Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

"Слесарное искусство"


Скульптура Н.А.Лаверецкого "Россия"
отлита для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, в 1896 г.



Фрагмент ограды Инженерного моста




Ограда парка имени 9-го января

Из сборника "Промышленный мир" Спб.1892 г.

Слесарное искусство следует отличать от слесарного ремесла. Это последнее ограничивается изготовлением ключей и отмычек, замков и затворов.
<…>
Область же слесарного искусства гораздо обширнее и многостороннее, она захватывает и салонные украшения, и садовые решетки, и могильные памятники.
 

Слесарь-художник должен быть одарен вкусом и фантазией, уметь не только бойко чертить, но и хорошо рисовать, быть практически ознакомлен с лепным искусством и владеть скульптурным резцом, а кроме того, основательно знать все свойства металлов, каждого в отдельности и в различных сочетаниях, равно как степень их пригодности в той или другой форме, в таком или ином составе , для данной цели.

.



Решетка Дворца Малютки

 

Таких слесарей-художников не успела еще воспитать у себя дома наша русская промышленно-художественная жизнь.
А так как потребность в художественных слесарных работах с развитием вкуса русского потребителя сказывается все более, то удовлетворять ее приходилось выписыванием тамошних мастеров.
При этом надо было во-первых платить за чужой промысел, и за чужую работу, и за чужой материал, заниматься длинной перепиской, ждать долго, ведаться с таможенными формальностями, экспедиторскими ухищрениями, и в довершении – нередко получать вовсе не то, что было заказано <…> и всегда в конце концов оставаться в зависимости от зарубежного предпринимателя <…>

.



Ограда Литейного моста

.

Дело приняло иной оборот, когда иностранные мастера стали приезжать в Россию, устраивать мастерские и брать “на выучку”  русских учеников и подмастерьев. 

Так именно поступил Л.Реннер (Невский ,104) мастерская которого производит самые сложные работы из русского чугуна, железа, меди и стали для внешних украшений дач, городских домов, садов, парков, часовен, церквей, кладбищ.

Он уже успел подготовить более дюжины туляков, тверяков и владимирцев.

.
.
Решетка Казанского собора. Деталь



.
Ворота Лютеранской церкви

..
Ограда Храма Воскресения Христова

.


.
Ворота Аничкового дворца
.

.
Мало-Конюшенный мост




.
Из истории завода Каслинского художественного литья

В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов . Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья.
Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья.
В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода.

Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.


Совершенно особую роль в судьбе Каслинского литья сыграли два русских ваятеля
М.Д. Канаев и Н.Р. Бах.
О
ни первые профессиональные скульпторы выученики Петербургской Академий художеств, приехав в Касли, они были поражены талантливостью народных мастеров. Видя большие перспективы чугунного литья, как вида пластического искусства и стремясь поднять его на более высокую степень совершенства, создают в Каслях художественную школу, где учат рабочих лепке, понятию ее законов и это имело совершенно исключительное значение для всей дальнейшей истории Каслинского литья.

Атмосфера творчества, большого искусства, созданная М.Д. Канаевым и Н.Р. Бахом не могли не способствовать появлению в среде Каслинских рабочих своих народных скульпторов. Таким замечательным скульптором самородком был В.Ф. Торокин, его произведения вошли в сокровищницу Каслинского художественного литья. В.Ф. Торокин в своем стремлении к творчеству был не одинок в Каслях, вслед за ним появились талантливые мастера Д.И. Широков, К.Д. Тарасов, Н. Вихляев.

.

Каслинские мастера за работой. Примерно 1912 год.


1860-1890 годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др.  Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.

Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран-при".

Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу.

"Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела.
Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину. Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.

.


Тот самый павильон



Девушка-грибница.Чугун.1890-1900гг





Поездка на праздник.Чугун.1880-1890гг

 
Подробно читать:

http://www.kac3.ru/index/?node_id=353


Tags: История России, Чугун
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • А как было в России?

    В связи с обсуждением строительства телеграфных линий и прокладки кабелей, возник вопрос: а как это было в России? В начале 1830-х гг. свои услуги…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments