Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Ледокол Ермак


Мощный ледокол Ермак был построен компанией Armstrong, Whitworth and Co. по проекту, разработанному адмиралом Макаровым, - пишет газета “The Graphic”. В Кронштадте, где лед начинает образовываться уже поздней осенью, часто можно увидеть толпы людей, наблюдающих за прибытием ледокола, сопровождающих его на санях, однако маленьким финским лошадкам не угнаться за Ермаком.

Созданный по проекту выдающегося русского ученого и флотоводца С. О. Макарова, ледокол был заложен в 1897 году по заказу России на стапелях английской фирмы «Армстронг», в октябре следующего года спущен на воду и в феврале 1899 года, направляясь в Кронштадт, вышел в первое плавание.
Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. Стальной двухпалубный одномачтовый линейный ледокол.



Впервые мысль о создании полярного ледокола Макаров высказал своему другу профессору Морской академии Ф. Ф. Врангелю в 1892 году, когда Нансен энергично готовился к историческому плаванию. Как государственный деятель Макаров понимал, что корабль, способный активно работать во льдах, для России жизненная необходимость, поскольку удлинение сроков арктической навигации неизмеримо расширит торговые возможности и экономические связи огромной северной державы.
Как военный руководитель и флотоводец адмирал хорошо представлял, насколько важно для России иметь морской путь, связывающий восточную часть страны с западной и при этом полностью лежащий в пределах территориальных вод Российской империи.
Новаторство Макарова сказалось не только в том, что он предложил качественно новый тип судна и предусмотрел на нем паровую машину гигантской по тем временам мощности (10000 лошадиных сил), но и в том, что вопреки общепринятым мнениям, признающим пригодными для плавания в Арктике только деревянные суда, он настаивал на постройке стального ледокола.




На первых порах Макаров рассчитывал привлечь к своему детищу интерес чисто гуманного характера. Нансен отправляется в Арктику в чрезвычайно рискованное путешествие, чем оно может закончиться, никто не знает; вот и надо построить ледокол, чтобы в случае нужды послать его на помощь попавшей в беду экспедиции, а может быть, даже на ее поиски. Адмирал попытался заручиться поддержкой сибирских купцов, соблазнить их возможностью "открыть правильные (регулярные. - С. Б.) товарные рейсы с рекой Енисей, заставляя грузовые пароходы следовать за ледоколом".



Другим важным тезисом в записке Макарова, направленной в морское министерство, была мысль о том, что создание ледокола будет иметь большое научное значение для исследования морей Северного Ледовитого океана.

И, наконец, он подчеркнул важную стратегическую роль ледокола:
"Полагаю, что содержание большого ледокола на Ледовитом океане может иметь и стратегическое значение, дав возможность при нужде передвинуть флот в Тихий океан кратчайшим и безопаснейшим в военном отношении путем".





Сколько кораблей, сколько человеческих жизней было бы сохранено, если бы к началу русско-японской войны 1904-1905 годов был открыт и освоен Северный морской путь! Не было бы кровавой Цусимы, не было бы этой страшной и позорной страницы в истории царского флота, если бы корабли Балтийской эскадры шли на Дальний Восток не вокруг света, а вдоль северных берегов России.



Фотография картины "Ермак помогает военному кораблю, застрявшему во льдах"



Ермак участвует в работах по спасению броненосца береговой обороны “Генерал-Адмирал Апраксин” у острова Гогланд, 1900 г.


Но высокопоставленных царских чиновников не могла убедить никакая аргументация. Резолюция управляющего морским министерством П. П. Тыртова была немногословна, но выразительна:

"Русский военный флот вовсе не так богат, чтобы жертвовать их (эти суда. - С. Б.) для ученых к тому же проблематичных задач".


Но Макаров был не тот человек, чтобы сразу отступиться от своей идеи. Он решил добиться поддержки со стороны научной общественности. 12 марта 1897 года адмирал выступил с лекцией в Академии наук, предварительно издав текст лекции отдельной брошюрой.

Совместно с Врангелем он организует публичную лекцию с броским, рекламным названием "К Северному полюсу - напролом!" Лекция прошла с огромным успехом и сразу получила широкую огласку.

И все-таки вряд ли Макарову удалось бы справиться с царской бюрократией, если бы в ряды сторонников ледокола не встал замечательный русский ученый Д. И. Менделеев. Он горячо поддержал предложение Макарова и взял на себя нелегкую миссию убедить русских правителей в реальности и полезности предлагаемого проекта. Пользуясь в высших правительственных кругах огромным авторитетом, Менделеев обратился за помощью к всесильному русскому министру финансов С. Ю. Витте.

"В 1897 г., а именно в конце этого года, по моей инициативе заказан ледокол "Ермак".-
из мемуаров С.Ю.Витте.





И вот уже в марте 1899 года новый ледокол покинул Англию и прибыл в Кронштадт. Уже на третий день пребывания "Ермака" в Кронштадте начали поступать сообщения с затертых во льдах судов с просьбой о немедленной помощи. И "Ермак" оказался на высоте. Он легко освободил все корабли, застрявшие в Кронштадтском, а затем и в Ревельском портах.

"Вот "Ермак" все ближе и ближе. Движение его в массе сплошного льда поразительно. Все мы знали, что лед на рейде доходит до 1 1/2 аршина (106 сантиметров. - С. Б.), и не верилось своим глазам, как шел "Ермак", будто бы льду и не было. Не заметно ни малейшего усилия. "Ермак" шел с глухим треском, ломая лед и подбивая его под себя благодаря удивительно удачно рассчитанным обводам, особенно в носу. Ясно было видно, как штевень легко врезался в лед, после чего масса льда покорно уходила под мощный корпус судна. Кругом не образовывалось трещин, и "Ермак" шел, плотно прижимаясь бортами ко льду. У самого борта иногда показывались толстые льдины, но быстро прятались под корпус, за кормой оставался свободный канал, наполненный льдом, разбитым на куски мощными винтами "Ермака". Кронштадская газета “Котлин”


В первых числах апреля "Ермак" вскрыл устье Невы и позволил таким образом необычайно рано начать навигацию в Петербургском порту. 4 апреля при огромном стечении народа ледокол ошвартовался около Горного института.














В 1901 г. Ермак перешёл в ведение Комитета по портовым делам, подчинён Отделу торговли и мореплавания для работы на Балтике.
1903-1905 гг. - перешёл в ведение Главного управления торгового мореплавания и портов.

В феврале 1918 года ледокол вывел из Таллина все способные двигаться советские корабли и привел их в Гельсингфорс, а затем обеспечил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.

В 1934 году «Ермак» обеспечивал деятельность Карской и Ленской экспедиций, а через четыре года спас из ледового плена ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин», участвовал в экспедиции по эвакуации со льдины героической четверки папанинцев. Поздней осенью 1939 года ледокол пересек зону боевых действий второй мировой войны и, обойдя Скандинавию, перешел из Мурманска на Балтику. 4 октября 1941 года «Ермак» был зачислен в Отряд особого назначения Краснознаменного Балтийского флота. Ледокол участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и других гарнизонов, проводил корабли в Финском заливе, выводил подводные лодки на боевые позиции, действуя под ожесточенными бомбежками и артиллерийскими обстрелами.

В 1964 году «Ермак» был выведен из эксплуатации






М.П.Васильев Первый командир Ермака 1898-1901 год.






Ермак в Англии, 1901 г.


http://tsushima.su/RU/shipsru/shipsrussiaru/shipsrussiabronru/shipsrussiabronsudaru/ledokol-ermak/

http://korabelu.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st006.shtml

http://www.polarpost.ru/
Tags: История транспорта, Путешествие в мир прессы, Флот и армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments