?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





*
Флоренс Харпер вспоминает:


Театры давали представления, и довольно успешно.
Мариинский театр был полон, я пошла туда вскоре после моего прибытия в Петроград, чтобы посмотреть сам Мариинский. Это – самый красивый театр, который я когда –либо видела в своей жизни…

Во время антракта публика гуляла по фойе, где стоял караул. Когда мимо караула проходил офицер, караул отдавал честь, и это зрелище стоило того, чтобы прийти в театр. Они были, как механические солдатики.
Мне это понравилось даже больше самой оперы.




Основной состав балета "Спящая красавица", 1890



Сцена из первого акта "Дочь фараона" в постановке Петипа в Мариинском театре в 1898 году.
В центре - Ольга Преображенска ( слева ) и Матильда Кшесинская (справа)




"Раймонда" в Мариинском театре, 1898 г.



Первый акт постановки Петипа "Раймонда" в  Мариинском театре,1900 г.
В центре - Матильда Кшесинская




Первый акт постановки Петипа "Баядерка" в Мариинском театре, 1900 г.


Не только рабочие участвовали в забастовке. Похоже, в этот вечер хор тоже бастовал.
Директор театра урезал вдвое их жалованье, и хор заявил, что, если их работа оплачивается только наполовину, то и делать они будут только половину.
Они пели шепотом и танцевали только половину шагов в их обычных танцах. В первом акте был крестьянский танец. Они делали шаг или одно движение, а потом спокойно стояли, пропуская одно движение.

Публика сначала изумилась, потом возмутилась.
В третьем акте балет вышел в вечерних платьях. Это были настоящие русские вечерние платья, сшитые на холодную погоду – из толстой ткани, объемные и непроницаемые.
Это было последней каплей.
Галерка стала кричать: “Опустите занавес! Хватит!”. Зал зашумел и занавес опустился.

Дирижер оркестра положил свою палочку, повернулся, посмотрел на галерку с улыбкой на лице, словно говоря: “Когда вы успокоитесь, я продолжу”.
Минут через десять все успокоилось, занавес опять поднялся и опера продолжилась.
Это был единственный случай в истории Мариинского театра, когда занавес опустился по желанию публики.

Когда я вышла из театра, мне нужно было пройти полквартала, чтобы найти сани.
Никаким общественным транспортным средствам не разрешалось останавливаться у главного входа, только частным автомобилям и саням.
Это было очень удобно для великого князя, но не очень приятно для обыкновенного человека.



 
**
А вот, что вспоминает Дональд Томпсон о театре после Февральской революции:  

Вчера я был в опере - там такие перемены! Они сняли старый императорский занавес и повесили новый , ярко красный. Ложи заполнены солдатами, матросами и рабочими, их женами и подругами. Жаль, что я не смог сделать их фотографии. Меня больше позабавили эти люди, нежели само представление.

Само представление было какой-то оперой, но я в ней ничего не понял, зато я понимал людей. Большая часть из них никогда в своей жизни не была в опере, и, подумай только, сегодня они ходят в Императорскую оперу! Ложи были набиты людьми, на протяжении всего представления, каждые пять минут оркестр просили сыграть русскую Марсельезу, которая является версией французской, и во время исполнения все вставали со своих мест.

Большинство солдат и рабочих принесли с собой в оперу оружие. Это было зрелище, которое я никогда не забуду.

Когда я вышел из театра, я был еще больше удивлен – казалось, все извозчики Петрограда собрались перед театром. До революции им было запрещено останавливаться у входа… 

Теперь автомобили богатых людей вынуждены ждать в сторонке, пока люди новой республики не разъедутся по домам на извозчиках
.

***
То же самое вспоминает и анонимный автор “Русского дневника англичанина”

Среда 28 марта

Так как я был на последнем представлении балета старого режима, сегодня вечером побывал на представлении нового режима. Я пришел в театр до того, как поднялся занавес, на час раньше обычного, в семь. На первом этаже в императорской ложе слева от сцены, где обычно сидели великие князья, расположилось несколько балерин и какой-то мужчина, за их головами, где обычно сидели дети великих князей, сидела какая-то пара евреев.

Противоположная от сцены ложа была пуста. В ложе выше, которая раньше резервировалась для членов императорской семьи, было одиннадцать человек и ребенок, все они не были знакомы друг с другом.
Главная императорская ложа была не занята  до тех пор, пока во время второй сцены в нее не вошли представители народа -мужчина и женщина. Я почувствовал по этому поводу отвращение.

Марсельезу играли в начале второго акта и на бис. Во время третьего акта отключение света перед тем, как дирижер занял свое место, предотвратило новое исполнение Марсельезы. В балете “Спящая красавица” король, королева и принцесса, которую танцевала Смирнова, все носили короны. Я ушел в 9.15, до окончания, легко взял извозчика – теперь   их на улицах - в избытке.

   Иллюстрации из журнала "The Graphic" - в Мариинском театре,1874 год   




*   - Florence Harper "Runaway Russia"
**  - Donald Tompson "Donald C. Tompson in Russia"
*** - "Russian Diary of an Englishman"


Comments

( 9 comments — Leave a comment )
22sobaki
Feb. 16th, 2012 03:10 pm (UTC)
>Когда мимо караула проходил офицер, караул отдавал честь
Часовые вроде бы честь не отдают...
"8. Если нижний чин имеет ружье у ноги или на плече, то для отдания чести он поворачивает голову к стороне приветствуемого лица, продол­жая, если шёл, махать свободною рукою."
Неправильно выразился - честь отдают, но руку к голове не прикладывают.

А почему извозчиков на улицах стало в избытке?
ljwanderer
Feb. 16th, 2012 04:12 pm (UTC)
Это для меня - слишком сложно :) я -человек невоенный :)

В оригинале:
"As each officer passed, the sentries would salute"

А извозчиков навалом, вероятно потому, что извозчик стал чуть ли не рабочим классом с привилегиями, а раньше был - самым бесправным существом ( если вспомнить Животова или Бахтиарова) Теперь ему можно было искать клиентов у театра, а раньше было нельзя.

Раньше простой гражданин должен был пройти, как Флоренс Харпер, квартал, или еще больше, чтобы найти извозчика, а после революции, как пишет Томпсон "казалось, все извозчики Петрограда собрались перед театром. До революции им было запрещено останавливаться у входа… "
22sobaki
Feb. 16th, 2012 05:54 pm (UTC)
Ничего сложного, просто внимания не обращали

На параде, например, командиры подразделений прикладывают руку к голове, а остальные только поворачивают голову - потому что у них автоматы на груди.
ljwanderer
Feb. 16th, 2012 06:17 pm (UTC)
Теперь понятно :)
Спасибо за пояснение.
22sobaki
Feb. 16th, 2012 06:41 pm (UTC)
Да я тоже не большой специалист:) Из "Аквариума" запомнилось:
"А вот и полуовальный зал,
залитый светом. В пуленепробиваемом прозрачном конусе - опечатанное
гербовыми печатями знамя полка. Под знаменем часовой замер. Короткий плоский
штык дробит последний луч солнца, рассыпает его искрами по мрамору. Я
приветствую знамя полка, а часовой под знаменем не шелохнется. Он ведь с
автоматом. А вооруженный человек не использует никаких других форм
приветствия. Его оружие и есть приветствие всем остальным"
ljwanderer
Feb. 16th, 2012 07:51 pm (UTC)
действительно, а я вот как-то даже не задумывалась раньше :)
lazorevka
Feb. 16th, 2012 06:16 pm (UTC)
Изумительный материал! Огромное Вам спасибо!!
evgknyaginin
Feb. 16th, 2012 07:22 pm (UTC)
Согласен, хороший пост.
ljwanderer
Feb. 16th, 2012 07:51 pm (UTC)
Спасибо :)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow