?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гимназия Стоюниной



Нина Гаген-Торн
Гимназия. Сначала либеральнейшая, с оттенком демократизма гимназия Стоюниной. Ходили все девочки в голубых сатиновых халатах и легких тапочках, которые оставались в гимназии. Преподавали великолепные учителя: Н.О.Лосский, муж дочери Марии Николаевны Стоюниной, читал в VIII классе логику, а И.И.Лакрин — психологию. Стоюнинки гордились своей гимназией и своей свободой обращения.
Детей не стесняли. Мне позволяли под халатом носить привычные мне штаны и матроски. Мы с Татой Глебовой и Мухой Гвоздевой, трое из нашего класса, ходили одетые мальчиками
.

Четыре года я училась у Стоюниной, но потом мы переехали <…>Меня перевели в другую гимназию. <…> В гимназии княгини Оболенской сняли с меня мальчишеские штаны, надели коричневое платье с черным передником и запретили носить носки. Это было первое и неодолимое насилие надо мной.   *Н.И.Гаген-Торн. Memoria




Мария Николаевна Стоюнина была женой Владимира Яковлевича Стоюнина, выдающегося педагогического деятеля. Стоюнин отстаивал создание школы в соответствии с требованиями времени, где могли бы готовиться граждане современного общества вне зависимости от сословий. Назначение школы, по понятию Стоюнина - воспитание, прежде всего, человека, а не подготовление лиц, которые могли бы занять одну из ступеней табели о рангах.

Стоюнин был сторонником развития женского образования в России. В своих статьях он критиковал поверхностное образование, которое создает так называемых благовоспитанных барышень. Обращаясь к матерям, он убеждал их отказаться от мысли, что блестящее образование женщины заключается только в знании новых языков. Стоюнин пропагандировал идею всесословной женской гимназии, которая должна была уничтожить вопрос о существенном отличии образования женщины и мужчины. Оба эти понятия он связывал в одном понятии "человек", которое не допускало нравственного и умственного превосходства одного пола над другим.

Такие взгляды были причиной ухода Стоюнина с поста инспектором московского Николаевского сиротского института. Его идеи решилась воплотить жена, когда в 1881 г., она открыла в Санкт-Петербурге частную женскую гимназию


 

 Группа преподавателей и гимназисток. Сидят во 2-м ряду: 1-й слева - преподаватель русской истории С.А.Князьков, 2-я слева - преподаватель французского языка Л.П.Статсбадер, 3-я слева - преподаватель немецкого языка Е.И.Киль, в центре - М.Н.Стоюнина, 1-я справа - преподаватель всеобщей истории А.М.Петрункевич, 2-я справа - преподаватель французского языка С.Э.Васенко, 3-й справа - администратор, директор гимназии (1915-1918) И.А.Челюскин, 4-й справа - преподаватель русской словесности, поэт В.В.Гиппиус; стоят: 1-й справа в 3-м ряду - преподаватель математики Н.Н.Ковригин, 2-я справа в 3-м ряду - ученица Екатерина Умова, 1-я в 4-м ряду - ученица Анастасия Иванова, 2-я слева в 5-м ряду - Мария Шостакович. 1917 г.

 
Во главе гимназии стояли фактически три человека: М. Н. Стоюнина, В. Я. Стоюнин - инспектор и преподаватель родного языка и литературы, и П. Ф. Лесгафт, работавший в гимназии без вознаграждения.

В гимназии впервые в России в число обязательных ежедневных занятий были включены физические упражнения. П.Ф.Лесгафт, работая бесплатно, взял на себя руководство физическим, нравственным и умственным воспитанием учащихся, а на уроках гимнастики всегда присутствовал лично.
По предложению Лесгафта было решено заменить оценки аттестацией, полностью исключить наказания, воздержаться от поощрений. Все учебные предметы были разделены на четыре группы: общеобразовательные предметы, языки, занятия по искусству и физические упражнения.



Стоюнинки в гостях у Репина в Пенатах. Угощение учениц гимназии в столовой "Пенат" и раздача подарков. М.Н.Стоюнина стоит сзади  в центре, справа от нее - Н.Нордман-Северова, гражданская жена И.Е.Репина .
26 января 1911 Финляндия/Куоккала. Автор: Булла Карл Карлович

Петр Францевич почти ежедневно присутствовал на педагогических советах, на которых обсуждались занятия. Разрабатывалась и уточнялась их методика, составлялись анкеты для родителей.
В 1882 году по инициативе П. Ф. Лесгафта при женской гимназии М. Н. Стоюниной были открыты двухгодичные Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, началось развитие русской научной системы физического воспитания. 
Лесгафт был всегда исключительно строг в своих требованиях, и это послужило в конце концов причиной его ухода. Несмотря на это М. Н. Стоюнина сохранила благодарность к Лесгафту за все, что он сделал для учебного заведения.


 
.
Домашний спектакль в мастерской художника И.Е.Репина в "Пенатах" в присутствии учениц гимназии
М.Н.Стоюнина сидит 3-я справа


 

В школе преподавали выдающиеся педагоги - профессора университета, Политехнического института. В ноябре 1888 г. скончался В. Я. Стоюнин. Мария Николаевна нашла в себе силы продолжить общее дело. Большое внимание уделялось в гимназии подбору преподавателей. Согласно «Адресной книги города С.-Петербурга на 1892 г.» в женской средней гимназии Стоюниной было 23 учительницы, 18 преподавателей мужчин, 3 законоучителя (священника) и врач.



М.Н.Стоюнина - директор гимназии (2-я слева), И.Е.Репин с Н.Б.Нордман-Северовой и родственниками у накрытого к чаю стола (в столовой "Пенат").



Л. Аренс вспоминает о жене М.Волошина  
Марии Степановны Заболоцкой 


У Марии Степановны Заболоцкой было трудное, тяжелое детство. Отец — поляк, квалифицированный рабочий, а мать — из староверческой семьи, которая ей не простила брака с чужим по вере человеком. Отец рано умер, и мать из милости пустили какие-то дальние родственники жить “в углах”. Был брат Степан, но он ушел в беспризорники и где-то, видимо, пропал.
Мать была туберкулезная, и трудно ей давалась жизнь. Маруся обожала мать, стала думать, как ей помочь, и решила, что если она отравится, то матери одной будет легче прожить. Марусю брала к себе какая-то добрая женщина-врач <...>, а Маруся исхитрилась и крала у нее яд. Когда ей показалось, что его хватит, чтобы отравиться, она забралась на чердак того дома, где жила, и отравилась. Кто-то услышал стоны, и ее отходили в больнице. Поразило всех, что самоубийство пыталась совершить девочка 12 лет, чтобы облегчить участь матери, и об этом
случае было напечатано в газетах.

Начальница нашей гимназии Мария Николаевна Стоюнина прочла в газете об этой девочке и поехала узнать, как и чем можно ей помочь. Она устроила Марусю жить в одной знакомой семье и стала готовить ее к поступлению в гимназию. Готовили ее бесплатно наши же учителя. К нам она поступила в 5-й класс уже хорошо подготовленной, была старше нас на два года и отличалась ярко выраженным характером и самостоятельностью своих мнений
  







Н.Б.Нордман-Северова (1-я справа), гражданская жена И.Е.Репина, показывает ученицам гимназии М.Н.Стоюниной (2-я справа) мастерскую художника. 

Частная гимназия Стоюниной просуществовала до 1918г., когда была национализирована. 
Мария Николаевна продолжала руководить ею до 1920 г. 
Осенью 1922 г. М. Н. Стоюнина покинула Россию с семьей своей дочери.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
vena45
Apr. 5th, 2011 09:20 pm (UTC)

Спасибо, Елена. Очень интересная информация. Никогда не слышала о Стоюниной. Такая маленькая женщина, а оказалась такой сильной воли.
ljwanderer
Apr. 6th, 2011 11:55 am (UTC)
А я, наоборот,
очень часто натыкаюсь на это имя, читая разные мемуары. Эта гимназия была довольно популярна. Мать Мария ( Е.Ю.Кузьмина-Караваева), например, училась в ней.
Вот и решила поискать об этом информацию.
vena45
Apr. 6th, 2011 04:28 pm (UTC)
Re: А я, наоборот,

О том, чтобы иметь возможность читать мемуары, можно только мечтать. Я, наверное, что-то делаю не так. Пока ленту друзей просмотришь, туда-сюда и времени ни на что не остается. Хорошо, что теперь смогу приобщиться посредством ваших работ. Возможно в молодости и сталкивалась с этим, но сейчас напрочь забыла.
ljwanderer
Apr. 8th, 2011 07:23 pm (UTC)
Да, времени абсолютно
не хватает, оно бежит все быстрее и быстрее:)
Тут уж приходится выбирать: ленту читать, или что-то еще. Я ленту друзей не каждый день читаю.
Вот Вашу документальную повесть дочитала до конца. Спасибо Вам за то, что поведали нам эту грустную историю. Жаль, что война сломала судьбы очень хорошим, достойным счастья, людям.
vena45
Apr. 8th, 2011 09:09 pm (UTC)
Re: Да, времени абсолютно

Да, то, через что пришлось пройти Володе, это, конечно, ужасно. Мы в начале (в горячке!) осуждали Веру за фактический разрыв отношений с человеком в предсмертном состоянии. Но потом вошли и в ее положение, смирившись с минорным финалом этой связи. Ее старший сын - мой коллега, работает зав. лабораторией на кафедре промышленного транспорта, а младший - капитан дальнего плавания.
ljwanderer
Apr. 11th, 2011 07:54 pm (UTC)
Мне кажется,
нельзя упрекать неопытную 22-х летнюю девушку в том, что она растерялась, обнаружив, что придуманный романтический образ молодого человека , возникший в процессе переписки, оказался не таким, как реальный. Одно дело мечтать о любви, другое дело - любить реального человека. Она просто н была еще к этому готова. Это так непросто даже для взрослого человека. Жаль, что им обоим было дано так мало времени.
vena45
Apr. 12th, 2011 07:30 am (UTC)
Re: Мне кажется,

Помню в 1973 году, когда мой муж возвратился после двухмесячного отсутствия из-за работы в стройотряде, мне пришлось почти по новой к нему привыкать. И срок как будто бы небольшой, а отвыкаешь от человека. А Вера встретилась с Володей спустя пять лет. В ее памяти остался молодой, красивый, цветущий офицер, а предстал перед нею изможденный болезнью почти пожилой мужчина, весь седой и, конечно, чужой. Вера - пышная красавица по сути не могла с ним даже поцеловаться из-за открытой формы туберкулеза. Думаю, кроме очень веской причины с ее стороны, связанной с уходом за очень больной мамой, она последовала советам родственников, которые отговорили ее от дальнейших контактов с Володей. Но меня восхищает поведение самого Владимира, изложенное в прощальном письме. Он очень стоически перенес этот разрыв и не превратился в хлюпика-нытика. Ответ - достойный офицера. Жаль мне его. Но и Вера не была счастлива в дальнейшей семейной жизни. И именно эта платоническая связь с Володей подпитывала ее земное существование. Иначе бы она не хранила в течение 60-ти лет письма юности и не рассказала о них невестке. Грустная история, но хорошо что она сохранилась и обрела звучание.
pingback_bot
Apr. 5th, 2011 09:28 pm (UTC)
Образование в царской России: гимназия М.Н. Стоюниной
User vena45 referenced to your post from Образование в царской России: гимназия М.Н. Стоюниной saying: [...] Originally posted by at Гимназия Стоюниной [...]
(no subject) - xiwuloge - Apr. 9th, 2011 10:32 am (UTC) - Expand
konevin
Jul. 31st, 2011 07:11 pm (UTC)
У меня бабушка заканчивала эту гимназию-есть 2 аттестата 1917,1918 с подписями всех преподавателей,визитка Стоюниной с её подписью(на обороте надпись намеренно затёрта-как прочитать неведомо).
Афанасьева Анна Сергеевна 1899-1942(блокада)
Что нибудь есть про неё? Может фото? Спасибо.
ljwanderer
Aug. 5th, 2011 12:55 pm (UTC)
К сожалению,
это - все, что мне удалось найти в инете, но я не занималась конкретно этой гимназией.
Это - просто краткая информация. По сравнению с другими гимназиями, по гимназии Стоюниной есть документы, ее вспоминают в мемуарах.

В Публичной библиотеке встречала вот такие материалы:
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/118667/50
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/118667/51
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/118667/52
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/118667/53
и так до картчки 63
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/118667/63

А в архиве, скорее всего, сохранились еще документы. Так что, если есть желание найти следы пребывания бабушки в гимназии ( а может и фотографии ), Вам нужно писать в архив.
Самостоятельно туда попасть сложно, потому что он работает в рабочее время.

Удачи!
konevin
Aug. 5th, 2011 06:24 pm (UTC)
Re: К сожалению,
Огромное спасибо.Это архив Публичной Библиотеки Салтыкова Щедрина?Всех вам благ и здоровья.Валери.
ljwanderer
Aug. 6th, 2011 08:20 am (UTC)
Нет, архив Петербурга
http://www.rusarchives.ru/state/cgaspb/character.shtml

Они работают по генеалогическим запросам с населением, услуги платные, но можно и самостоятельно заказать документы, я туда обращалась именно по поводу учебных заведений дореволюционного периода, звонила по телефону, спрашивала о возможности получения информации. Со мной поговорили очень благожелательные люди, впечатление было вполне приятное. Услугами не воспользовалась, потому что информацию я хотела получить не для себя, а для других лиц. Выяснилось, что работают они крайне неудобно, нужно иметь свободное время, чтобы туда попасть, у меня не получилось.
Но так как Вы - заинтересованное лицо, то и время, наверное, сможете выделить :)Желаю Вам всего хорошего.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow