?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г.
В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года
.
Название "Кара" , упомянутое в стихах, было известно каждому благодаря рассказам Кенана о карских рудниках.



В 19-м веке отношение американцев к России было вполне дружественным. России и Америке было нечего делить, Америка расширялась на запад, Россия – на юг и восток. Россия воспринималась, как империя, в которой естественным путем создались условия, препятствующие  формированию  республиканских основ и развитию демократии.

И, хотя английская пропаганда представляла русского царя алчным и жестоким, скрывающим свою истиную суть маской просвещенности и либерализма, все же русский монарх воспринимался  в позитивном свете, а во время войн на Кавказе и в Крыму, как борец за христианские ценности.




Русский монарх-крестоносец



Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона
 
В 1867 году Марк Твен, посетивший Россию в качестве журналиста, принимал участие в составлении приветственного адреса Александру II



Америка обязана многим России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу во время великих бедствий.
С упованием молим Бога, чтобы эта дружба продолжалась и на будущие времена, что Америка благодарна сегодня и будет благодарна России и ее Государю за эту дружбу.
Мы прекрасно знаем, что само допущение, будто мы когда-нибудь сможем лишиться этой дружбы вследствие какой-либо преднамеренной несправедливости или неверно взятого курса, было бы преступлением



Линкольн и Александр II педставлены английской пропагандой,
как два "экстремиста"- два кровожадных лидера, ведущих войны




Английская карикатура времен русско-турецкой войны

Медленные темпы развития России, слаборазвитая транспортная сеть, малограмотное население в то время не делало Россию привлекательной  для американского капитала.
А тенденция развития анархических и социалистических течений в мире подталкивала правящие круги сочувствовать царской власти, нежели людям, мечтающим эту власть устранить.
 
Тем не менее, с конца 19 века в западном обществе наметилась тенденция усиления симпатий к положению русского народа, а рядовые американцы,  читая английские, а затем  и американские газеты и журналы, ужасались  условиям жизни русского народа.




Студентов отправляют в Сибирь

По этапу - в Сибирь


Фотографирование преступника.
Рисунок Прайса о путешествии в Сибирь
в журнале Illustrated London News




Рассказ о жизни ссыльно-каторжных на Сахалине.
Автор заявляет: не исключено, что Сахалин попадет когда-нибудь в зону интересов Британии, поэтому нужно знать, что представляет собой Сахалин.

На основании прочитанного многие делали выводы, что единственный путь реформирования русской жизни возможен лишь при копировании американской модели.
Эту же мысль поддержала и русская оппозиция, находившаяся за рубежом, она вошла в тесное взаимодействие с западной общественностью.



Степняк-Кравчинский

С начала 1880-х начался быстрый процесс индустриализации России, что создало возможности для проникновения американского капитала в Россию, в связи с этим интерес к России усилился во всех слоях западного общества, появилось и желание изменить Россию для соответствия собственным запросам.
 
Американское общество было расколото надвое – одни сочувствовали аристократам, которым приходится защищаться от проникновения социализма, другие – клеймили позором власть, которая готова уморить в Сибири самую просвещенную часть общества за свободомыслие.

Джордж Кеннан, читавший лекции  в 1882 году, утверждал , что Сибирская ссылка не хуже  любой американской или европейской тюрьмы. Отвечая через печать Армстронгу , осуждавшему азиатскую жестокость русского царя  по отношению к своим подданным, Кеннан заявлял, что американцам следует посмотреть сначала на себя, прежде чем критиковать других за жестокость.
 
Однако путешествие в Сибирь, предпринятое Кеннаном в 1985-86 гг. , кардинально изменило его взгляды на Россию. И лекции Кеннана 1887 года имели уже обличительный характер.


Марк Твен, прослушав несколько лекций Кенанна,  заявил:



Если такое правительство не может быть ничем низвергнуто, кроме динамита, тогда нужно благодарить Бога, за то, что динамит существует.


Благодаря постоянным публикациям журнала “The Century” на тему сибирской ссылки и пропаганде Кеннана американская публика вскоре стала воспринимать покушение на убийство представителей власти, как вполне оправданное средство в борьбе за политическое реформирование России.


С 1889 года по инициативе политического иммигранта Степняка-Кравчинского было создано “Общество друзей русской свободы” ( сначала в Ангии, потом – в США), которое объединило все западные силы, заинтересованные в реорганизации России. Общество осуществляло идеологическую и  информационную связь, организовывало лекции и собрания, собирало средства для помощи русской оппозиции и организовывало антирусскую пропаганду. С этой целью издавался журнал “Свободная Россия”, где публиковались письма из России, содержащие реальные факты, обличающие режим. C обществом сотрудничали видные деятели Америки, среди них были Джордж Кеннан и Марк Твен.


… вспоминая о разоблачениях Джорджа Кеннена <…> понимаешь, что только в аду можно найти подобие правительству вашего царя, а на земле ему подобия нет.
<…>
Теперь я понимаю, почему все люди испытывают к гремучей змее столь глубокую и непоколебимую вражду: потому лишь, что гремучая змея не обладает даром речи. Монархия этим даром обладает, и до сих пор ей удается убеждать людей в том, что она чем-то отличается от гремучей змеи, что она чем-то полезна.
<…>
…я знаю, что опрокинуть русский трон лучше всего было бы революцией.
Но устроить там революцию невозможно, и, пожалуй, остается только сохранять трон вакантным с помощью динамита до того дня, когда ближайшие кандидаты предпочтут с благодарностью отклонить эту честь.
Тогда организуйте республику.
И вообще говоря, у этого метода есть свои немалые преимущества: революция порой уничтожает ценные человеческие жизни, а динамит - нет.

Подумайте вот о чем: заговорщики, покушающиеся на жизнь царя, принадлежат ко всем сословиям - от самых низших до самых высших. Подумайте, если столько людей решается на активную борьбу, грозящую им гибелью, то значит, тем, кто сочувствует им, хотя до поры до времени и держится в стороне, нет числа.

Разве можно из поколения в поколение разбивать сердца тысяч семей, обрекая каждый год все новые жертвы ужасам сибирской ссылки, и не заполнить всю Россию до самых дальних ее пределов горюющими отцами, матерями, братьями, сестрами, которые втайне ненавидят того, кто совершает это чудовищное преступление, и жаждут его смерти?

Если бы ваша жена, или ваш сын, или ваш отец были бы сосланы в сибирские рудники за неосторожные слова, вырвавшиеся из глубины души, измученной невыносимой тиранией царя, а вам представился бы случай убить тирана и вы не воспользовались бы им, то не кажется ли, что вы ненавидели бы и стыдились бы себя до конца своей жизни?

Если бы эта прелестная, образованная русская женщина, которая недавно была раздета донага на глазах грубой солдатни и засечена насмерть рукой царя, действовавшего через своего покорного исполнителя, была бы вашей женой, дочерью или сестрой, а сегодня царь прошел бы в двух шагах от вас, что бы вы почувствовали - и что бы вы сделали?

Подумайте, что по всей необъятной России от границы и до границы эта грустная весть наполнила слезами миллионы глаз и что сквозь слезы эти миллионы глаз видели не эту бедняжку, а своих близких и любимых, о чьей судьбе им напомнила ее судьба, воскресив снова черное горе прошлого - горе, которого нельзя ни забыть, ни простить.






Благодаря пропаганде свободная и просвещенная  Америка противопоставлялась отсталой варварской России, вскоре такое противопоставление полностью заместило представление о равном партнерстве, о друге, подставившем в трудную минуту плечо. На первый план вышла идея цивилизаторская.

Теперь уже американское общество обсуждало способность России реформироваться: одни считали  ее – темным пятном на карте, местом, которое нужно активно просвещать, другие считали русских по своей природе неспособными  к развитию.


Цивилизация пытается отмыть темное пятно на карте

Нужно отдать должное Кеннану, он боролся с такой постановкой вопроса, утверждая, что в России люди, не варвары, они столь же интеллектуальны и открыты для любых институтов, как, например, славяне в Болгарии.
Однако, сторонников мнения,  что до англо-саксонской системы управления русским нужно еще долго расти было гораздо больше. С этой целью предлагалась идея просвещения, при котором предполагалось, что русские смогли бы избавиться от своего рабского менталитета. Хотят ли русские такого просвещения или нет, такого вопроса цивилизаторы  просто не ставили на обсуждение.

В систему же просвещения на первое место ставилась необходимость смещения власти православной церкви. На место веры в варварские предрассудки, по мнению цивилизаторов, должна была прийти вера протестантская, свойственная развитым цивилизациям.

 “Нужно всего лишь принести в менталитет русского крестьянина  рационализм , и эта иррациональная приверженность к деспотизму исчезнет”- писали газеты.


Миссионерская работа, к тому же  должна была помочь включению России в рыночное пространство Америки. К этой же цели склонялся и Марк Твен, в одном из своих произведений  он выдвинул идею выкупа Сибири и организации там республики

Помимо критики царского правительства газеты начали разоблачать действия православной церкви, проповедующей подчинение царской власти, препятствующей просвещению, воюющей с миссионерами, преследующей иноверцев, поддерживающей националистов. Еврейские погромы или приезд эмигрантов-иноверцев из России был причиной напомнить о русской ксенофобии.

Теперь уже Россию ставили в один ряд с  Африкой, а освобожденных крестьян сравнивали с освобожденными рабами. Если в полемике кто-нибудь указывал, что в Америке существует своя Сибирь, имея в виду дискриминацию чернокожих на юге, то этот голос уже не мог прорваться сквозь дружный хор осуждений обращения с русским народом. Все чаще стала звучать мысль, высказанная Бьюэлом:
“Давайте поблагодарим Бога за то, что мы живем в республике”, пропаганда подчеркивала уникальность американских ценностей, убеждала, что американцы должны быть счастливы, что они живут не в России.




Рассказ о сибирской каторге в журнале 1893 года

В период между 1903-1905 годами в Америке в южных штатах Америки усилились расистские выступления, чернокожих сгоняли с ферм и линчевали. Вместо обсуждения внутреннего вопроса американская пресса переключилась, на освещение кишиневского погрома, оставляя собственный расовый вопрос в тени. Несмотря на то, что сотни чернокожих гибли в Америке ежегодно, газеты утверждали, что еврейские погромы гораздо хуже суда Линча.
Голос Кеннана, возражавшего против такого сравнения уже не был слышен.

Противопоставление цивилизации и варварства рождало и другие идеи, газеты начали писать о том, что цивилизованным нациям нечего иметь делать с  Россией, пока она остается таковой. Теперь уже обсуждалось право России быть в Манчжурии, незаконные действия в Финляндии и Армении. Россия стала называться тюрьмой народов.


При полном единомыслии, что такое положение дел в России терпеть уже невозможно и нужно срочно менять власть, продолжало существовать и патерналистское мнение о дремучем русском народе, который будет не в состоянии правильно построить республику. В связи с этим все более укоренялась мысль о возможности и необходимости вмешательства во внутренние дела России.
Америка все больше втягивалась в русскую политику, пытаясь сформировать благородные цели, а в общественном сознании новых поколений  уже четко установилась необходимость и непогрешимость  американской миссии.

Джордж Кеннан до конца своих дней считал себя верным другом России, боролся с несправедливостью, чинимой русской властью, мечтал об освобождении русского народа.
Он не прекращал дружеских связей с русскими революционерами, пытался их всячески поддержать и научить. Он искренне верил, что освободившись от монархии и влияния русской церкви, русский народ станет свободным и счастливым, что он вполне способен построить свою республику, и что существование такой  республики будет полезно Америке и России.

Кеннану удалось убедить общество, что русская монархия - это зло, что с неограниченной властью, не жалеющей жизни своих подданных, нужно бороться. С этой целью он разработал и запустил механизм пропаганды, но гигантский маховик стал раскручиваться уже независимо от взглядов отдельного индивидуума  и уже другие люди стали управлять общественным мнением, нисколько не сомневаясь в том, что то, что выгодно Америке , всегда –правильно и хорошо.

Прошли десятки лет и последователь Кеннана, его внучатый племянник Джордж Фрост, Кеннан,  продолжил  дело своего великого предка, формируя американскую политику
.


“США имеют реальную возможность значительно ужесточить условия, в которых осуществляется советская политика,
заставить Кремль действовать более сдержанно и осмотрительно, чем в последние годы, и таким образом способствовать развитию процессов, которые неизбежно приведут
либо к крушению советского строя, либо к постепенной его либерализации.
Ибо ни одно мистическое, мессианское движение, и особенно кремлевское, не может постоянно терпеть неудачи, не начав рано или поздно так или иначе приспосабливаться к логике реального положения вещей.
Таким образом, решение вопроса в значительной мере зависит и от нашей страны. Советско-американские отношения это, по существу, пробный камень международной роли Соединенных Штатов как государства.
Чтобы избежать поражения, Соединенным Штатам достаточно быть на высоте своих лучших традиций и доказать, что они достойны называться великой державой. “

Джордж Фрост Кеннан, 1947 год


Окончание: Прайс против Кеннана. 21 век.

Еще читать:




1.Заграница о России. Нигилисты


2.Путешествие миссионера в Россию


3.Путешествие мистера Бьюэла в Сибирь


4.Джордж Кеннан и Россия


5.Джордж Кеннан о Сибири


6.Путешествие мистера Прайса в Сибирь


7.Джордж Кеннан – пропагандист


8.Человек, изменивший общественное мнение


9.Прайс против Кеннана. 21 век

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
evgknyaginin
Oct. 12th, 2011 07:41 am (UTC)
Какие превосходные рисунки!
ljwanderer
Oct. 12th, 2011 10:02 am (UTC)
Да, полистайте PUNCH
Получите громадное удовольствие от иллюстраций.
Правда, читать сложновато, нужно понимать иронию и вспоминать исторические события
(Deleted comment)
ljwanderer
Oct. 12th, 2011 01:25 pm (UTC)
Спасибо,
:)
lectica
Oct. 13th, 2011 08:42 am (UTC)
Спасибо за прекрасную подборку о Кеннане. Какой замечательный человек он был. Письмо марка Твена я прочитала полностью. Жаль, что он его не отправил, а то революция свершилась бы гораздо раньше.
ljwanderer
Oct. 14th, 2011 07:33 pm (UTC)
Спасибо, что читаете :)
Насчет революции, которая произошла бы раньше - не уверена.
Если бы произошло так, как хотели Кеннан и Марк Твен, Сибирь бы отделилась, отпали бы уже тогда Польша, Финляндия и Кавказ. Соединенными штатами России им бы стать не дали могущественные соседи.
Чтобы осталось от России?
Не избежали бы и гражданской войны, ведь и Штаты не избежали...

А решила написать о Кеннана вот из-за этого:
http://ljwanderer.livejournal.com/183946.html
livejournal
Aug. 9th, 2012 02:58 pm (UTC)
"Как нам оторвать Сибирь". Джордж Кеннан
Пользователь 158advocate сослался на вашу запись в «"Как нам оторвать Сибирь". Джордж Кеннан» в контексте: [...] живают не осуждения, а поддержки.  Ему  удалось изменить общественное мнение Америки [...]
livejournal
Oct. 15th, 2013 12:19 pm (UTC)
Джордж Кеннан и Россия
Пользователь elena_2004 сослался на вашу запись в записи «Джордж Кеннан и Россия» в контексте: [...] 8.Человек, изменивший общественное мнение [...]
livejournal
Jan. 30th, 2014 05:19 pm (UTC)
Джордж Кеннан и Россия
Пользователь jodkowskiv сослался на вашу запись в записи «Джордж Кеннан и Россия» в контексте: [...] 8.Человек, изменивший общественное мнение [...]
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow