Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Александр Гринберг

Александр Гринберг (1885-1979) прожил долгую жизнь, и пережил своих соратников и соперников по фотографическому искусству. Ему посчастливилось увидеть уходящий 19-й век и пережить драматические события 20-го века.




Серия "Cтуденты"

Первую фотографию он уже сделал в возрасте 10-ти лет, а в двадцать два года уже стал членам русского фотографического общества, одним из известных творцов русской пикториальной фотографии. Учился он сначала на физико-математическом факультете Московского университета, потом - в Строгановском училище.



Серия "Студенты"


В 1908 году на Российской фотографической выставке в Москве ему присудили серебряную медаль, а на Международной выставке в Дрездене –золотую медаль, так он стал международно-признанным мастером фотографии.





Удостоверение Александра Гринберга -
действительного члена Русского Фотографического общества в Москве. 1909 год.





Серия "Москва" (1907-1910 гг.)











Зима (1907-1910)



Весна




Вечер у пристани, 1909. 





Женский портрет.
 



Портрет актрисы. Одесская киностудия. 1910-е годы.




 

Автопортрет, 1913.  


В 1914 году его пригласил работать в свою студию Ханжонков. Там он стал ведущим редактором отдела рекламы, где занимается рекламной фотографией, на этой же студии началась и его карьера кинооператора.



Портрет актрисы Веры Холодной. Студия Ханжонкова. 1914 (?)


Потом – призыв на фронт и немецкий плен до 1918 года.








С 1918 – работа кинооператором на различных студиях, в 1919 - кинооператор Политотдела 41-ой Дивизии Красной Армии. В 1921- работает во Всероссийском фотокиноотделе. С 1923 по 1930 заведует кафедрой кинотехники и киносъемки во ВГИКе, с 1925-1928 – кинооператор Первой фабрики Госкино, где он знакомится с Сергеем Эйзенштейном.




Молодой И.Ильинский




Актеры




Диплом Русского фотографического общества в Москве
вручен Александру Грибергу за участие в выставке РФО. 1924 год.

Это – пик его карьеры, наступление времени революционной перестройки искусства (культурной революции) смещает Гринбернга на обочину, вперед вырываются новые имена, новые идеи.

Нельзя сказать, что он был консервативен, он осуществлял свой творческий поиск, но признанный мастер, он уже не успевал за ходом времени, не мог удержаться на гребне перемен, он все больше попадал под обстрел критики.

В середине 20-х годов, в Государственной академии художественных наук был создан Фотокабинет, вокруг которого группировались фотохудожники старой школы, и среди них Гринберг. Перед ними стояла задача - с помощью фотографии создать транскрипцию движения в танце.



Студия Веры Майя. 15.05.1924 г.
Второй ряд: Вера Майя (в центре), справа - Александр Гринберг



Этюд движения. 1925




Серия "Искусство движения". Студия Веры Майя. Москва, 1928






Серия "Искусство движения". Студия Веры Майя. Москва, 1928





Обнаженная. Начало 1930-х гг.

Такие сложные способы выражения непонятны массовому зрителю.   Его все больше критикуют за приверженность к буржуазной культуре, его работы признаются бесполезными “в деле социалистического строительства”, и даже – вредными.




Летнее солнце, 1926





Александр Данилович Гринберг, оператор и художник-фотограф. 1928.


Тем не менее, в 1932 г. его награждают грамотой ЦИК СССР к 15-летию Советского кино, он делится опытом, преподает на фотокурсах Московского общества работников фотографии, ему поручают ответственное задание по оформлению Музея В.И.Ленина, он пробует себя в репортажной съемке, участвует в  выставках,  получая одобрительные отзывы и в то же время – острую критику.


 

В детском саду




На улице




Москва. 1 мая, 1934.





Автомобиль "Линкольн" у гостиницы "Метрополь". Москва, 1933




Ветеринарная станция. Конюх. Поселок Усово-Зогородное. 1934.




Поселок Усово-Зогородное. 1934.





Обнаженная. Начало 1930-х гг.

 



Обнаженная. Начало 1930-х гг.




 

После выставки 1935 года он обвинен в распространении порнографии и осужден на 5 лет трудовых работ. С 1936-1939 он отбывает наказание на Бамлаге НКВД, работая фотографом и техноруком Фото-Бюро Управления Бумлага, а в 1939 году его освобождают досрочно “за ударную работу на строительстве».



Загорск (Cергиев Посад). Троице-Сергиева Лавра. 25-30 июля, 1940.



 

Загорск (Cергиев Посад). Аттракционы у Троице-Сергиевой лавры. 12 мая 1939


.

Загорск (Cергиев Посад). Качели у Троице-Сергиевой лавры. 12 мая 1939.


До начала Великой Отечественной войны он работает фотографом-художником в музее бывшей Троице-Сергиевой Лавры. Во время войны он остается в Москве, работая в фотоархиве, после окончания войны он выходит на пенсию, продолжая делать фотографии - для Дома мод, портреты знаменитостей.




Майя Плисецкая - Одетта (Лебединое озеро). 1950-ые




Двойной портрет на фоне высотного здания. 1950-е годы.

 



Семейный праздник. 7 июля 1955 года.


Александр Гринберг умер на 95-м году жизни, верным своему любимому делу – искусству фотографии.

fotosoyuz.ru/

Tags: Гринберг, История фотографии, Фотографы, Фотоискусство, Фотокорреспонденты
Subscribe

  • Гувер о России

    Заключительная часть цикла " Читая Гувера". Обратите внимание, как Гувер перекладывает ответственность за агрессию на французов и…

  • О Российской Империи

    В доме русского почт­мейстера меня ждали гостеприимство и прекрасно накрытый чайный стол. Я редко встречала людей, от которых бы веяло силой и…

  • О корейской армии и русских инструкторах

    Вот как об этом рассказывает в своей статье Роберт Нефф . В конце 19 века Корея была в процессе модернизации, и корейские военные не были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments