Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Борис Игнатович

 


Редакция "Башроста", редколлегия. В центре - Б.Игнатович. 1919 год.



Прежде, чем стать фотографом Борис Игнатович поработал в  журналистике. До этого было исключение из гимназии за попытку издания рукописного журнала “Шантрапа” и начало карьеры красного журналиста в газете “Северодонецкий коммунист”, затем – работа редактором в “Красная Башкирия”, участи во Всесоюзном съезде журналистов.




Игнатович в редакции "Горняк". 1921 г.

В 1922 году в Петрограде он заведует редакциями нескольких журналов:”Смехач”, “Дрезина” ,”Бузотер”, знакомится с Владимиром Маяковским, Михалом Булгаковым, Валентином  Катаевым, Михаилом Зощенко.  Тогда-то он и сделал свой первый снимок “Писатель М.Зощенко в редакции “Смехача””


Писатель М.Зощенко в редакции “Смехача”
М.Зощенко .1923 г.
 


В 1927 году он уже фотокорреспондент популярной крестьянской газеты "Беднота".
Как художественный редактор, он отвечал за подбор снимков  и съемку хроники событий.
В каждую поездку в село Раменское  он брал: фотоаппарат, деревянную треногу.стеклянные фотопластины и всегда – походную лабораторию, чтобы тотчас проверить качество отснятого материала. Так в Раменском была снята
крестьянская “классика.




На теплой печи.1927 г

Заседание правления коммуны, 1928.

 

Чаепитие в Раменском. 1928 г.

Вот как много позже в журнале “Советское фото” делился своим опытом сам Игнатович :

“В руках у главного грамотея-чтеца родная “Беднота”. Чаепитие в разгаре. Уже прочитана передовая статья “Как ослабить влияние бескормицы?” и очередь дошла до 4-й полосы со “всякой всячиной”. Cлушатели улыбаются. От всей сцены веет теплотой и правдивостью. Почему? Да очень просто. Фотограф-журналист увидел кусок настоящей жизни, интересных людей. Не стал их тревожить, никого специально не усаживал. А предложил всей компании продолжать заниматься своим делом. Сам же тем временем установил камеру, и когда внимание чаевников было целиком поглощено газетой и чаем, дал вспышку. Все в порядке!”

В таком же ключе сделан и другой снимок из раменского цикла – “Первая кинопередвижка”.

Свинцовое небо, проселочная дорога, дождь, слякоть, телега кинопередвижки вязнет в грязи. Унылый пейзаж. С точки зрения Игнатовича  в самой поездке отражается “поворот деревни к культуре”. На своей телеге Игнатович устанавливает громоздкую треногу с фотокамерой и экспонирует пластинки, когда колеса утопают в грязи и езда замедляется. В результате получилась фотография, ставшая символом перемен. 

Излюбленным мотивом сельских репортажей тех времен был трактор. Чаще всего на снимках трактор был в окружении восхищенной толпы крестьян. Игнатович придумал другой сюжет: “железного коня”, который пришел на смену крестьянской лошади, оседлал восторженный мальчишка.


Первый трактор. 1927 год

Скоро Игнатович становится одним из ведущих фотокорреспондентов страны. Он активный член Ассоциации фоторепортеров при московском Доме Печати. Его снимки охотно публикуют столичные журналы "Смена", "Прожектор", "Огонек", "30 дней", "Советское фото". 

Репортажи и фотографии Игнатовича на обложках журналов
"Советское фото", "Даешь", "Прожектор"


Н.Крупская с членами общества "Долой неграмотность" В.Калашниковым и П.Баркаковым.
1927 г.



 В детском саду


Выборы в деревне, 1928. Лозунг "Выбирайте в Советы батраков"


Пионеры и беспризорники. Москва, 1 мая 1927

 

 У Игнатовича оформляется свой стиль - динамичные кадры, часто - крупная деталь на первом плане, диагональная композиция.


У входа в Эрмитаж. 1931 г.

Одна из самых знаменитых фотографий “ У входа в Эрмитаж”- деталь мощной фигуры атланта становится символом культуры. А на фотографии первомайских праздников в Москве макет шарикоподшипника становится визуальной метафорой  одного из первенцев пятилетки. Вступившего в строй шарикоподшипникового завода. Величина макета подчеркивает громадье совершенного.

Первомай. Техника решает все. 1932 г.

Дирижер. Музыкальная олимпиада 1929 г.

Игнатович снимал на строительстве Волховской гидроэлектростанции, на металлическом заводе "Красный пролетарий", в Ленинградском порту при погрузке экспортного леса. В передовом по дизайну журнале "Даешь" почти в каждом номере был заверстан его фоторепортаж.

В 1930 – е годы фотографии Игнатовича посылают на зарубежные выставки в Лондон, Нью-Йорк, Прагу. На обложке каталога выставки в Литве напечатали фотографию “Казачка”, а голландский журнал “Фокус” восхищался снимком “Разлив стали”, который выставлялся в Амстердаме.

Казачка   Разлив стали. Металлургический комбинат "Азовсталь". Мариуполь

В предвоенное время Игнатович отходит от фоторепортажа и плотно работает в журнале “Строительство Москвы”, снимая жилые дома, станции метро, шлюзы, мосты.


Игнатович во время съемки на ВСХВ.1939 г.



Московский метрополитен. Станция "Сокол", Замоскворецкая линия

Концертный Зал имени Чайковского, фойе амфитеатра
 

В начале войны Игнатович работает военным корреспондентом газеты “Боевое знамя” 30-й армии Калининского фронта. В его снимках, сделанных по горячим следам боев, отражена суровая правда военных лет: сожженные деревни, люди, пережившие оккупацию. В 1943 году он получил приказ отправиться к партизанам на Брянщину, где он провел несколько месяцев и создал масштабную картину партизанской войны. Затем были съемки в кавалерийском соединении.

Бойцы

Радистка
Полевая кухня

Полевая кухня

Партизан с автоматом

Партизанка


В лазарете

  


Юный партизан, 1942 г


Семья партизан Брянщины 1943 г. 


Переправа через реку по разрушенному мосту



Партизаны

 

 

 

 
   


Партизаны. Отец и сын


Построение перед рейдом


Построение перед рейдом


Партизанский командир


Командиры

Гвардии рядовой
Отличившиеся в боях

   





И
Переправа


Коновод

В освобожденном селе
Немецкие трофейные плуги


Игнатович в Берлине. 1945 г.



Игнатович на съемках. 1947 г.



Еще в ранние 1930-е годы он пробует снимать
пейзаж



 


Сельский пейзаж



В лесу

Продолжает он снимать природу и на фронте


Березы  



Зимняя дорога



“Долго буду помнить Вашу серебряную березку. В
ней что-то есть от Есенина и Левитана” ,

-напишет классик русской светописи
М.Напельбаум 



В 1950-е годы Игнатович продолжал снимать для
журналов и издательств, основательно занялся цветной фотографией.


Яреськи. Украинский пейзаж с волами и Хата


Семен Буденный и Дочь Семена Буденного Нина  



Младший сын Буденного Михаил и любимый конь маршала по кличке Софист



Киев. Поселок Хрущева.



Бандурист




Игнатович снимает маршала С.М.Буденного на даче. 1952 г.



Б.Игнатович с сестрой О.Игнатович и критиком Л.Волковым-Ланитом на фотовыставке. Ок.1970


Б.Игнатович. 1972 г.



Он много занимался с молодежью, щедро делился
опытом: вел секцию фоторепортажа в московском фотоклубе “Новатор”, занимался с
любителями на заводе “Серп и молот”, готовился к выставкам. 



Он ушел из жизни в 1976 году, сумев создать
портрет поколения и стать классиком мирового фотоискусства.



Tags: Игнатович, История фотографии, Фотографы, Фотоискусство, Фотокорреспонденты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments