Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Под знаменем Красного треугольника


"Под знаменем красного треугольника" - так называется лекция о Союзе Молодых христиан, написанная одним из секретарей этой организации, Юлиусом Геккером, для распространения среди русских военнопленных.

Позднее этот пропагандистский материал был переработан для печати брошюры в Америке и распространения в 1920-х и 1930-х годах в Европе и Советской России.

Здесь размещены лишь выдержки из книги, изданной в 1930—х годах, в которую, помимо печатной статьи, вошли и фотографии. Цель лекции и книги – привлечение в новую христианскую организацию, делающую “добрые дела”.
Желающим быть полезным Союзу рекомендовано обращаться в Нью-Йорк, где происходит обучение и направление туда, где нового члена можно наилучшим образом использовать.


"Цель этой лекции состоитъ въ томъ, чтобы вкратце познакомить русский народъ съ историей и съ деятельностью той громадной организации, всемирной и международной, которая называется Христианскимъ Союзомъ Молодыхъ Людей.
Много русскихъ за время войны имели случай видеть Красный Треугольникъ — символъ (значекъ) этого Союза, а также имели случай и оценить деятельность этой организации.
<...>

Христианский Союзъ Молодыхъ Людей. Символъ (значекъ) его —красный треугольникъ съ английскими буквами, У. М. С. А. Выговаривать ихъ по английски следуетъ такъ; Уай, Эмъ, Си, Э.

Это означаетъ сокращенное название организации, вместо ея названия полнаго «Young Men's Christian Association» — , по русски Христианский Союзъ Молодыхъ Людей или: X. С.М. Л.

Во всемирной федерации состоятъ теперь Христианские Союзы тридцати государствъ, съ целымъ миллиономъ членовъ. Къ чести Америки следуетъ сказать, что две трети этого миллиона приходится на ея долю.

Изъ этого видно, что въ Америке-то Христианский Союзъ и нашелъ самую плодотворную для себя почву, и въ семьдесятъ летъ своего существования сделался гигантской организацией и со всемирнымъ влияниемъ.

Имущество Американскаго Хр. Союза оценивается въ настоящее время свыше ста двадцати одного миллиона долларовъ (121,000,000), а ежегодные расходы достигли суммы въ двадцать пять миллионовъ долларовъ, причемъ сюда не включены те десятки миллионовъ долларовъ, пожертвованныхъ для деятельности среди солдатъ и военнопленныхъ во время войны. Эти довольно значительный суммы, которыми — между прочимъ — можно было бы покрыть расходы небольшого государства, составляются изъ небольшихъ членскихъ взносовъ и изъ добровольныхъ пожертвований многочисленныхъ друзей Союза.

Большинство жертвователей — люди небогатые. Иные рабочие умышленно трудились большее количество часовъ въ неделю, для того чтобы отдать излишекъ своего заработка въ пользу Христианского Союза. Студенты отказывали себе въ обеде и сбереженныя такимъ путемъ деньги отдавали Хр. Союзу. Разносчики газетъ, — мальчики, — жертвовали по одному доллару, что для нихъ означало продажу несколькихъ сотъ номеровъ сверхъ обычной нормы. Этотъ способъ добывания средствъ лучше всего доказываетъ въ какой степени Хр. Союзъ является учреждениемъ демократическимъ, общенароднымъ, а не однихъ только имущихъ классовъ населения."

Союз этот - настоящая демократическая организация, уверяет Геккер, ведь поступления на содержание организации собирает народ, даже самые бедные его представители.
Правда, собранными организацией деньгами распоряжаются уже централизованно совсем другие люди, в управление организацией они попадают отнюдь не выборным путем.

"Треугольникъ — ничто иное, какъ символъ трехсторонности человеческой личности: во первыхъ, его физической стороны, то есть тела, его умственной стороны, то есть разума, и, наконецъ, въ третьихъ, вообще из его духовной стороны, то есть души. Равномерное развитие этихъ трехъ свойствъ всякой человеческой личности и даетъ намъ идеалъ нормальнаго и жизнеспособнаго человека. А помогать достижению такого развития всехъ этихъ трехъ сторонъ, и является одной изъ основныхъ задачъ Хр. Союза.

Для достижения этой цели Союзъ придумываетъ и разрабатываетъ особые научные способы. Даже и те здания, въ которыхъ помещаются учреждения Союза, построены по особому плану. Среди нихъ имеются учреждения самыя разнообразный: напримеръ, гимнастическия залы, бани, ресторанъ, читальня, библиотека, классныя комнаты, лаборатории, зала для лекций съ кинематографомъ и со сценой, особыя помещения для клубовъ и кружковъ, а въ большихъ городахъ къ нимъ еще пристроены и отели, где, по дешевой цене, сдаются комнаты, какъ для членовъ, такъ и для постороннихъ.

Большинство этихъ зданий очень велики. Иногда въ нихъ более чемъ по двадцати этажей. Стоимость этихъ зданий соответствуетъ ихъ размерамъ. Некоторыя изъ нихъ стоили до 10 миллионовъ рублей, а строились они на счетъ добровольныхъ пожертвований и членовъ, и вообще друзей Союза, безъ всякой государственной поддержки."

Все эти школы, библиотеки, спортивные клубы строятся для того, чтобы члены организации были физически развиты и грамотны, что даст им возможность найти хорошо оплачиваемую работу, но и смогли научиться “правильной” вере.

"Здоровое тело и развитой умъ необходимы для жизни, но еще важнее для идеальнаго человека чистое и доброе сердце. Нужно, чтобы человекъ возможно глубже вложилъ въ душу свою великий заветъ Христа: Любить Бога всемъ сердцемъ, всею душею, всей крепостью и всемъ разумениемъ своимъ, и ближняго своего какъ самаго себя(Евангелиеотъ Луки, гл. 10 ст. 27).

«Законъ этотъ, сказалъ Христосъ, есть исполнение всехъ законовъ». И кто не признаетъ за истину этихъ словъ Его ? « Где любовь — тамъ и Богъ».  <...>

Итакъ цель Христианскаго Союза состоитъ не только въ томъ, чтобы воспитать Тело и разумъ, но и въ томъ, чтобы воспитать и душу человека. Это самое и ставитъ Христианский Союзъ своей основною задачею, стремясь духовно возвысить всехъ людей, какого бы сословия, племени или вероисповедания они ни были.

Христианский Союзъ выполняетъ эту свою задачу и словомъ, и делом. Во всехъ отделахъ Союза устраиваются лекции на духовныя темы, беседы и молитвенный собрания, организуются кружки для изучения Св. Писания и ознакомления съ социально-нравственной литературой."

Правильная вера должна убедить их в правильности пути, по которому ведут их пастыри. Секретари организации занимаются добрыми делами – облегчают, как могут, жизнь военнопленных, помогают голодающим, учат неграмотных.

"Во время войны Хр. Союзъ особенно заботился о людяхъ, оторванныхъ отъ домашняго очага, т. е. объ американскихъ и другихъ солдатахъ. Во всехъ союзныхъ армияхъ, а также среди пленныхъ, не исключая и вражескихъ странъ, Союзъ развилъ свою многостороннюю деятельность. Такъ были устроены имъ во всехъ лагеряхъ и сборныхъ пунктахъ такъ называемые солдатские хутора и кантины.


Эти хутора представляли собою громадные бараки, въ которыхъ устраивались всевозможный развлечения — концерты, атлетическая состязания, читались лекции и т. д. Въ хуторахъ имелись : читальня, зала для корреспонденций, где бумага для писемъ выдавалась безплатно; зала, где можно было играть на биллиарде, въ шахматы ит.д.;буфетъ, баня и многое другое. За время войны посвятили себя этой деятельности десять тысячъ профессиональныхъ сотрудниковъ Союза или такъ называемыхъ секретарей. Они повсюду сопровождали солдатъ: переправлялись съ ними черезъ море и следовали за ними на суше». Не оставляли они солдатъ и во время боя: въ окопахъ, на передовыхъ позицияхъ они устраивали въ землянкахъ свои хутора. Не мало было убито секретарей, иные же были ранены, или попали въ пленъ. <...>

Символическхй Красный Треугольникъ теперь знаютъ во всехъ странахъ. Проникъ онъ и въ Россию, и въ Сибирь. И повсюду старался применять и улучшать свою трехстороннюю деятельность физическаго, умственнаго и духовнаго развитая. Для России и для русскихъ военнопленныхъ въ Германии и въ другихъ странахъ Христианский Союзъ издаетъ большое количество книгъ, лекций, художественныхъ таблицъ и т. п. "

Тот, кому помогла организация, вовлекается в помощь другим, он бескорыстно трудится для организации, становится ее частицей, вносящей свою лепту в общее дело.

"Но этотъ треугольникъ еще является вместе съ темъ и символомъ социальнаго прогресса. Подъ знаменемъ треугольника объединяются все общественные классы, все национальности и все религии. Какъ известно, въ истории человечества издавна обозначились три главныхъ направления: Византийско-Христианское, къ которому причисляется православная церковь; далее, — Западно-Христианское, а оно раскололось на римско-католическую церковь и евангельско-протестанское движение. Христианский Союзъ является своеобразнымъ объединяющимъ звеномъ не только Евангелическаго Христианства, хотя Христианский Союзъ изъ него-то и выросъ, и изъ него-же и поныне продолжаетъ черпать свои жизненный силы. <...>

Но, обращаясь въ первую очередь къ Христианскому Миру, Христианский Союзъ относится столь же дружелюбно и къ не христианамъ. Тысячи евреевъ, магометанъ, буддистовъ, и много другихъ иноверцевъ, а также людей, не признающихъ никакой религии, пользуются учреждениями Союза въ качестве посетителей или членовъ соревнователей."

Молодые христиане принимают в свои ряды и иноверцев, но с надеждой, что занятия спортом или иностранным языком, а также дружеские беседы с обученными секретарями организации, вовлекут иноверцев в общее дело, помогут проникнуться духом истиной веры. Правда, из-за особых оговорок в Уставе никогда этим членам не подняться по служебной лестнице вверх. Они так и останутся рядовыми, потому что по Уставу, откорректированному в 1925 году, ведущими секретарями могли быть лишь Евангелисты.

"Когда авторъ этой лекции работалъ среди русскихъ военнопленныхъ въ Австрии, то передъ его отъездомъ военннопленные устроили ему прощальный вечеръ. И вотъ что сказалъ одинъ еврей, присутствоваший на этомъ собрании: «Когда вы, докторъ, сюда приехали, мы, евреи, были предубеждены противъ васъ и вашего христианскаго общества. Но вы преодолели эти наши предубеждения вашимъ полнымъ нелицеприятиемъ и вашимъ искреннимъ служениемъ и христианамъ, и евреямъ, и магометанамъ, безъ различия расъ и вероисповеданий. И я желаю высказать передъ всеми, что я первый разъ въ жизни вижу истинное Христханство, воплощенное, здесь, въ лагере, въ лице Христианскаго Союза Молодыхъ Людей».



После этого еврея всталъ говорить другой военнопленный русский социалистъ, и сказалъ: «Я, товарищи, не признаю никакой религии, хотя, по рождению, я — человекъ православный. Но и я желаю сказать, что вы, докторъ, какъ представитель Христианскаго Союза, были истиннымъ Христианиномъ въ этомъ лагере. Вы явились сюда подобно тому, какъ Христосъ когда-то явился на землю къ бедному всеми покинутом люду. Вы служили всемъ и больнымъ, и здоровымъ, и христианамъ, и евреямъ, и социалистамъ; отъ имени своихъ товарищей русскихъ социалистовъ я желаю вамъ сказать сердечное русское спасибо. Вы теперь обязаны покинуть насъ, и мы словно несемъ васъ къ гробнице, какъ православные Христиане несутъ сегодня своего Христа (собрание происходило въ страстную пятницу). Но ведь Христосъ воскресъ и духъ Его живъ среди человечества; такъ и вашъ духъ и память о Вашемъ Христианскомъ Обществе останется съ нами и будетъ жить среди насъ. » <..>


Красный треугольникъ такой же символъ нейтралитета, то есть невмешательства, какъ и Красный Крестъ. Это, конечно, еще не значитъ что члены Хр. Союза не имеютъ права участвовать деятельно въ политической жизни страны. Каждый членъ Хр. Союза свободенъ примкнуть къ любой партии, соответственно его собственнымъ политическимъ убеждениямъ и экономическимъ интересамъ. И надо отметить, что деятельность Хр. Союза имеетъ хотя и косвенное, но все-же громадное политическое и социальное значение, такъ какъ Союзъ борется за общечеловеческие идеалы, и стремится сблизить и примирить людей всехъ классовъ и всехъ национальностей. Красный треугольникъ является также и символомъ объединения и местныхъ, и национальныхъ, и международныхъ интересовъ. Онъ — своего рода прообразъ будущаго союза народовъ. А къ этому-то союзу и стремятся теперь все нации мира."

Молодые христиане всех стран – объединяйтесь, о таком Союзе мечтают лидеры организации, о Союзе крепких молодых людей, объединенных крепкой верой, невзирая на расу, культуру, границы, твердо идущих за пастырем.

"Россия за последние годы действительно осуществила очень и очень многое. Въ ней произошла и политическая, и социальная революция, столь громадная, какой еще никогда не видывалъ светъ.

Такой переворотъ, разумеется, требуетъ много жертвъ, много труда, много веры. Разрушивъ старое, надо ведь и созидать, и строить новое. А для этого нужны люди сильные, — сильные и физически, и умственно. И мы убеждены, что программа деятельности Хр. Союза можетъ во многомъ помочь воспитанию именно такихъ людей для новой России. <..>

Деятельность Хр. Союза въ России, должна, понятно, применяться къ условиямъ русской д'Ьйствительности. Въ политическомъ отношении она должна оставаться абсолютно безпартийной. Какой-бы государственный строй не установился въ России, деятельность Союза не можетъ быть направлена противъ него."

Запомним эти слова, потому что в истории движения Молодых христиан это заявление деяниями некоторых членов организации будет много раз опровергаться.

"Хр. Союзъ имеетъ въ виду воспитание людей, сделать ихъ здоровыми духомъ и теломъ, работоспособными, честными и доброжелательными. Лица съ такими стремлениями необходимы при всякомъ государственномъ строе, и при всякой социальной организации. Хр. Союзъ долженъ развить свою деятельность особенно среди крестьянъ. Свыше 90% русскаго населения занято сельскимъ хозяйствомъ. Русская деревня въ сильной степени отстала въ культурномъ отношении и тутъ опытъ Хр. Союза можетъ принести русскому крестьянству немало пользы.

Но не только однимъ лишь земледельцамъ : — рабочие въ городахъ, и учащаяся молодежь могутъ быть также обслуживаемы христианскимъ Союзомъ. Въ этой области у Хр.- Союза много опыта и онъ поэтому вполне можетъ сотрудничать съ другими уже существующими культурно-просветительными учреждениями, работающими среди этой части населения. Хр. Союзъ признаетъ полную свободу совести, не знаетъ расовыхъ предубеждений и можетъ поэтому работать на благо людей безъ различия вероисповедания или социальнаго положения последнихъ.

Такимъ образомъ, собираясь всемъ служить. Хр. Союзъ долженъ неустанно подчеркивать то, что объединяетъ расы, религии и сословия, а отнюдь не то, что ихъ можетъ разъединять. Въ этомъ смысле онъ и въ России желаетъ оставаться Христианскимъ Союзомъ, соответственно своему лозунгу — «да будутъ все единые» "

Итак, все слои населения России предполагается вовлечь в замечательную организацию, которая будет пропагандировать единство христиан, развивать силу и умение молодежи, привлекать иноверцам, и объединять все христианские организации в Союз с единым центром, в котором и будут сосредоточены ресурсы и власть,

"Если вы все, ознакомившиеся изъ этой лекции съ Хр. Союзомъ Молодыхъ Людей, пожелаете работать подъ знаменемъ краснаго треугольника на благо своей родины и на благо всего человечества, обратитесь въ такомъ случае для дальнейшихъ сведений, въ Международный Комитетъ Христианскаго Союза Молодыхъ Людей Северной Америки и оттуда укажутъ вамъ, какъ лучше и плодотворнее всего это вы можете сделать.

Адресъ этого Комитета: The International Committee Of Young Men's Christian Associations,347, Madison Ave. New-York"

Как работать на благо своей Родины - Вам скажут на Мэдисон -авенью.
Tags: YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Геккер, Миссионерство
Subscribe

  • Приключения британцев в СССР

    Doug Scott . Заканчиваю тему альпинизма, и воспоминаний о событиях на Памире 1974 года. Сегодня речь пойдет о Даге Скотте., британском альпинисте,…

  • Про галоши

    Тему СССР и галош уже обсудили в сети , y меня тоже есть по этой теме. «Это было во времена холодной войны, когда мы соревновались с…

  • Эверест на продажу

    Очередь за "селфи" После рассказа о том, каким достойным, благородным и интеллектуальным был альпинизм в начале двадцатого века. каких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments