Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Органных дел мастер Иван Фомич Винтергальтер



Механический орган 18века

В нашем отечестве фабрикация органов начата была впервые в 1804 году в маленькой мастерской в Москве, а два года спустя  устроил уже фабрику механических  органов в Санкт-Петербурге
Иван Фомич Винтергальтер,
который в продолжении 60-лет своей трудовой жизни в России не только поставил органное производство на прочных основаниях, но и ввел в нем усовершенствования настолько важные, что заграничные органные фабриканты присылали к нему учиться своих мастеров.


Из сборника "Промышленный мир" 1892 г.



Так он ввел в механических органах передвигающийся в горизонтальном направлении вал. До этого органные валы вращались лишь вокруг своей оси, были соразмерны по толщине продолжительности музыкальной пьесы, так как эта последняя должна была быть сыграна в один полный оборот вала. 

Благодаря Ивану Фомичу механизм играл одним тонким цилиндром длинные музыкальные произведения или даже несколько пьес. 

В результате в нашей провинции в царствование Императора Николая Павловича «комоды с музыкой» с полным бальным репертуаром, коллекциями народных мотивов и десятком оперных увертюр воцарились в залах и “диванных” многих помещичьих домов средней руки.

Из сборника "Промышленный мир" 1892 г.

..

.

 
Музыкальные автоматы были известны в России еще, по крайней мере, со времен царя Алексея Михайловича.
В начале XVIII века в Северной столице большой популярностью пользовались часы "с музыкальною игрою".
Интерес этот постоянно усиливался и достиг апогея к началу девятнадцатого века.

Часы с карильонами или механическими органами привозили из стран Западной Европы иностранные торговцы.
Так, например, в 1765 году для Китайского дворца в Ораниенбауме были куплены в числе прочей мебели "бюро дубовое с индийским деревом сер-папье с часами, украшенными атрибутами наук, механизм на 15 дней, с колокольчиками и 15-ю ариями".

В 1774 году в Царскосельский дворец были привезены "часы с флейтраверсовою игрою". Прибывавшие для Екатерины II с начала 1780-х годов обозы с мебелью знаменитого мастера Давида Рентгена содержали и напольные часы, снабженные великолепными музыкальными автоматами работы механика П.Кинцинга.          

На рубеже XVIII-XIX веков в Петербурге и Москве началась своеобразная "эпидемия" всеобщего увлечения музыкальными часами и механическими органами. Столичные газеты пестрели объявлениями об их распродажах и розыгрыши в лотерею. Встречались прозаически бытовые предложения, как, например, то, когда отъезжающим купцом Петром Трофимовым продавались "прочной работы органы, кои играют 12 штук, красного дерева стол и дойная корова".
Автор объявления - человек сугубо практический, хозяйственный, однако и он не отрывался от моды, - и в его доме был механический орган.


Часто "играющие часы" привозили с собою часовщики-иностранцы, работающие в России, но выезжавшие периодически на родину (как правило, они уезжали из Петербурга весной, с началом судоходства в заливе, и возвращались обратно осенью). О качестве привозимого товара свидетельствовали знаменитые имена часовщиков - в России были особенно на слуху англичане Элликот и Нортон. Когда похвастаться известным именем не приходилось, объявляли другие достоинства часов - большое количество записанных на его валиках мелодий или даже перечисляли особенно модные пьесы, благодаря чему мы узнаем о музыкальных пристрастиях того времени: "Превосходной работы флейтные часы, которые играют 8 штук, а именно, Гейденя Сонату, Полонез и Трио, Квартет из оперы Доктор и Аптекарь, Ритадивертисмент, Увертюр из Ефигении, победу масонов, ария Тарка, 4 акт из Оп. Дидона и Рондо…".

         Встречались и часы, играющие "русские песни" или "русские арии". Причем иногда часы эти объявлялись выполненными за рубежом:

"Часовщик Огюст Мартень … имеет честь объявить Почтенной Публике, что у него продаются разных сортов часы: Берлинские стенные с флейтами, к ним 13 валов, самой лучшей работы, играют разные пиесы, как Французские, так и Русские арии…";
"…у мастера Иона продаются стенные часы, которые играют разные Русские и Немецкие арии"; "…продаются с уступкою противу самим продавцом заплаченной цены, большие красного дерева стенные часы с огромною музыкою, заключающую в себе русские песни, контртанцы, дуеты и проч….";
"продаются отменной работы часы с флейтами, в коих находится 14 валов и которые разные театральные штуки и русские песни играют…".

         Трудно представить, чтобы в Англии или Германии изготавливали часы с валиками, ориентированными специально на русского слушателя. Скорее всего, привозные часы дополняли новыми валиками, изготовленными непосредственно здесь. Мастеров, способных выполнять такую работу, в Петербурге было множество:

"… в доме купеческой жены Масловой продается у инструментального мастера Вита новый орган, он же починивает старые и наколачивает валики";
"Буде кому угодно купить новые органы с 6-ю переменами и двумя валами, тот может таковые найти у токарного мастера Вахтера, живущего в Большой Мещанской…. Он же делает новые и починивает старые валы для органов или для часов с курантами".

Еще задолго до конца столетия, в 1762 году некий безымянный петербургский мастер изготовил "2 валовые колеса" за сто рублей к имевшимся к комнатах императора Петра III часам "с гарфовою игрою", т.е. снабженным музыкальным механизмом с одной или несколькими цимбалами.

С 1760-х годов строительство и конструирование музыкальных машин в России развивалось по нарастающей. Если сначала мастера, работавшие в этой области, еще были безымянны, то в 1770-е годы мы обнаруживаем в одном только Петербурге двух мастеров, а в 1790-е - более десяти.

         Одним из самых известных создателей "механической музыки" в Петербурге был органный мастер Габран, немец по происхождению, настоящее имя которого Иоганн Габрахан. По приезде в Россию им, вероятно, были учтены симпатии местной публики к французам и фамилия стала произноситься на французский манер "Габран". В 1780-90-е годы мастер прославился работой своих органов, клависинов и клавиорганов, которые приобретали даже для Высочайшего императорского двора. Но, кроме того, Габраном был создан и ряд автоматов, играющих "русские песни с вариациями". Подобные же музыкальные инструменты изготавливали часовщик Иван Федорович Шиленский, органные и инструментальные мастера Август Маски, Отто Вахтер, Вит, Ион и другие. Ассортимент их продукции был очень разнообразен - от ручных органчиков (то есть шарманок) и миниатюрных серенадок (музыкальных шкатулок) до больших механических органов.


Но самый заметный след в деле конструирования музыкальных машин оставил Иоганн Георг Штрассер, петербургский механик и часовых дел мастер. <...>

Распространившаяся за рубежом слава Штрассера не давала покоя другим механикам. Братья Шерцингеры - Андреас, Иоганн, Лукас и Мартин - решили повторить его произведение. Приехав в Петербург из австрийского Бадена (также как и Штрассер), они взялись за дело в конце 1800-х
<...>

Основной объем продукции Штрассеров, Шерцингеров, Винтергальтеров составляли прозаические органы-автоматы, предназначенные для установки в "злачных места" - трактирах, гостиницах и ресторациях.<...>

Серьезным ударом для всех мастеров этой профессии явилось распоряжение обер-полицмейстеров обеих столиц 1843 года. Оно гласило о воспрещении иметь в общих комнатах трактирных заведений и гостиниц механические органы. По мнению властей, такое запрещение должно было предотвратить распространение "разврата и буйства, творимых в этих местах". Была ли от этих мер какая-либо польза, - история молчит, но причиненный вред оказался явным. По словам современников - "органные мастера, питающие в Петербурге и Москве несколько десятков семейств, должны разориться, а работники их пойти по миру".

Полностью историю механической музыки читать у Игоря Сычева здесь: www.irms.ru/mech_inst.html


А вот в Америке механическая  музыка прижилась и сохранилась

 

Пианола фирмы Вебера
 


Механический орган




Пианола



 
Tags: История России, Предприниматели, Русские немцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments