Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Фотография , как орудие классовой борьбы. Окончание







В 1933 под огонь критики попал И.Эренбург, выпустивший фотоальбом “Мой Париж” за отсутствие фотографий, отражающих классовую борьбу.  

Меня глубоко удивило, что в «Пролетарском фото» мою книгу выругали за то, что я не продумывал некоторые кадры…

 

Меня упрекают, что я не мобилизую своей книжкой, что я не показываю того революционного Парижа, не показываю молодости, бодрости, идущей на смену старости.

Люди, упрекающие меня, не хотят понять, что я не ставил своей целью заниматься «мобилизацией» своих читателей, показывать революционный Париж.


И.Эренбург
Советское фото” 4-5 1934 г.

Я не люблю так называемой художественной фотографии. В этих стремлениях к красивому пейзажу, приукрашенному, иногда инсценированному быту, в этой «Третьяковке» мне чудится что-то реакционное. Очень многие наши журналы, в том числе и «Советское фото», увлекаются этой «красивостью», «художественностью», культивируют ее. Художественная, единственно ценная фотография — та, которая не занимается инсценировкой. Нужно снимать жизнь так, как она есть, так, чтобы снимаемые не подозревали, что они попадают на пленку. Не нужно бояться, что на фотографии отразятся и некоторые не совсем приглядные моменты действительности

И.Эренбург “Советское фото” 4-5 1934 г.

 «…вот я пишу уже полвека и слышу все то же: «Не то снимаете, товарищ! Повернитесь-ка налево, там достойная модель с добротной, твердо заученной улыбкой…»

И.Эренбург

 
 


А.Родченко.Колонна "Динамо" на Красной площади. 1935
 

 

«А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то…
Надо отделить искусство от политики»

из дневника А.Родченко” 1933 г.

 
 

Досталось и Александру Гринбергу — его фотографии получили ярлыки «упадочные» и «социально импотентные», его осуждали за работу с обнаженной натурой, с «красивыми, бесполезными самками». 



 

А.Гринберг. Обнаженная. Начало 1930-х гг.

 


«Когда дешевую символику пытаются выдать за образ — ничего, кроме пошлости, не получается», — писала о работах мастера «Литературная газета» в мае 1935 года.
  

 «Тов. А. Гринберг ...выставил несколько некрасивых голых женщин, явно не умеющих не только работать, но даже развести примус. ... Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга - яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков».

Л. Межеричер



Тов. Рощин еще в 1932 году жестко осудил критика Межеричера на страницах журнала Российской ассоциации пролетарских художников "За пролетарское исскусство" и обвинил в троцкизме: 
«Смерть живописи! Да здравствует фото. Вот лейтмотив искусствоведческой системы Л. Межеричера. Как это назвать, если не чуждой идеологической контрабандой, ликвидаторством и троцкизмом в области искусства».
(«За пролетарское искусство» 1932; №7-8)

Но обнаженная натура оказалась в опале на долгие годы. Ее создатели обвинялись в натурализме, приверженности к сохранению буржуазного искусства.

Под критику натурализма попал , но уже в 1958 году и Борис Игнатович за свою работу "Душ".



Борьба за фотографию перешла в ранг политики. Практические приемы и теоретические разработки художественного фотоснимка были заменены установками о «четком представлении социальной цели и “идее” снимка».

То было время, когда социалистический реализм насаждался во всех видах искусства, авангардная фотография сходила на нет. Торжествовал репортаж, где большую роль играла постановка, материалом же для нее становились типический герой и типические обстоятельства.
Росла роль идеологических наставников - руководящая и направляющая рука редактора, цензора, бдительного коллеги определяло лицо советской фотографии на этом этапе.

В.Стигнеев



 

 

Игнатович. На колхозной ярмарке в Тифлисе (Тбилиси)

А.Шайхет. Красноармейская купальня. Николаев. 1932



Шайхет Орск. Металлургический завод. Сталевары. 1941г.

День за днем обобщенные лица вождей излучали мудрость, а типические лица тружеников - светились от счастья, аграрное изобилие было бесконечно, а человеческое тело – сильно, молодо и прекрасно, новые здания неудержимо рвались в небо, а монументальные плотины - бесстрастно подчиняли реки. И это было правдой – потому что фотография показывала настоящих людей и настоящую стройку.

Галина Орлова


Вскоре Александр Гринберг был осужден на пять лет по обвинению в распространении порнографии, а его яростный критик, Л.Межеричер, объявлен “неразоружившимся троцкистом”.

А.Гринберг. Новодевичий монастырь. 12 декабря, 1962.  

“Если отбросить все то нездоровое, склочное, групповое, что сопутствовало нашей борьбе в тот период, то все же нужно со всей прямотой сказать, что дала она каждому из нас очень много. Борясь против методов “октябревцев”, отдававших щедрую дань модному в то время формализму, я тем не менее нашел в их работах немало для себя интересного и полезного.” А.Шайхет

Просматривал все свои прежние работы. Обнаружил немало подражательных, угнетающих своим правдоподобием. Натурализм заслонял в них подлинную жизненную правду. Поэтому не удержался и некоторые негативы уничтожил…” (Б.Игнатович. М.1973 с.47)

А.Шайхета можно назвать певцом индустриализации и коллективизации, но одновременно  и психологом, чувствующим и по-своему оценивающим те процессы, которые происходили в новом обществе… фотограф не изменил своим изобразительным принципам, он стремился  максимально образно показывать суть происходивших явлений. Особенно сильно это проявилось на войне: военный репортаж Аркадия Шайхета – одна из лучших страниц в истории отечественной фотографии.

 

Он [Игнатович] любил своих героев и воспевал их, как художник и как гражданин…Его военные фотографии – про человека, оставшегося Человеком, невзирая на тяготы, лишения, жестокость, смерть. Не про героя..просто про человека…Всю жизнь Игнатович снимал хороших людей, так кажется, когда смотришь на его фотографии. Или просто вокруг него не было плохих?

 

В.Стигнеев



Игнатович Молодость 1937 г



Вот так и рождались советские фотография  и журналистика .  


Использованы: 

статьи В.Стигнеева, статья Галины Орловой «Воочию видим». Фотография и советский проект в эпоху их технической воспроизводимости , подборка журналов “Советское фото”, архив фотосоюза.

 

Tags: Гринберг, Игнатович, История фотографии, СССР в фотографиях, Фотографы, Фотоискусство, Фотокорреспонденты, Шайхет А.
Subscribe

  • О чем не писали в газетах

    В телеграмме итальянскому генералу Карло Канева премьер-министр Джованни Джолитти предложил свое решение присутствия так называемых…

  • Мэрион Пост Уолкотт

    Вообще-то, не удивительно, что американский феминизм так агрессивен. Героиню моего сегодняшнего рассказа коллеги-мужчины пытались выкинуть из…

  • Дэвид Тенли

    Эта фотография сделана в 1994 году, на ней известный фотожурналист Джеймса Нахтвей с с риском для жизни ведет съемку во время беспорядков в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments