Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Наппельбаум о своем искусстве

М.С.Наппельбаум “От ремесла к искусству”

Когда я приступил к портрету А.Блока, меня взволновало его лицо, исхудавшие черты были обострены, особенно нос, глаза огромные, полные страдания. Меня привлек блеск его глаз, в них было горение мятущегося поэта. Мне хотелось запечатлеть этот фосфоресцирующий, устремленный внутрь себя взгляд его расширенных, блестящих зрачков. Я подвел аппарат близко к его лицу и сфотографировал, по существу, глаза поэта, вернее, один глаз, так как второй тонет в тени, подчеркивающей остроту черт лица. Привлекла мое внимание и рука Блока – узкая кисть, тонкие длинные пальцы художника; в руке заметна болезненная чувствительность.


Пришел директор Петербургской консерватории А. К. Глазунов, высокий,

тучный человек с мягкими красивыми руками: во всей его фигуре — спокойствие, достоинство. Но самое важное было не то, что он директор, - пришел композитор. Как показать, что этот художник, творец музыки? <…> 

Я усадил Глазунова боком к аппарату, чтобы сузить фигуру, сохранив вместе с тем ее монументальность. Стал внимательно вглядываться в строение лица, искать именно те, порой трудно уловимые особенности, которые приоткрывают интеллект человека. Повернув его лицо в три четверти, я попросил А. К. Глазунова смотреть не в объектив, а поверх плеча зрителя. Обнаружился острый, напряженный, вдумчивый взгляд.

Светом подчеркнул выпуклость лба, объемность головы. Освещение и вообще сосредоточил на лице композитора и на его руках, оставив всю фигуру в тени. Это помогло мне, во-первых, скрыть излишнюю полноту, а кроме того, подчеркнуть мягкость, артистичность его рук.

 



У Горького была привычка держать мундштук не так, как его держат обычно, между двумя пальцами, а весьма своеобразно, вытянув четыре пальца поверх мундштука, а большим придерживая его снизу.

Я не удержался, чтобы не использовать эту давно наблюденную мною подробность. Рука с мундштуком завершает композицию, придает законченность образую Когда я делал снимок, я дал боковое освещение и постарался ни в коей мере не сгладить резкой скульптурности лица Горького , подчеркнуть и морщинистый лоб и складки на опущенных веках. Нельзя было скрывать ни одной черты этого на редкость выразительного лица. Но особенно радостно, что в этом портрете мне удалось уловить мысль на лице Горького, задумчивый взгляд писателя из-под насупленных, взлохмаченных бровей. Мне кажется, что именно этот грустный, с оттенком горечи взгляд, морщины на лбу в сочетании с мужественным, характерным, суровым лицом и дает представление о глубоких мыслях и больших страстях, которые волновали душу этого яркого, сильного человека.

Помню, разговаривая с А.М.Горьким, я как-то спросил его, как он смотрит на фотографию, - ремесло это или искусство? Горький строго взглянул на меня и ответил:

-Каждое ремесло может быть искусством!



Демьяна Бедного я снимал в первые годы революции и позже в Москве, когда его имя было было широко знакомо всем советским читателям. В его домашнем кабинете свободными от книг были только пол и потолок. Я так и снял его на фоне книжных полок, в позе не то, читающего, не то размышляющего человека. Он стоит в пестрой тюбетейке; мягкие черты лица, дружелюбный взгляд, у ног – груда газет.

Спустя несколько лет в Москве я фотографировал Демьяна Бедного для своей второй выставки. Я снял его крупным планом с книгой в руке, подчеркнув его мягкое, округлое доброе лицо.



Демьян Бедный написал и подарил мне стихотворение <…>

Поглядеть – фотограф сей

С виду чистый Моисей.

Но с таким библейским ликом

В мастерстве своем великом


Современен он насквозь:

Ставя линзу вкривь и вкось,

Он тебя вконец измучит,

Но уж снимочек получит.

Что хвалю я не сплеча,

Что лукавства нету в этом,

Подтверждаю я портретом,

Где я вижу Ильича

Настоящего , живого.

За фотографа такого,

Кто б его ни прижимал,

Я всегда замолвлю слово,

-Он ведь ЛЕНИНА снимал.













Председательница колхоза



Растропович




Эйзенштейн



Капица



Кукрыниксы - Куприянов, Крылов, Соколов



Сказочник





Иосиф и его жена Потифара


М.С.Наппельбаум. Автопортрет
Tags: Наппельбаум М.С., Фотографы, Фотоискусство
Subscribe

  • Женщина-врач в стране бахтиар. Часть 2

    Ранее: Доктор Элизабет Росс Женщина-врач в стране бахтиар. Часть 1 ГЛАВА VIII ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН Самая интересная особенность, на мой взгляд,…

  • Женщина-врач в стране бахтиар. Часть 1

    Ранее: Доктор Элизабет Росс Далее: отрывки из книги Элизабет Росс "Женщина-врач в стране бахтиар" Была ли это реакция после тех…

  • Доктор Элизабет Росс

    Elizabeth Ness MacBean Ross (1878-1915) Начинаю новый цикл из четырех постов - еще об одной замечательной женщине из Великобритании и ее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments