в YMCA (Ассоциации молодых христиан)



Скауты на уборке урожая



Скауты за плугом



На строительстве амбара






Авиатриса



Автогонщица



Женщина-врач


Так как в это время ее сын был на фронте во Франции, она попросилась направить ее в Европу, но получила отказ, женщин-репортеров предпочитали не посылать на фронт. Тогда она поехала туда, как лектор христианской молодежной ассоциации YMCA. Результатом была книга "Солдатская мать во Франции".



Работницы Красного Креста


Вагон - госпиталь



В бактериологической лаборатории доктора Джорджа Стайлса



Американские экспедиционные войска в Вашингтоне

.
Вместе с Бесси Битти и Луизой Брайант Рита Дорр с трудом пробивала дорогу женщинам в военную журналистику.
Рита Дорр продолжала писать статьи и книги и в мирное время. Умерла Рита в 1948 году в возрасте 80 лет.




Comments

( 17 comments — Leave a comment )
sophiaturbo
Jul. 10th, 2012 02:05 pm (UTC)
интересная женщина
спасибо.
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 06:38 am (UTC)
Да, целеустремленная
djak_krjakutny
Jul. 10th, 2012 02:48 pm (UTC)
Что я не могу не сказать...
С такой энергией биться в широко открывающуюся дверь... Удивительно.
Война принесла суфражисткам / феминисткам всё, о чём они только могли мечтать, и даже больше.
Всё принесла.
Кроме равенства, разумеется.
ljwanderer
Jul. 10th, 2012 08:12 pm (UTC)
Не могу согласиться по поводу открытой двери. До войны она была лишь приоткрыта, глупые предрассудки не позволяли брать женщин на должность репортеров в мирное время, отказывали им в уме и таланте.
Я уже не говорю о политической деятельности, куда им путь был заказан.
Основная деятельность суфражисток приходится именно на довоенный период, с началом войны суфражистки приостановили борьбу. Однако, если в России женщины получили равноправие ( как писали западные издания , "включая право быть убитыми наравне с мужчинами"), то американкам пришлось еще очень долго за это бороться.
А на такую энергию, действительно, приходится удивляться...и методы их борьбы сегодня кажутся смешными.
djak_krjakutny
Jul. 11th, 2012 04:27 am (UTC)
Говоря о широко открытой двери, я понимаю, что до этой двери нудно было дойти.
И не глупые предрассудки не позволяли "брать женщин на должность репортеров" а отсутствие общественной целесообразности.
Поэтому и борьба суфражисток шла в основном не "за", а "против" или "вопреки".
Что-то вроде того, как девушка поступает вопреки требованию матери одеть тёплое бельё и вернуться домой к 21.00 , но в свою очередь став мамой - требует от своей дочери аналогичное.

Обществу в целом не нужны были героические подвиги женщин на ином поприще, кроме как сложившемся к тому моменту. Имеющиеся "исключения" вполне себе общество понимало и принимало - и пиратских воительниц, и кавалерист-девицу, и де Сталь.
Но как только появилось общественноя необходимость / целесообразность - женщины практически сразу получили всё, до чего смогли дотянуться, о чём, не забуду напомнить, многие и сожалеют.
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 06:36 am (UTC)
Не согласна по поводу "общественной целесообразности" и общественной необходимости.
Разве обществу хватало врачей, преподавателей различных наук, юристов?

Но женщинам отказывали в этих занятиях. и только отчаянно смелым удавалось прорваться через заградительные барьеры. Обшество, которое мы обсуждаем, состояло из мужчин. Женщины боролись за то, чтобы стать частью этого общества, потому что они обладали теми же способностями, что и мужчины. А мужское общество того времени не нуждалось в конкуренции, а потому шовенистический подход ограничивал будущую женщину уже с рождения - ей не полагалось много знать, а потому в учении девочек уже ограничивали. Понятно, что в дальнейшем при ограниченном кругозоре женщина не могла адекватно судить о жизни, политике и многих других вещах. Это до поры устраивало большую часть общества, пока отдельные интелектуальные слои не обнаружили, что такая женщина тормозит общественное развитие.

Говоря о суфражизме, обычно забывают, что это было движение за избирательные права, а не за право быть мужчиной. Деятельность безумных суфражеток, бросающихся под лошадей и автомобили, устраивающих поджоги и драки, затеняет деятельность гораздо бОльшего слоя суфражисток, занимавшихся полезной деятельностью в сфере женской эмансипации, и доказавших, что женщина имеет интеллект и множество возможностй быть необходимой обществу. А для того, чтобы делать что-то полезное, она, так же как и мужчина, имеет право не спрашивать для этого особого разрешения.

Кстати, возвращаясь к моим старым постам и сравнивая работавших вместе репортеров Флоренс Харпер и Дональда Томпсона, за одну Харпер я бы отдала трех Томпсонов :)
Хотя, Флоренс Харпер в своих репортажах была все еще "слишком женщиной", отвлекаясь на мелочи, интересные только женщинам. Впрочем, женская читательская аудитория гораздо больше мужской :)
djak_krjakutny
Jul. 11th, 2012 07:02 am (UTC)
Вы знаете, если брать "в среднем по больнице" - хватало.
Спрос определяет предложение.
Как только стало не хватать - процесс побежал даже.
Да и не отказывали женщинам (тем кто хотел и мог добиться) и примеры Кюри-Складовской, Ковалевской, Крамарской, Билевич-Станкевич, Бородиной подтверждают это.

Борясь за эмансипацию женщин Вы как-то упускаете тот факт, что в это же время шла и борьба за эмансипацию мужчин.
Мужчин из бедных слоёв населения.
Им точно так же очень и очень проблематично (но не невозможно) было стать учёными, врачами, чиновниками, офицерами.
Вспомните "солдата Шарпа". Ему официально предложили выкупить у него офицерский патент, что бы он не смущал своей особой общество в целом и джентельменов в частности.
И в Русской армии было одобрявшееся обществом положение, по которому солдату сдавшему экзамен на офицерский чин предлагалось отказаться от получения его на некоторые служебные послабления и дополнительные денежные выплаты.

И в женском ителлекте никто в целом не сомневался.
Человечество слишком долго совместно существовало с женщинами, что бы усомниться в наличии женского интеллекта
)))
(не в обиду, шутка была)

Да и примеров разумного управления как государственных деятелей - женщин (Екатерина II, Дашкова, Виктория), так и просто жён и матерей было достаточно у всех
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 09:48 am (UTC)
"спрос определяет предложение" - эта формула не работает, если говорить о народном просвещении. Неучи обычно не ведают о том, что они - неучи, и учиться не хотят :) Потому этот спрос должно было организовать правительство, или общество. Однако, у правительства вечно не хватало денег, а обществу из боязни распространения вольнодумства было недозволено быть особенно ретивым в области просвещения.

"Да и не отказывали женщинам
"
Вынуждена сослаться на свой ранний пост в этом журнале:
"В 1868 г. Софья Васильевна Ковалевская сделала попытку поступить на математическое отделение Санкт-Петербургского университета. Однако профессор физики Ф. Ф. Петрушевский, к которому она обратилась, ответил отказом, сославшись на то, что "существует закон не пускать женщин на лекции; пускать же неофициально он не возьмется".

Когда после учебы за границей Софья попросила подтвердить ее диплом на родине, в ответ услышала от одного из профессоров: ”Что же после этого нам прикажут и обезьян экзаменовать?”

В июле 1874 года совет Геттингенского университета заочно, без формальной защиты присудил Ковалевской степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств "с наивысшей похвалой".

В 1890-м году у Ковалевской появилась надежда, что ее изберут в члены академии на место умершего математика Буняковского, но все напрасно. При этом, когда она пожелала, как член-корреспондент, присутствовать на заседании Академии, ей ответили, что пребывание женщин на таких заседаниях "не в обычаях Академии".
http://ljwanderer.livejournal.com/28290.html


И не понятно, почему вопрос об эмансипации по полу Вы связываете с вопросом эмансипации по социальному статусу. Эти вопросы вполне параллельны и не противоречат друг другу.
djak_krjakutny
Jul. 11th, 2012 10:18 am (UTC)
1. То, что тезис "спрос должно было организовать правительство, или общество" не просто ложен, но и опасен, доказано сегодняшним положением.
"Наплодили" огромное количество людей с образованием, но не создали (да и не могли создать) им места приложения своих знаний. Работы т.е. Вот и торгуют люди с 2-мя в/о на рынках, работают водителями и т.д.
За границей - бастуют и креативят.

Общество искусственно защищалось от «разночинцев»

2. "Профессор физики Ф. Ф. Петрушевский" поступил в соответствии с правилами на ТОТ момент. Также другие "профессора физики" выполняли закон о "кухаркиных детях". "Время было такое" (с)
То же относится и к "не в обычаях"

3. Реплика "одного из профессоров" во-первых неумная, а во-вторых выражает не более как его личное мнение, что Вы и сами несомненно понимаете.

4. Нет, тут всё как раз понятно и правильно.
На тот момент у каждого конкретного государства было 2 запасных "резервуара человеческих ресурсов" - "сословный" и "женский". Причём, следует отметить, что женская эмансипация была достаточно избирательна - я не помню, что бы суфражистки рвались работать молотобойцами, кочегарами, шахтёрами и т.п. )))
Востребованность в дополнительных ресурсах если и была, то была невелика и в основном покрывалась перемещением этих ресурсов из-за границы туда, где эти ресурсы были более потребны.

Как только началась война и возникла потребность в этих ресурсах - пришлось задействовать оба "резервуара".
Ибо задействуй только "женский" "резервуар" общество не получило бы офицеров, геологов, инженеров на производстве и т.п. технической интеллигенции. Задействуй только сословный - лишались бы ощутимого количества обще- и высокообразованных людских ресурсов, требующих незначительной дополнительной подготовки.
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 01:34 pm (UTC)
<Вот и торгуют люди с 2-мя в/о на рынках, работают водителями и т.д.>


Я что-то не помню, чтобы до 1990-х люди с 2-мя высшими торговали на рынках. То, что они сегодня этим занимаются говорит о том, что они таким образом приспособились к условиям кап.рынка. С образованием они имеют больше шансов интеграции, чем без него.

<Общество искусственно защищалось от «разночинцев»>
<Ф. Ф. Петрушевский" поступил в соответствии с правилами на ТОТ момент. Также другие "профессора физики" выполняли закон о "кухаркиных детях>

С.Ковалевская и др. не разночинки


<На тот момент у каждого конкретного государства было 2 запасных "резервуара человеческих ресурсов" - "сословный" и "женский". >

Согласно законам логики, это - один и тот же резервуар, так как второй входит в первый.
djak_krjakutny
Jul. 11th, 2012 02:02 pm (UTC)
1. Так видите ли, до начала 90-х получить и одно в/о было непросто.
И вузов было мало, и ограничений больше. Начиная от сита экзаменов, и заканчивая невозможностью выезда для обучения и проживания там.
Сейчас всех эмансипировали - мест в вузах стало больше чем желающих, а филиалы (а то и сами вузы) учреждены практически в самых дальних деревнях и посёлках.
И вот результат - трудно найти объявление о приёме на работу бе требования о наличии "в/о".

Если Вы обратили внимание, то слово «разночинцев» я дал в кавычках, и не просто в кавычках, а именно не в ЖЖ-шных кавычках.
Для научной братии "С.Ковалевская и др" вступающие "в науку" были именно то, что разночинцы для своей эпохи в целом.

О!
Вы заметили и эту проблему. Для государства и общества не было возможности найти применение такой массе женских трудовых ресурсов из низших сословий. Для "женских" работ хватало и имеющихся свободных женских ресурсов, а вопрос о замене ими "мужских" даже и не ставился.
Как Вы понимаете, капитализм и невидимая рука рынка свободный рынок выберут не молодую женщину, а молодого мужчину, не женщину с детьми, а мужчину. И никакими призывами к эмансипации это не исправить.
А кто может исправить?Да в первую очередь - тот же рынок.
Как только женский труд становится конкурентен мужскому.
А это пришло (в то время) только при отсутствии мужских трудовых ресурсов.

А до того времени общество успешно канализировало в диковинки "труд" эмпнсипе из высшего общества и сдерживало попытки эмансипации более значительного числа женщин претендующих на "мужские" в то время профессии.
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 03:51 pm (UTC)
< Так видите ли, до начала 90-х получить и одно в/о было непросто.>

Вы это серьезно?
Вам не приходилось встречать людей с дипломами по физике и биологии, по физике и химии , среди моих знакомых были программисты,имеющие второе филологическое образование при первом техническом. Про повышение квалификации я уже и не говорю. Все определялось Вашими личными возможностями совмещать работу и учебы ( и личную жизнь, конечно)

<Для научной братии "С.Ковалевская и др" вступающие "в науку" были именно то, что разночинцы для своей эпохи в целом.>

Тут Вы сами себя опровергаете, вначале Вы говорили об открытых дверях :)
Однако, таких преград для проникновения в математику/физику/химию представителей мужской половины из разночинной среды не существовало.

<Для государства и общества не было возможности найти применение такой массе женских трудовых ресурсов из низших сословий.>

Вы хотите объяснить. что Ковалевской не давали учить математику исключительно из-за невозможности ее трудоустроить? Но прием на отделение мужчин, ведь не закрывался? Шовинистический, а не экономический подход и был причиной борьбы

<Как Вы понимаете, капитализм и невидимая рука рынка свободный рынок выберут не молодую женщину, а молодого мужчину,>


Я понимаю совершенно наоборот. Рынок заставляет капиталиста увольнять мужчин и набирать детей и женщин, потому что они стоят меньше.

<Как только женский труд становится конкурентен мужскому.>

Он почти всегда конкурентен, так как стоит гораздо меньше. А некоторые представители женского населения еще и доказали, что они могут и физически превосходить среднестатистического мужчину. :)

Надеюсь, что мои посты о суфражистках когда-нибудь смогут изменить Ваше снисходительное мнение о суфражизме. это отнюдь не курьезное явление в истории, хотя бы потому, что к нему примыкали довольно выдающегося ума женщины.
djak_krjakutny
Jul. 11th, 2012 04:50 pm (UTC)
1. Приходилось. Сам такой, если Вам интересно.
Встречал и с 3-я дипломами (один раз, правда), причём полученными одновременно, если Вам и это интересно.
Но в то, советское, время это было достаточно даже не редким, а очень редким явлением.
Хотя, впрочем, я подозреваю, что Вы всё же не вникли в суть моего тезиса, напоминаю - я речь вёл о 2-х в/о ДО начала 90-х, т.е. при СССР.

2. Это не вся правда. Вот мои слова:
- С такой энергией биться в широко открывающуюся дверь... 10 июля 2012, 14:48:12 UTC
- Говоря о широко открытой двери, я понимаю, что до этой двери нудно было дойти 11 июля 2012, 04:27:19 UTC
Существовали преграды - финансовые. Для каждого типа претендентов свои преграды.
Даже для начала пути - поступления в университет, и то надо было не просто среднее, а именно гимназический курс. Не для бедных.

3. Нет, не так. Для исключения прецедента. А если он уж и возник, то сведения "ущерба" к минимальному.

4. Это в тех профессиях и работах, где имеется возможность такой замены. Неквалифицированный, монотонный, "чёрный" труд.
Как только мы касаемся квалифицированного труда, то Ваш пример уже не работает.
Вкладывая деньги в обучение / (или просто найма) специалиста работодатель не хочет терять деньги на отрыв этого специалиста из-за беременности, родов, послеродового ухода, на заботу о захворавшем ребёнке.
Это действует и сейчас. Далеко за примером ходить не надо, недавно моя знакомая отказала такой девушке. Та проговорилась о предстоящем замужестве - "жаль её, но мне нужен работник не на год-полтора".

5. Нет, это и сейчас не так. А в то время это было совсем не так.
Закладываться на то, что "некоторые представители женского населения ... могут и физически превосходить среднестатистического мужчину" по меньшей мере глупо, а помня о том, что даже этим "представителям" в отличие от "среднестатистического мужчины" надо всё же и рожать (пусть и не всем, но всё же), и ухаживать за детьми, то это как-то заметно снижает их трудовую привлекательность даже при прочих равных условиях.

6. Вот уж не думал, что у Вас сложилось такое мнение обо мне.
Это отнюдь не курьёзное явление в истории! Это именно явление в общественных отношениях.
Курьезными там могут быть только эпизоды, как и в любом проявлении человеческой деятельности.
Да и то, иногда только на наш, современный взгляд.

Ваши посты и истории как раз очень интересны и показывают в первую очередь величие человеческого характера (добавлю исключительно из-за Вас - женского характера), примеров преодоления трудностей, и просто описание интересных судеб.



С уважением.
158advocate
Jul. 11th, 2012 05:45 am (UTC)
спасибо большое
интереснейший блог
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 06:37 am (UTC)
Спасибо Вам, что читаете
viromiro
Jul. 16th, 2012 07:36 am (UTC)
Спасибо. Поражаешься упорству и энергии таких женщин. Их жизнь была трудной, но, думаю, радостной. Ведь они прекрасно знали к какой цели стремяться, какое нужное дело делают.
ljwanderer
Jul. 16th, 2012 08:53 am (UTC)
Да, ее жизнь была интересной. А трудная жизнь - это неплохо, если есть заветная цель.
Это Вы очень правильно заметили, несчастны те, кто ведут благополучную, но бесцельную жизнь
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow