Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Рикши Петербурга


Перевозчик через Неву - "невский рикша"

В начале XX века финны и норвежцы ввели в России моду езды а “ренвольфах”- легких санках-стульях, для них эти санки в первую очередь имели практическое значение, они перевозил на них легкие грузы. Такие санки на дорогах, засыпанных снегом, могли ехать со скоростью 15 км в час. 

Одной ногой следовало  встать на полоз, а другой отталкиваться от снега, причем для того, чтобы эта нога не скользила, на нее иногда надевала специальную шпору”.

“… передвижение на таких санках-стульях с наступлением зимы становилось в  Петербурге одним из популярных видов “Общественного транспорта” при пересечении Невы.

Возчики, которых современники с горькой иронией называли “люди-лошади”, служили довольно привычным атрибутом зимнего Петербурга, когда намертво замерзшая Нева превращалась в обширную городскую магистраль. Для пешеходов и переездов на лошадях у берегов строились деревни сходни и съезды на лед, а “питерские рикши”, на китайский манер, перевозили людей через Неву по специальным ледяным дорожкам в двухместных креслах.”

С.Глезеров

. .

Были ли в Петербурге рикши? <…> Зимой, через замерзшую реку то тут, то там разметали широкую, обвалованную по грудь человеку сыпучим снегом дорогу. Снег убирали; открывался гладкий, как зеркало, лед
<…>
В снежные валы втыкались веселые мохнатые елочки. На обоих берегах возводились времянки – кассы и места ожидания и отдыха – в затишке. Подвозились своеобразные , точно бы из жюльверновского «Гектора Сердвака”, с кометы Галлии выписанные, экипажи: покрытые пестрыми ковриками и полостями кресла, к ножкам которых были приделаны полозья. Прибывали дюжие молодцы на коньках и начинали нести службу <…>
Вы платили пятак в кассу, садились в кресло. Ноги вам предупредительно – особенно если вы барышня или почненная дама – укутывали меховой полостью; за спинку кресла становился лихой удалец, и – ух  ты, ну! –как визжали санки-кресла по льду, как резал лцо встречный ветер, как горел на солнце коврик и как весело мелькали зеленые елки на снежном валую Минута – и вы уже там…

Каждому из нас сегодня показалась бы, пожалуй, как-то не совсем удобно, чтобы вас, здорового и сильного, вез на себе чужой дядя, “рикша”. 

Л.Успенский

 

. .

Кресло было деревянное, одноместное. За спиной седока шел человек на коньках и толкал кресло вперед.

Пользовались такими креслами преимущественно женщины с ребенком. Маленького ребенка брали на руки, а побольше стоял рядом с сидевшей женщиной. Для таких кресел была расчищена трасса на льду.


П.А.Пискарев, Л.Л.Урлаб 
   

 

“Зимою многие из яличников превращаются в конькобежцев и перевозят через  Невы на  легких саночках по расчищенному катку: скользя на коньках, они подталкивают сзади саночки и живо перебегают от одного берега на другой, взимая пять копеек с пассажира, а за двоих –несколько дешевле.

Такие катки устроены от Сената к 1-й линии Васильевского острова и к университету; от Зимнего дворца к университету и на Мытные перевоз; от Николаевского моста к Морскому училищу.

 

Светлов С.Ф.

. .


Катальщик через Неву. 1900-е гг.
Tags: Зимние забавы, История Петербурга, История России, История транспорта, Коньки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments