Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Аэросани

Аэросани на дистанции. Царское село 1911 г.  К.Булла  

В 1905 году  журнал “Воздухоплаватель”  сообщил об изобретении инженера C.C.Неждановского – санях с “воздушным винтом для передвижения по снегу, а спустя два года на московской фабрике “Дукс” построили и испытали “лыжный автомобиль”, сконструированный Ю.А.Меллером при содействии А.Д.Докучаева.

Конструкция аэросаней "Дукс" состояла из легких деревянных санок с полозьями из обычных беговых лыж. В передней части саней имелся руль, который с помощью вынесенного вперед конька мог менять направление их движения. В задней части саней помещался бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Дион Бутон" мощностью в 3,5 л. с. Посредством двух шкивов и ременной передачи вращение вала двигателя передавалось на вал двухлопастного винта. По насту сани развивали скорость до 16 км/ч. 

Впоследствии было создано много модификаций этого средства передвижения, которое одни  называли аэробуером, другие –аэросанями.

 

Первые аэросани конструкции И.И. Сикорского

Зима 1913 г. В аэросанях конструкции И.И. Сикорского слева направо: В.И. Строганов, И.И. Сикорский, Г.В. Алехнович, М.В. Шидловский

Для сравнения характеристик аэросаней разных конструкций, оценки их достоинств и недостатков в России проводились аэросанные пробеги. Первый был организован Российским автомобильным обществом и проходил в феврале 1911 г. в окрестностях Царского Села. Результаты пробега позволили говорить о пригодности аэросаней для движения не только по наезженной дороге, но и по рыхлому снегу, Второй пробег состоялся в Москве в январе 1912 г. Его инициаторами были Русское общество воздухоплавания и первый Российский автомобильный клуб. Трасса пробега проходила по Петербургскому шоссе. Председателем жюри был Н. Е. Жуковский. 

Серийный выпуск аэросаней был освоен на Русско-Балтийском заводе. Во время Первой Мировой войны такие сани успешно применялись для осуществления транспортных операций, а также в разведке и для обеспечения связи.

Использовались аэросани и в Красной армии. В 1921 году трое аэросаней участвовали в подавлении Кронштадтского мятежа, атакуя и прикрывая наступающие части.

При этом лишь одному экипажу удалось прорваться в крепость, а остальные два погибли, провалившись под лед в результате повреждения льда артиллерией. 

В советский период продолжилось производство и усовершенствование аэросаней с целью их использования не только в армии, но и в  мирной жизни. 

С 1921 года аэросани стали разрабатываться в КБ Туполева.

В феврале 1921 г. начались ходовые испытания саней. В течение зимы 1921 - 1922 гг. аэросани АНТ-1 участвовали в двух пробегах, прошли более 3000 км без поломок. Коллегия НТО ВСНХ 21 февраля 1922 г. приняла решение о премировании А. Н. Туполева за создание аэросаней АНТ-1.

Аэросани АНТ-1бис. В 1925 г. А. Н. Туполев вернулся к своей первой модели и на ее базе построил сани АНТ-1бис с тем же двигателем, но с цельнометаллическим кузовом.

Аэросани участвовали в пробеге Москва - Ленинград - Москва в 1926 г. На скоростных испытаниях в марте 1926 г. они показали скорость 51,7 км/ч. 

Аэросани АНТ-IV

В январе 1924 г. сани АНТ-IV приняли участие в пробеге Москва - Нижний Новгород - Москва. Старт был дан 7 марта 1924 г. с Кадетского плаца в Москве. По результатам пробега аэросаням было присуждено 1 место. Конструкция АНТ-IV оказалась на редкость удачной. Ее серийное производство было налажено на Кольчугинском заводе к 1926 г. В 1933 г. эти машины выпускались в Ленинграде на заводе им. Марти. Аэросани АНТ-IV до 1938 г. участвовали во всех пробегах, походах и соревнованиях, занимая призовые места и демонстрируя хорошие прочностные и ходовые качества.

Надежность саней позволила обществу ""Автодор"" в декабре 1929 г. открыть регулярную аэросанную линию Чебоксары - Цивильск - Канаш протяженностью 85 км, проходившую по снежному бездорожью, недоступному для других видов транспорта.

До открытия линии поездка на лошадях из столицы Чувашии до Канаша, ближайшей железнодорожной станции, занимала 10 - 12 часов. Аэросани пробегали этот путь за 2,5 часа.


Большую помощь оказали аэросани при исследованиях, проводимых Арктическим институтом на Ледниковом щите Новой Земли в 1932 - 1933 гг. За полтора года работы в суровых условиях Арктики выяснилось, что аэросани АНТ-IV серийного производства - безотказное и быстрое средство передвижения. Так, например, на них можно было пересекать ледниковые трещины шириной до 80 см.

 

В 1934 - 35 гг. состоялась экспедиция Арктического института в район Чаунской губы. Аэросани АНТ-IV, принимавшие в ней участие, прошли более 7300 км и сыграли решающую роль в ее успешном проведении. Руководитель экспедиции, ученый и писатель С. В. Обручев, считал, что "...аэросани можно применять с большим успехом во всех частях Арктики как для связи, так и для исследовательских работ". А еще сани  были использованы в съемках кинофильма "Семеро смелых".

А эти сани участвовали в спасении челюскинцев

Аэросани мирного использования производились и в  Горьком, где Горьковское управление пожарной охраны (ГУПО) решило использовать аэросани для передвижения пожарников. Для разработки специальной модели и производства  пары саней был заключен договор с ГГАТ - Горьковским Гражданским Авиатехникумом . 


Постройку пожарных аэросаней "ГГАТ" начали 1 января 1934 года и завершили через месяц. 8 февраля аэросани отправились в столицу на устроенный "Автодоромом" слёт аэросаней и вездеходов. 17 февраля на льду Москва-реки были устроены соревнования, на деле превратившиеся в сольное выступление горьковчан - у "ГГАТ" просто не нашлось достойного соперника.

 

После соревнований аэросани "ГГАТ" совершили пробег по московской области и 28 февраля вернулись в Горький. Пока "ГГАТ" ездили в столицу, в техникуме построили вторые аэросани, названные "ГГАТ-2". 

Получив ожидаемые аэросани, работники ГУПО решили проверить "ГГАТы" в действии. В период с 8 по 25 марта горьковские пожарные совершили инспекторско-агитационный пробег по удаленным районам Края по маршруту Горький (Нижний Новгород)- Ветлуга-Шарья-Котельнич-Халтурин (Орлов)-Вятка (Киров)-Яранск-Санчурск-Йошкар-Ола-Чебоксары-Горький. Во время пробега в крупных населенных пунктах было проведено 14 митингов, проверена охрана семенных фондов в 56 пунктах, проинспектирована работа 5 районных управлений пожарной охраны, устроено 27 школьных экскурсий.



Москва аэросани разных конструций во время гонок Начало 30х годов

В период финской кампании, а затем - Великой отечественной войны транспортные аэросанные батальоны имели огромное значение.

Высадка разведчиков из аэросаней НКЛ-16. Зима 1942/43

Аэросани РФ-8 (ГаЗ-98) в бою. 1943 г.

 

Аэросанный десант. Волховский фронт. 1944 г.

 

Аэросани НКЛ-26 подразделения капитана Прокотилова
с десантом автоматчиков выходят на исходный рубеж.
Район Новгорода, 1944 г.
 

Не потеряли они своей популярности и в послевоенное время, их использовали для регулярной перевозки пассажиров и грузов (в частности, почты), обслуживания рейсов медицинской помощи в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера, Дальнего Востока, Казахстана на местных линиях протяженностью несколько десятков километров.

 

Аэросани «Трехлыжка», НКЛ-16 и «Север-2» первой партии на почтовой трассе. Район Комсомольска-на-Амуре, ноябрь 1960 г.

 

Аэросани «Север-2» и Ка-30 разработки КБ Камова, 1963 г.


А это - демонстрация современныой модели аэросаней

  

Источники: www.autobuy.ru/nite.php  

 www.svavia.ru/info/lib/lib2.html

otvaga2004.narod.ru

Tags: Зимние забавы, История России, История СССР, История транспорта, Спорт
Subscribe

  • О Черчилле в легком жанре

    Не в силах расстаться в этом году с Клэр Шеридан, предлагаю ее короткий рассказ о работе над бюстом Уинстона Черчилля, опубликованный в газете…

  • О Черчилле

    Уинстону принадлежит высказывание: "Собаки смотрят на нас почтительно, кошки - свысока. Возьмем свинью.Она смотрит Вам в глаза и считает за…

  • О конце света

    Chester Chronicle – Friday 19 July 1816 Brussels, July 5. – Some time ago we mentioned the prophecy of an astronomer at Bologna, who…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments