Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

YMCA. Особенности работы









Эмблема YMCA, сформированная из пленных добровольцев и офицеров Ассоциации,работавших в лагере Camp Wheeler


продолжение

Все части:

Молодые христиане YMCA  - ИМКА - ХСМЛ
- Ассоциация молодых христиан или Христианский союз молодых людей

Внедрение
YMCA и русские пленные
YMCA. Дипломатия и менеджмент
YMCA. Особенности работы
YMCA и русские пленные. Эпилог
Под знаменем Красного треугольника







Работа Ассоциации велась в нескольких направлениях:



На первом месте было физическое состояние.
Помимо улучшения питания планировались занятия спортом и гимнастика.


На втором месте было умственное развитие в целях изменения монотонной жизни заключенных. Предлагался широкий выбор занятий – изучение языков, искусства, ремесленничества, обучения от школьной программы до университетских курсов.


Третьим направление была социализация, для этого предлагались командные спортивные игры, создание оркестров, театральных групп.


Последней составляющей было духовное развитие.


В амбициозные планы Ассоциации входило создание условий, в которых содержание под стражей могло стать полезным, в качестве награды за плен заключенный получал возможность саморазвития.
Каждый должен был вернуться домой, получив знания и навыки, которые ему могли пригодиться в дальнейшей жизни.



“Русский пленный не только вернется домой с теплым чувством по отношению к YMCA, которое создаст наилучшие условия для нашей послевоенной экспансии в Россию. Некоторые из этих людей выскажут заинтересованность в продолжении работы с нами”



–  записал один из секретарей YMCA














Два офицера из разных лагерей решили связать свою дальнейшую судьбу с Ассоциацией молодых христиан



Чтение и обучение



Особенно большое внимание уделялось организации школ. Учителя набирались из самих пленных. Для , французов и англичан, которые были призваны на службу, не успев закончить курс обучения , читались лекции университетского уровня. Для русских и сербов, которые на 80% состояли из не умеющих читать и писать, открывались курсы чтения, где учили алфавит и основы чтения. Процент неграмотности русских и сербов был около 80-ти. Однако и среди итальянцев он оказался около 60-ти.






Русские учатся читать под руководством соотечественника. Обучение пользуется популярностью, судя по тому, что некоторые присутствующие вынуждены сидеть на полу.





К 1916 году Ассоциация получила разрешение от русской стороны на организацию библиотек на Европейской территории России и в Сибири. Немедленно было послано три сотни библиотек, содержащих три сотни томов в каждой для распределения по лагерям. Однако не обошлось без проблем: по российским законам перед отправкой у книг снимался переплет для проведения их инспекции. После этого пришлось дополнительно посылать переплетные материалы, чтобы заключенные могли переплести книги заново, чтобы иметь возможность их читать.






Библиотека( Goettingen).







Французы и русские в библиотеке ( Cassel).





Студентам уделялось особое внимание и немецким командованием. Сорок пять французских офицеров проводили научно-исследовательские работы прямо в лагере, используя оборудование, которое доставила в лагерь Ассоциация. Лейтенант Беженов (Dr. Beszenoff),русский бактериолог, во время войны работал в специальной лаборатории во Франкфурте-на-Майне.






Военнопленный читает лекцию





Самые большие трудности были связаны с добыванием русских книг в Европе. К сентябрю 1916 года Ассоциация смогла раздобыть около трехсот тысяч русских учебников и священных писаний, около 56 тысяч книг для библиотек. Самым простым решением было начать печатать русские книги, что и было сделано. В 1916 в Берне в Швейцарии была основана типография и началась печать русских учебников для начальной школы.


ДЕТИ





Эта фотография мальчика и Баварского офицера стала известной, потому что использовалась в антинемецкой пропаганде. “Самый маленький русский” лагеря Puchheim, оказался сербом. Русские и сербы использовали детей в армии для мелких поручений, некоторые мальчишки убежали на войну за своими отцами







Шесть русских мальчишек – военнопленных сидят на скамейке, рядом – их учитель







Немцы отказывались отпускать этих детей, объясняя это тем, что дети могут пополнить ряды царской армии, однако, находили необходимость их контроля проблематичной. К осени 1916 года Ассоциация добилась того, что почти все дети были отделены от взрослых, помещены в лагерь Hammerstein, где для них была организована школа. На ответственности Ассоциации теперь находилось около полутора тысяч детей.






На уроке математики







Джон Кланман (John Klanmann) шведский волонтер YMCA , заменивший американцев после вступления Америки в войну в 1917 году, позирует с русскими мальчишками в лагере Wieselburg .







Дети военнопленные Лагерь Wieselburg







ИНВАЛИДЫ





Секретарь Ассоциации стоит мжду двумя инвалидами.









Русские пленные инвалиды демонстрируют искусственные ноги, которые они получили в лагере с помощью
Ассоциации.









Немецкий офицер медицинской службы накладывает повязку на ногу пленного в лагерном госпитале (Ingolstadt)


Благодаря немецким медикам большая часть раненных смогла выздороветь и пережить войну Летом 1916 года в лагере Hammerstein была основана школа для русских инвалидов. Почти 85% этих людей были крестьянами и из-за увечий не могли заниматься сельскохозяйственными работами после войны. Их нужно было обучить другой специальности, которая дала бы им возможность зарабатывать на жизнь после войны. Инвалидов стали учить на сапожников и портных. Такая же школа была открыта к осени 1916 года в лагере Schütt, где обучалось две тысячи русских инвалидов. Они учились читать, писать, плести корзины, соломенные шляпы, вырезать из древа.









Ноябрь 1917 г. Русские инвалиды перед отправкой домой





РАБОТА







Русские военнопленные демонстрируют свою работу ( Cottbs).







Французы и русские, работающие в сапожной мастерской







Весна 1915 года. Посадка картофеля.





Немцы начали сознавать, что ничего не делающие заключенные создают дыру в военном бюджете. А потому очень скоро они начали привлекать заключенных к работе, особенно к сельскохозяйственным работам. К концу войны использование заключенных на работах было вполне обычным явлением, они работали на шахтах, фермах, в лесничествах, на каменоломнях,на строительстве дороги железнодорожных путей, на фабриках и заводах .






Русские грузят сено на поезд. Несмотря на то, что война подтолкнула к механизации работ, лошади оставались основной силой в немецкой экономике.





Согласно Гаагской конвенции использование труда военнопленных четко оговаривалось. Работа была обязательной для всех здоровых призывников и добровольной для офицеров запаса. Тем не менее работа в военной промышленности и на передовой была запрещена. Обе воюющие стороны нарушали конвенцию. Условия работы заключенных сильно отличались: были работы с ужасными условиями ( например, работа на немецких соляных копях) и нормальными условиями (работа в сельском хозяйстве) Работа оплачивалась лагерными деньгами(Lagergeld),, которые можно было истратить только в лагере. Оплата была мизерная, немцы оправдывали это опасением, что пленные будут подкупать охрану для побега в нейтральные страны.








Лагерные деньги из четырех разных лагерей





Многие русские, сербы и румыны выжили благодаря работам на полях. Рабочий день был длительным, некоторые мастера и бригадиры, бывало. Обижали работников, временами случались стычки между пленными и немецкими рабочими. Забастовки пленных жестоко подавлялись и наказывались за неподчинение.









Русские во время перерыва в работе в лагере Zittau (Gross Poritsch)







Русские, работающие в лагере Aschaffenburg







Французы и русские, демонстрирующие свою работу в лагере Wuerzburg.







Русские пленные лагеря Wasbek расчищают лес.







Рубка дров







Русские заменили немецких фермеров, ушедших на фронт. Штеттин.







Русские столяры делают резную мебель. Фото 1921 года. Лагерь Wahn bei Koeln








РЕЛИГИЯ



Ассоциация снабжала православных священников лагерей мукой, вином, свечами, ладаном, иконами, лампадным маслом, рясами и всем, необходимым для церковной службы. Кроме этого, в лагерь доставлялись библия и другая религиозная литература. Немцы охотно поддерживали любую религиозную работу. Для духовного укрепления пленных Ассоциация стала сама печатать религиозную литературу.






Вот это печаталось специально для русских







Богослужение по праздникам ( предположительно это- святки)на святках. Заключенным выделялись специальные помещения для проведения религиозных обрядов







Русские участвуют в богослужении по поводу открытия мемориала, сооруженного за пределами лагеря (Франкфурт
на Одере)




. . .



А это- обучение в синагоге в лагере Zwickau. Чтение Талмуда.







Равин и русский хор в лагере Crossen-an-der-Oder. 1916 г.

продолжение следует


Tags: YMCA - ИМКА - ХСМЛ, wwi, Иностранная помощь ( ARA и др.), История России, Миссионерство, Русские пленные
Subscribe

  • В Королевском географическом обществе

    Комната географических карт и библиотека в Королевском географическом обществе . Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и…

  • О свободе выбора

    Сцена из британского сериала "Виктория" « ' Нынче уж так не выдают замуж, как прежде', — думали и говорили все…

  • "...игрушки в руках гормонального фона"

    .Уже, кажется, сложилась традиция в том, что я обращаюсь к Коммерсанту, как к желтой прессе :) Недавно случайно попалась статья с кричащим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments