Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 1

 

В конце 1920-х годов Русское Фотографическое общество, действовавшее в Москве с 1894 году, начало свою деятельность, прерванную революцией и войной.

В 1926 году оно получило новый статус — Русское фотографическое общество при ГАХН (Государственная академия художественных наук).

В это время в нем было 180 членов, признанных мастеров фотоискусства. Общество занималось просветительской деятельностью, устраивало доклады не только по вопросам фотографии, но и по истории искусства, по политической грамоте.

Распространялись его идеи через журнал “Фотограф”, выпускавшийся
до 1929 года.



Фотоснимок из журнала "Фотограф" за 1926 год




Однако, вскоре мастера художественной фотографии, пикториалисты, одним из представителей которых был А.Гринберг , ощутили натиск новой волны.

На первый план вышли конструктивисты, среди которых признанным лидером был А.Родченко.  

Родченко считал, что только неожиданные ракурсы революционизируют фотовидение, он призывал к созданию новых художественных приемов, экспериментировал с острыми углами и непривычной глазу перспективой, игрой с необычными точками зрения и наложением нескольких изображений в одной фотографии.

Конструктивисты вступили в яростную борьбу с пикториалистами.

Насколько такое противостояние было серьезным, говорит тот факт, что А.Родченко, живущий в одном доме с А.Гринбергом, при встрече не подавал тому руки.  


Маневры Красной Армии. А.Родченко. 1924 г.
 



Лодка. Н.Свищов-Паола. 1920-е
 

Время пикториальной фотографии, которая и в дореволюционное время подвергалось критике, заканчивалось. 

«Фотография, все-таки, надо сознаться, искусство протокольного характера»

«Грязный, запачканный типографской краской кусок мелованной бумаги не может представлять никакого интереса! Вглядываясь в эту грязь, вы видите, что было стремление что-то изобразить, но и только и, право, иной раз не поймешь лицо ли человека представляет снимок, или ствол дерева».

С.Прокудин-Горский


Все больше использовалась фотография в газетах и иллюстрированных журналах, в связи с этим терялась самоценность конечного отпечатка, как произведения искусства.
Печатные издания требовали фотографии с четким и резким изображением, повышенной контрастности.
Пикториальная же фотография, основанная на игре светотени, на использовании сложных методов позитивной печати, не могла качественно воспроизводится в полиграфии, тем самым терялась эстетическая сущность изображения.



Железнодорожный мост. А.Родченко. 1926 г.



Мачты линии электропередач. А.Родченко. 1926 г.

По мнению конструктивистов фотография должна была отражать динамичную реальность, и лучшим средством для этого был фоторепортаж, а не рисованная картинка.
Молодые фотографы, пришедшие на смену старому поколению, видели в своей работе вклад в построение социализма и считали свою деятельность политической.
Фотография должна была перестать быть “искусством для искусства”, ее новой задачей стало просвещение и воспитание, а также - документирование процесса построения нового общества.



 
В феврале 1926 года московские фоторепортеры созвали собрание для организации Ассоциации московских фоторепортеров при Доме печати. В Ассоциацию вступили 40 с лишним человек с целью «возрождения фоторепортажа, укрепления его позиций и постановки его на должную высоту».



М.Альперт Автогенная сварка. 1926 г.

24 апреля того же, 1926, года Ассоциацией была открыта первая выставка советского фоторепортажа. В ней участвовало около 30 экспонентов, показавших до 1000 снимков репортажного содержания.



  "Первая выставка советского репортажа открылась в 1926 году в стенах Дома печати . Выставка, организованная Ассоциацией фоторепортеров, была значительны этапом в истории советского искусства. Автор этих строк являлся одним из участников той памятной выставки. Сколько взволнованных споров, творческих дискуссий возникало, помню, на еженедельных собраниях Ассоциации!
Проблемы жанров, композиции кадра, технические вопросы обсуждались страстно, плодотворно. Творческие дискуссии переносились на страницы журнала “Советское фото”, соревнование продолжалось в повседневной работе журналов и газет”  

Р.Кармен







В том же 1926 –м году Акционерное издательское общество "Огонек" приступило к изданию журнала фотолюбительства и фоторепортажа "Советское фото", который и стал ареной яростных споров о будущем советской фотографии.

На страницах журнала развернулись оживленные дискуссии, столь масштабная полемика по творческим проблемам фотографии никогда до того времени в специализированной прессе не велась, это был первый опыт.  «Метод восстановления факта», формализм и натурализм — все это темы дискуссий, объявленных или поддержанных журналом, в которых принимали участие огромное количество выступающих: критиков, журналистов, фотографов, общественных деятелей.  




Сторонники фоторепортажа заявляли, что фиксация быта важна не только для истории, но прежде всего, необходима сегодняшнему гражданину, чтобы в газете, на выставке или заводском стенде он "через фотоснимки" узнавал правду о совершающихся переменах.


Нельзя сказать, что фоторепортаж был новой формой фотографии. Первый российский репортаж был сделан Максимом Дмитриевым и назывался «Неурожайный год 1891-1892».  
В форме репортажа работали отец и сын Буллы, Прокудин-Горский создал в этом ключе «Коллекцию достопримечательностей Российской империи».  
Иллюстрированные журналы "Нива", "Огонек", "Искры", "Родина", "Солнце России" печатали фотографии, освещавшие разные события русской жизни (жизнь царских особ, парады, крестные ходы, благотворительные базары). Самыми яркими были русско-японская война, революционные события 1905 г, февральская революция, Первая мировая война. Иллюстрированное приложение к газете "Русское слово", еженедельник "Искры" напечатал серию фотографий относящихся к восстанию на броненосце "Потемкин". Публиковались хроникальные снимки уличных боев в Москве.  



В  1920-х формировалось первое поколение молодых советских фоторепортеров, лучшие из них создали снимки, сохранившие правдивые и подлинные свидетельства о происходившей коренной ломке жизненных устоев: например, сцены из крестьянского жизни А. Шайхета, или подкупающие правдой жизни работы Игнатовича о деревне, печатавшиеся в ежедневной газете "Беднота". 



А.Шайхет. Грузчик Федор Кондаков. Нижний Новгород. 1924




А.Шайхет. Изба читальня в селе Амерово. Зал периодики. 1928.

К середине 1930-х годов уже сформировался тезис о том, что «фоторепортаж есть высшая форма художественной фотографии», а крупный план, необычные ракурсы и выразительные детали на первом плане в работах Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича визуально подтверждали это.



А.Родченко. Сбор на демонстрацию.1928 г.

“После летнего перерыва возобновилась оживленная деятельность в Ассоциации московских фоторепортеров. В ближайшее время состоится очередной диспут на тему”Художник или фоторепортер”

Cоветское фото, №7 1926 г.

 





Р.Кармен. 1927 г.

 

 

 

 


Однако и работы признанных мастеров дореволюционной школы, таких как М.Наппельбаум, Н.Свищов-Паола, А.Гринберг, Н.Андреев выставлялись наравне с другими.

 



 

 

 



А.Гринберг. Танцовщица Мария Песчаная, студия Веры Майя.
Из серии сценических этюдов "Танцы народов мира".
Проект "Движение". Москва, конец 1920-х годов.




Танцовщица Екатерина Лопатина. Студия Веры Майя. 1922.
 В 1928 году работа экспонировалась на IV выставке "Искусство движения"
в Государственной Академии художественных наук.

После того, как А.Гринберг показал на выставке свои работы из серии “Движение”, журнал “Советское фото” (1927 г) напечатал отзыв, в котором были следующие упреки:



“Жива еще буржуазная идеология и ее практические проводники; живуче утверждение последних о том, что искусство должно быть нейтральным "

(Т.Володин “Советское фото” 20, 1929 г.)



 

 

Tags: СССР в фотографиях, Фотографы, Фотокорреспонденты
Subscribe

  • Новые записи 2020/2021

    Война и мир после Победы главы из книги Killing Hope. U.S. Military and CIA Interventions Since World War II by William Blum,…

  • Путешествие по миру

    АЛЬМАНАХ ПУТЕШЕСТВИЙ, 1902 год Москва Австралия Сандрингем Бальморал Северная магистраль русского царя Экскурсия в Лондонский банк:…

  • Голодомор - истоки мифа о геноциде украинцев

    Пресса Херста и геноцид украинцев Начало Окончание От Гитлера- к Херсту, от Конквеста- к Солженицыну Малком Маггеридж и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments