Photographer- Beernaert Freres, Gand, Belgium. Егерь с собакой
Помню курьезные случаи у Канарского, которые вызывали у меня острый протест. Как- то пришел к нам сниматься артист Н.Н.Фигнерсо своею собачкой. Старший фотограф,решив снять знаменитого актера нестандартно, с собачкой на руках ‚неподвижно стоящим и на этом же негативе — Фигнера, который грозит пальцем собачке. Этот примитивный трюк в те времена пользовался у фотографов успехом. На одной и той же пластинке снимали человека дважды,помещая его в разных углах квадрата. Сиимали на темном фоне и по-разному зкспонировали, прибегали к всевозможным техническим ухищрениям, чтобы не было передержки. Ремесленники считали этот «фокус» весьма оригинальным — на одном и том же портрете тот же самый человек в разных позах!
Как ни мало я был образован, по-видимому, интуитивное чувство правды, которое побудило меня искать истинные ценности в фотопортрете, заставило меня возмутиться, глядя на съемку Н. Н. Фигнера <…> Наблюдая за фотографом, который старался поразить Н. Н. Фнгнера своим дешевым профессиональным трюкачеством, я был искренне оскорблен за великого артиста и за «святое искусство» (как тогда говорили).
Фотоателье Канарского (Конарского) Портрет Н.Н.Фигнера
Фотоателье Аксельрода. Двойной портрет неизвестного

Брадобрей и его клиент 1885 г.L. Wallak (Vienna, Austria) Double Portrait: Barber and Customer

Брадобрей и его клиент 1885 г.
Charles F. Bracy (Wells River and Fairlee, Vermont) Double Portrait of a Boy, from Side and Back Cabinet card, circa 1890 Henry Van der Weyde (1838-1924; London, England) "Mr. Mansfield" Albumen print cabinet card, circa 1895 Thomas Lenhart (Allentown, Pennsylvania) "Lenhart Photographing Himself" Albumen print cabinet card, circa 1894 Birmingham Photo Co. (Birmingham, Alabama) Double Portrait of Frank Fowler, with Wheelbarrow and Fan Albumen print cabinet card, circa 1896
А здесь можно посмотреть уже вполне художественный двойной портрет Мэри Пикфорд 1914 года